Государственный бюджет и его состояние накладывают большие ограничения на постановку целей денежно - кредитной политики и их достижение. При нерастущей экономике финансирование дефицита бюджета принимает инфляционные формы или вытесняет другие сектора экономики с кредитного рынка вследствие роста процентных ставок по кредитам. Несоответствие фактических бюджетных расходов плановым (утвержденным) создавало в последние годы иллюзию низкого дефицита, позволило временно поддерживать низкую инфляцию и стабильный валютный курс.
В этих условиях выдвигается на первый план задача совершенствования налогового законодательства, управления бюджетным дефицитом и государственным долгом.
Закон "О федеральном бюджете на 1998 год" утвердил федеральный бюджет на 1998 год по расходам в сумме 499,9 млрд. рублей, а по доходам в сумме 367,5 млрд. рублей. Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 год установлен в размере 132,4 млрд. рублей, или 4,7% ВВП (см. таблицу 4).
В 1997 - 1998 ГГ. (В % К ВВП) <*>
-------------------------------
┌──────────────────────────────────────┬──────┬──────┬───────────┐
│ Показатель │1997 -│1998 -│1998 - факт│
│ │ факт │ план │ январь - │
│ │ │ │ сентябрь │
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼───────────┤
│Налоговые доходы │ 10,2│ 10,8│ 8,2 │
│Неналоговые доходы │ 1,7│ 1,0│ 0,9 │
│Итого доходов │ 13,3│ 12,9│ 10,2 │
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼───────────┤
│Непроцентные расходы │ 15,3│ 13,2│ 8,7 │
│Расходы по обслуживанию │ 1,6│ 4,4│ 4,5 │
│государственного долга │ │ │ │
│Итого расходов │ 16,9│ 17,6│ 13,2 │
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼───────────┤
├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼───────────┤
│ВВП, млрд. руб. │2586 │2840 │ 1881,1 │
└──────────────────────────────────────┴──────┴──────┴───────────┘
Доходы федерального бюджета (по данным Минфина России) за 9 месяцев 1998 года составили 192,1 млрд. рублей, или 10,2% ВВП, в то время как за соответствующий период прошлого года их уровень составил 10,9% ВВП.
ДИНАМИКА ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,
ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОЛГА ЗА 1995 - 1998 ГГ.
(В % К ВВП)
Начиная со II квартала 1998 года уровень налоговых платежей в ВВП снизился до беспрецедентного уровня. Так, если в апреле текущего года удельный вес в ВВП налогов составлял 9,2%, в мае - 9,3%, в июне - 8,4%, в июле - 8,7%, то в августе - 6,8%, а в сентябре - 6,0%.
За 9 месяцев текущего года поступление налоговых доходов составило 50,4% от предусмотренных в бюджете сумм, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 48,2%, налогу на прибыль - 48,4%, акцизам - 43,8% и по платежам за пользование природными ресурсами - лишь 24,9%.
Недовыполнение утвержденного бюджета имеет место и по неналоговым доходам. В целом уровень собираемости по ним составил 58,4%, в том числе по таким статьям, как доходы от продажи имущества, находящегося в госсобственности, - лишь 16,9%, по доходам от реализации государственных запасов - 46,5%.
Столь значительное неисполнение бюджета по основным видам налогов и других обязательных платежей объясняется критическим сужением налогооблагаемой базы из-за реального падения производства, увеличением объемов неплатежей, сокращением налога на прибыль из-за роста убыточности предприятий.
Задолженность по налоговым платежам на 1 октября 1998 года (по данным Госналогслужбы России) возросла на 42,9 млрд. рублей и составила 146,4 млрд. рублей. Из общего объема задолженности в федеральный бюджет доля недоимки составила 95,2%, отсроченных платежей - 4,8% (см. таблицу 5).
ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ПО ДАННЫМ МИНФИНА РОССИИ, МЛРД. РУБ.)
┌───────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬────────┐
│ Наименование │ На │ На │ На │ На │Удельный│
│ │1.01.98│1.04.98│1.07.98│1.10.98│ вес в │
│ │ │ │ │ │ общей │
│ │ │ │ │ │ сумме │
│ │ │ │ │ │долга на│
│ │ │ │ │ │1.10.98,│
│ │ │ │ │ │ % │
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│внутренний долг│ │ │ │ │ │
│Российской Федерации │ 499,55│ 603,03│ 628,48│ 699,11│ 100,00│
│В том числе: │ │ │ │ │ │
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│краткосрочные облигации│ 272,61│ 288,74│ 281,97│ 216,29│ 30,94│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Облигации федеральных│ │ │ │ │ │
│займов с переменным│ │ │ │ │ │
│купонным доходом │ 47,62│ 45,56│ 43,98│ 42,72│ 6,11│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│государственного │ │ │ │ │ │
│сберегательного займа │ 13,08│ 14,97│ 14,49│ 14,64│ 2,09│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Облигации федеральных│ │ │ │ │ │
│займов с постоянным│ │ │ │ │ │
│купонным доходом │ 115,77│ 139,64│ 168,91│ 198,38│ 28,38│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Векселя МФ РФ, выданные│ │ │ │ │ │
│при переоформлении│ │ │ │ │ │
│задолженности по│ │ │ │ │ │
│централизованным │ │ │ │ │ │
│кредитам и начисленным│ │ │ │ │ │
│процентам организаций│ │ │ │ │ │
│АПК, организаций,│ │ │ │ │ │
│осуществляющих завоз│ │ │ │ │ │
│товаров на Крайний│ │ │ │ │ │
│Север │ 25,00│ 25,00│ 25,00│ 25,00│ 3,58│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Задолженность по АО│ │ │ │ │ │
│"КамАЗ", оформленная в│ │ │ │ │ │
│векселя Министерства│ │ │ │ │ │
│финансов Российской│ │ │ │ │ │
│Федерации, а также│ │ │ │ │ │
│векселя Минфина России│ │ │ │ │ │
│по прочей и другой│ │ │ │ │ │
│задолженности │ 1,99│ 1,99│ 1,99│ 1,99│ 0,29│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Задолженность по АПК,│ │ │ │ │ │
│переоформленная в│ │ │ │ │ │
│векселя Министерства│ │ │ │ │ │
│финансов Российской│ │ │ │ │ │
│Федерации │ 3,92│ 3,92│ 3,92│ 3,89│ 0,56│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│государственные │ │ │ │ │ │
│гарантии │ 3,47│ 0,98│ 0,87│ 0,88│ 0,13│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│внутренний долг│ │ │ │ │ │
│Российской Федерации,│ │ │ │ │ │
│принятый от бывшего│ │ │ │ │ │
│СССР │ 0,19│ 0,19│ 0,19│ 0,19│ 0,03│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Целевой заем 1990 года │ 2,04│ 1,95│ 1,92│ 2,02│ 0,29│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Государственный заем│ │ │ │ │ │
│РСФСР 1991 года │ 0,08│ 0,08│ 0,08│ 0,08│ 0,01│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Государственный заем│ │ │ │ │ │
│1992 года │ 0,11│ 0,12│ 0,12│ 0,12│ 0,02│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Целевые вклады и чеки│ │ │ │ │ │
│на автомобили │ 3,30│ 3,23│ 3,13│ 3,08│ 0,44│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│предприятий текстильной│ │ │ │ │ │
│промышленности │ │ │ │ │ │
│Ивановской области по│ │ │ │ │ │
│неуплаченным процентам│ │ │ │ │ │
│за пользование│ │ │ │ │ │
│централизованными │ │ │ │ │ │
│кредитами, оформленная│ │ │ │ │ │
│в векселя Минфина РФ │ 0,56│ 0,56│ 0,56│ 0,56│ 0,08│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│техническим кредитам,│ │ │ │ │ │
│предоставленным ЦБ РФ│ │ │ │ │ │
│странам СНГ │ 2,41│ 2,41│ 2,41│ 2,41│ 0,34│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│государственных │ │ │ │ │ │
│нерыночных займов │ 1,77│ 0,17│ 4,35│ 4,34│ 0,62│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│Авалированные векселя│ │ │ │ │ │
│Агропромбанку │ 0,54│ 0,49│ 0,54│ 0,54│ 0,08│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│централизованным │ │ │ │ │ │
│кредитам предприятий│ │ │ │ │ │
│ТЭК и других отраслей │ 5,00│ 5,00│ 5,00│ 5,00│ 0,72│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│централизованным │ │ │ │ │ │
│кредитам и процентам по│ │ │ │ │ │
│ним организаций АПК│ │ │ │ │ │
│Челябинской области и│ │ │ │ │ │
│АО "Черкейгэсстрой" │ 0,09│ 0,09│ 0,09│ 0,09│ 0,01│
├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤
│внутреннему валютному│ │ │ │ │ │
│долгу │ │ 67,93│ 68,95│ 176,89│ 25,30│
└───────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┘
Банк России в 1998 году продолжает взаимодействие с Минфином России и другими органами исполнительной власти по проведению мероприятий, направленных на ускорение перехода на казначейское исполнение федерального бюджета. На 1 ноября текущего года реализуется право совершать операции по счетам по учету доходов федерального бюджета органами Федерального казначейства на территории 85 субъектов Российской Федерации, по учету средств федерального бюджета - 88.
В целях дальнейшего совершенствования управления средствами федерального бюджета органами Федерального казначейства Банк России совместно с Минфином России разрабатывают концепцию функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета.
Сложная ситуация с формированием доходной части федерального бюджета привела к тому, что собранных средств оказалось недостаточно для исполнения расходной части федерального бюджета в утвержденных объемах. По отчетным данным, расходы федерального бюджета на 1 октября 1998 года были профинансированы на 49,8% от утвержденного бюджета.
Самой крупной статьей федерального бюджета за девять месяцев текущего года являлись расходы по обслуживанию государственного долга, которые составили 85,1 млрд. рублей (34,1% от расходов федерального бюджета и 4,5% ВВП) по сравнению с 28,7 трлн. рублей (соответственно - 10,5 и 1,5%) за соответствующий период прошлого года, что было связано с ростом доходности государственных долговых обязательств.
Уровень дефицита федерального бюджета остается высоким. Его финансирование осуществлялось главным образом за счет заимствований, среди которых большую часть составляли кредиты международных финансовых организаций, а также иностранных коммерческих банков и фирм.
Политика в области внутренних заимствований для финансирования бюджетного дефицита была направлена на сдерживание новых выпусков государственных ценных бумаг. При этом выпуск облигаций федерального займа осуществлялся только для рефинансирования государственного долга. Однако в сентябре - ноябре 1998 года Минфин России вынужден был осуществить эмиссию ОФЗ - ПД с целью привлечения средств для финансирования неотложных мероприятий по выплате заработной платы, денежного довольствия, пенсий, стипендий и пособий.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей