Именно финансовый рынок стал в 1998 году той частью денежно - кредитной сферы, где в наиболее острой форме отразились глубинные проблемы российской экономики. На первом этапе вплоть до августа нерешенность общеэкономических проблем снижала способность финансового рынка противостоять влиянию неблагоприятных внешних факторов. Нарастание кризисных процессов принимало форму волн нестабильности, привязанных к развитию мирового финансового кризиса. Второй этап, когда произошло дальнейшее резкое обострение внутриэкономических проблем, характеризовался практически полным прекращением работы основных секторов финансового рынка.
Рынок государственных ценных бумаг на протяжении первого этапа продолжал оказывать решающее влияние на состояние российского финансового рынка в целом. Это определялось как его функциональной ролью, так и широким присутствием на нем нерезидентов. На 01.08.98 на долю нерезидентов приходилось 32% находившихся в обращении ГКО - ОФЗ (по рыночной стоимости, без накопленного купонного дохода) среди резидентов основными держателями гособлигаций были банки (61,37%), главным образом Банк России и Сбербанк России.
Роль нерезидентов на рынке внутреннего государственного долга в 1998 году уже не была столь однозначно положительной, как на протяжении большей части прошлого года. Тогда наблюдался массированный приток средств иностранных инвесторов на рынок ГКО - ОФЗ, что стимулировало снижение доходности гособлигаций. Хотя в текущем году доля нерезидентов на рынке ГКО - ОФЗ колебалась около 30% и масштабного вывода их средств с рынка не наблюдалось, нерезиденты стали каналом, передающим влияние колебаний конъюнктуры международных финансовых рынков на российский рынок, тем самым объективно усиливая уязвимость последнего по отношению к кризисным ситуациям на внешних рынках.
Характерной чертой рынка государственных ценных бумаг в 1998 году являлось последовательное снижение котировок. Доходность портфеля ГКО выросла с 33% в январе до 71% в июле, достигая в отдельные дни 110 - 120%. В условиях растущей доходности гособлигаций Минфин России на протяжении большей части 1998 года (кроме февраля) проводил погашения с привлечением средств федерального бюджета. В июле Минфин России провел реструктуризацию накопленного внутреннего государственного долга по схеме, предусматривающей добровольный обмен ГКО на номинированные в долларах еврооблигации с длительными сроками обращения (7 и 20 лет), а также отказался от эмиссии новых выпусков ГКО. Это позволило частично снизить нагрузку на бюджет в III квартале и удлинить сроки заимствований. Однако кардинального оздоровления рынка не произошло.
В августе кризис вступил в новую стадию. Торговые сессии по госбумагам проходили при практически полном отсутствии спроса по любым ценам, рынок потерял ликвидность. Резко подскочившая доходность уже не отражала реальной стоимости госдолга, поскольку по ней совершались лишь единичные сделки. Разбалансированность рынка и трудности с погашением облигаций привели к объявлению намерения Правительства Российской Федерации переоформить все выпуски ГКО - ОФЗ со сроком погашения до 31 декабря 1999 года в новые долгосрочные государственные ценные бумаги и к технической остановке торгов.
ХАРАКТЕРИСТИКИ РЫНКА ГКО - ОФЗ В 1998 Г.
(НА КОНЕЦ ПЕРИОДА)
Рынок российских валютных долговых обязательств (еврооблигации, ОВВЗ и др.), являясь частью мирового финансового рынка, на протяжении почти всего 1998 года находился в кризисном состоянии. Последовательное снижение котировок российских валютных гособлигаций отмечалось с конца апреля. Особенно резкое падение котировок этих бумаг произошло в августе, одновременно резко снизилась ликвидность рынка. Эти обстоятельства создали для российских банков - держателей валютных облигаций дополнительные трудности в получении кредитов от банков - нерезидентов, поскольку данные инструменты уже не могли в полной мере служить обеспечением таких кредитов.
Внутренний валютный рынок сыграл особую роль в развертывании кризисной спирали: именно резкий рост девальвационных ожиданий стал фактором, раскачивавшим финансовый рынок в целом в первом полугодии 1998 года.
На протяжении этого периода политика плавного снижения курса национальной валюты в соответствии с ранее объявленными среднесрочными ориентирами оставалась неизменной, несмотря на прохождение финансового рынка через последовательные этапы кризиса.
Нарастание напряженности на российском финансовом рынке в мае - июне породило ускоренный рост форвардных котировок доллара к рублю, повышение рискованности форвардных операций доллар / рубль. Установление рыночных котировок доллара с поставкой в конце 1998 года на уровне выше верхней границы среднесрочного валютного коридора (7,15 рубля за 1 доллар в 1998 - 2000 годах) отразило утерю участниками валютного рынка уверенности в том, что органы денежно - кредитного регулирования смогут удержать курс российского рубля в ранее продекларированных пределах.
Пересмотр параметров курсовой политики и методов установления валютного курса рубля в августе стал логичным итогом развития кризисной ситуации на внутреннем валютном рынке. Однако новые условия курсовой политики не смогли стабилизировать спрос на иностранную валюту, что при отсутствующем адекватном ее предложении привело к обвальному падению курса рубля, достигавшего в начале сентября 20 рублей за доллар. После перехода к режиму плавающего курса с конца сентября курс стабилизировался на уровне 16 - 17 рублей за доллар.
В середине августа отмечалось резкое сужение оборотов рынка МБК, которое поначалу не сопровождалось даже соответствующим ростом ставок. Последние не демонстрировали резких скачков, так как основной формой проявления кризиса стала приостановка операций. Обесценение вложений банков в гособлигации привело к росту опасений относительно способности банков погашать обязательства по межбанковским кредитам. Однако серьезного раскручивания цепочки межбанковских неплатежей, сопровождавшихся крахом отдельных банков, удалось избежать.
В течение последнего года ситуацию на рынке корпоративных акций можно охарактеризовать как постоянно ухудшающуюся: за период с ноября 1997 года по настоящее время на основных торговых площадках (РТС и ММВБ) наблюдалась устойчивая тенденция снижения курса акций и сокращения оборотов торгов.
Кризис на российском фондовом рынке, начавшийся осенью прошлого года, был спровоцирован ухудшением ситуации на финансовых рынках стран Юго - Восточной Азии. Это вызвано тем, что на российском рынке акций в основном работали иностранные инвесторы (по различным оценкам, доля средств нерезидентов на рынке в отдельные периоды доходила до 70 - 95%). В то же время на конъюнктуру рынка оказывали воздействие и другие факторы: падение мировых цен на продукцию российских предприятий - экспортеров, недостаточные юридические гарантии обеспечения прав акционеров, неразвитость инфраструктуры рынка.
После объявления решений Правительства Российской Федерации и Банка России от 17 августа 1998 года резко изменились параметры всех секторов финансового рынка. Перед Банком России до конца 1998 года встала задача разработки механизма восстановления финансового рынка. В этих условиях Банк России предложил рынку собственные краткосрочные бескупонные облигации - ОБР. Эти облигации имеют краткосрочный характер - срок обращения составляет до 3 месяцев, максимальный объем эмиссии составляет 10 млрд. рублей.
В настоящее время рынок облигаций Банка России находится в стадии формирования. Интерес участников рынка к этим облигациям постепенно возрастает. К середине ноября были размещены 9 выпусков ОБР, в том числе 4 выпуска - на аукционах и 5 выпусков - на вторичных торгах. Погашено 5 выпусков, в обращении находятся 4 выпуска общим объемом около 2,4 млрд. рублей по номиналу. Ежедневный объем торгов этими облигациями составляет порядка 100 млн. рублей. Доходность ОБР на вторичном рынке в сентябре - октябре составляла около 70% годовых, а к середине ноября снизилась до 35%. Дюрация портфеля не превышает 30 дней. В условиях продолжающегося отсутствия торгов по ГКО - ОФЗ и нерешенности вопросов по процедуре обмена реструктурируемых ГКО - ОФЗ, а также относительной стабилизации обменного курса рубля облигации Банка России являются одним из немногих ликвидных, надежных и сравнительно доходных инструментов на российском финансовом рынке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей