Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год.

Государственные финансы

Государственный бюджет и его состояние накладывают большие ограничения на постановку целей денежно - кредитной политики и их достижение. При нерастущей экономике финансирование дефицита бюджета принимает инфляционные формы или вытесняет другие сектора экономики с кредитного рынка вследствие роста процентных ставок по кредитам. Несоответствие фактических бюджетных расходов плановым (утвержденным) создавало в последние годы иллюзию низкого дефицита, позволило временно поддерживать низкую инфляцию и стабильный валютный курс.

В этих условиях выдвигается на первый план задача совершенствования налогового законодательства, управления бюджетным дефицитом и государственным долгом.

Закон "О федеральном бюджете на 1998 год" утвердил федеральный бюджет на 1998 год по расходам в сумме 499,9 млрд. рублей, а по доходам в сумме 367,5 млрд. рублей. Предельный размер дефицита федерального бюджета на 1998 год установлен в размере 132,4 млрд. рублей, или 4,7% ВВП (см. таблицу 4).

Таблица 4

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ БЮДЖЕТА

В 1997 - 1998 ГГ. (В % К ВВП) <*>

-------------------------------

<*> Источник: Минфин России.

┌──────────────────────────────────────┬──────┬──────┬───────────┐

│ Показатель │1997 -│1998 -│1998 - факт│

│ │ факт │ план │ январь - │

│ │ │ │ сентябрь │

├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼───────────┤

│Налоговые доходы │ 10,2│ 10,8│ 8,2 │

│Неналоговые доходы │ 1,7│ 1,0│ 0,9 │

│Итого доходов │ 13,3│ 12,9│ 10,2 │

├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼───────────┤

│Непроцентные расходы │ 15,3│ 13,2│ 8,7 │

│Расходы по обслуживанию │ 1,6│ 4,4│ 4,5 │

│государственного долга │ │ │ │

│Итого расходов │ 16,9│ 17,6│ 13,2 │

├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼───────────┤

│Дефицит │ 3,6│ 4,7│ 3,0 │

├──────────────────────────────────────┼──────┼──────┼───────────┤

│ВВП, млрд. руб. │2586 │2840 │ 1881,1 │

└──────────────────────────────────────┴──────┴──────┴───────────┘

Доходы федерального бюджета (по данным Минфина России) за 9 месяцев 1998 года составили 192,1 млрд. рублей, или 10,2% ВВП, в то время как за соответствующий период прошлого года их уровень составил 10,9% ВВП.

ДИНАМИКА ДЕФИЦИТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,

ВНУТРЕННЕГО И ВНЕШНЕГО ДОЛГА ЗА 1995 - 1998 ГГ.

(В % К ВВП)

(Диаграмма не приводится.)

Начиная со II квартала 1998 года уровень налоговых платежей в ВВП снизился до беспрецедентного уровня. Так, если в апреле текущего года удельный вес в ВВП налогов составлял 9,2%, в мае - 9,3%, в июне - 8,4%, в июле - 8,7%, то в августе - 6,8%, а в сентябре - 6,0%.

За 9 месяцев текущего года поступление налоговых доходов составило 50,4% от предусмотренных в бюджете сумм, в том числе по налогу на добавленную стоимость - 48,2%, налогу на прибыль - 48,4%, акцизам - 43,8% и по платежам за пользование природными ресурсами - лишь 24,9%.

Недовыполнение утвержденного бюджета имеет место и по неналоговым доходам. В целом уровень собираемости по ним составил 58,4%, в том числе по таким статьям, как доходы от продажи имущества, находящегося в госсобственности, - лишь 16,9%, по доходам от реализации государственных запасов - 46,5%.

Столь значительное неисполнение бюджета по основным видам налогов и других обязательных платежей объясняется критическим сужением налогооблагаемой базы из-за реального падения производства, увеличением объемов неплатежей, сокращением налога на прибыль из-за роста убыточности предприятий.

Задолженность по налоговым платежам на 1 октября 1998 года (по данным Госналогслужбы России) возросла на 42,9 млрд. рублей и составила 146,4 млрд. рублей. Из общего объема задолженности в федеральный бюджет доля недоимки составила 95,2%, отсроченных платежей - 4,8% (см. таблицу 5).

Таблица 5

ОБЪЕМ И СТРУКТУРА

ГОСУДАРСТВЕННОГО ВНУТРЕННЕГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ПО ДАННЫМ МИНФИНА РОССИИ, МЛРД. РУБ.)

┌───────────────────────┬───────┬───────┬───────┬───────┬────────┐

│ Наименование │ На │ На │ На │ На │Удельный│

│ │1.01.98│1.04.98│1.07.98│1.10.98│ вес в │

│ │ │ │ │ │ общей │

│ │ │ │ │ │ сумме │

│ │ │ │ │ │долга на│

│ │ │ │ │ │1.10.98,│

│ │ │ │ │ │ % │

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Государственный │ │ │ │ │ │

│внутренний долг│ │ │ │ │ │

│Российской Федерации │ 499,55│ 603,03│ 628,48│ 699,11│ 100,00│

│В том числе: │ │ │ │ │ │

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Государственные │ │ │ │ │ │

│краткосрочные облигации│ 272,61│ 288,74│ 281,97│ 216,29│ 30,94│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Облигации федеральных│ │ │ │ │ │

│займов с переменным│ │ │ │ │ │

│купонным доходом │ 47,62│ 45,56│ 43,98│ 42,72│ 6,11│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Облигации │ │ │ │ │ │

│государственного │ │ │ │ │ │

│сберегательного займа │ 13,08│ 14,97│ 14,49│ 14,64│ 2,09│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Облигации федеральных│ │ │ │ │ │

│займов с постоянным│ │ │ │ │ │

│купонным доходом │ 115,77│ 139,64│ 168,91│ 198,38│ 28,38│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Векселя МФ РФ, выданные│ │ │ │ │ │

│при переоформлении│ │ │ │ │ │

│задолженности по│ │ │ │ │ │

│централизованным │ │ │ │ │ │

│кредитам и начисленным│ │ │ │ │ │

│процентам организаций│ │ │ │ │ │

│АПК, организаций,│ │ │ │ │ │

│осуществляющих завоз│ │ │ │ │ │

│товаров на Крайний│ │ │ │ │ │

│Север │ 25,00│ 25,00│ 25,00│ 25,00│ 3,58│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Задолженность по АО│ │ │ │ │ │

│"КамАЗ", оформленная в│ │ │ │ │ │

│векселя Министерства│ │ │ │ │ │

│финансов Российской│ │ │ │ │ │

│Федерации, а также│ │ │ │ │ │

│векселя Минфина России│ │ │ │ │ │

│по прочей и другой│ │ │ │ │ │

│задолженности │ 1,99│ 1,99│ 1,99│ 1,99│ 0,29│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Задолженность по АПК,│ │ │ │ │ │

│переоформленная в│ │ │ │ │ │

│векселя Министерства│ │ │ │ │ │

│финансов Российской│ │ │ │ │ │

│Федерации │ 3,92│ 3,92│ 3,92│ 3,89│ 0,56│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Выданные │ │ │ │ │ │

│государственные │ │ │ │ │ │

│гарантии │ 3,47│ 0,98│ 0,87│ 0,88│ 0,13│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Государственный │ │ │ │ │ │

│внутренний долг│ │ │ │ │ │

│Российской Федерации,│ │ │ │ │ │

│принятый от бывшего│ │ │ │ │ │

│СССР │ 0,19│ 0,19│ 0,19│ 0,19│ 0,03│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Целевой заем 1990 года │ 2,04│ 1,95│ 1,92│ 2,02│ 0,29│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Государственный заем│ │ │ │ │ │

│РСФСР 1991 года │ 0,08│ 0,08│ 0,08│ 0,08│ 0,01│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Государственный заем│ │ │ │ │ │

│1992 года │ 0,11│ 0,12│ 0,12│ 0,12│ 0,02│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Целевые вклады и чеки│ │ │ │ │ │

│на автомобили │ 3,30│ 3,23│ 3,13│ 3,08│ 0,44│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Задолженность │ │ │ │ │ │

│предприятий текстильной│ │ │ │ │ │

│промышленности │ │ │ │ │ │

│Ивановской области по│ │ │ │ │ │

│неуплаченным процентам│ │ │ │ │ │

│за пользование│ │ │ │ │ │

│централизованными │ │ │ │ │ │

│кредитами, оформленная│ │ │ │ │ │

│в векселя Минфина РФ │ 0,56│ 0,56│ 0,56│ 0,56│ 0,08│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Задолженность по│ │ │ │ │ │

│техническим кредитам,│ │ │ │ │ │

│предоставленным ЦБ РФ│ │ │ │ │ │

│странам СНГ │ 2,41│ 2,41│ 2,41│ 2,41│ 0,34│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Облигации │ │ │ │ │ │

│государственных │ │ │ │ │ │

│нерыночных займов │ 1,77│ 0,17│ 4,35│ 4,34│ 0,62│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Авалированные векселя│ │ │ │ │ │

│Агропромбанку │ 0,54│ 0,49│ 0,54│ 0,54│ 0,08│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Задолженность по│ │ │ │ │ │

│централизованным │ │ │ │ │ │

│кредитам предприятий│ │ │ │ │ │

│ТЭК и других отраслей │ 5,00│ 5,00│ 5,00│ 5,00│ 0,72│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Задолженность по│ │ │ │ │ │

│централизованным │ │ │ │ │ │

│кредитам и процентам по│ │ │ │ │ │

│ним организаций АПК│ │ │ │ │ │

│Челябинской области и│ │ │ │ │ │

│АО "Черкейгэсстрой" │ 0,09│ 0,09│ 0,09│ 0,09│ 0,01│

├───────────────────────┼───────┼───────┼───────┼───────┼────────┤

│Задолженность по│ │ │ │ │ │

│внутреннему валютному│ │ │ │ │ │

│долгу │ │ 67,93│ 68,95│ 176,89│ 25,30│

└───────────────────────┴───────┴───────┴───────┴───────┴────────┘

Банк России в 1998 году продолжает взаимодействие с Минфином России и другими органами исполнительной власти по проведению мероприятий, направленных на ускорение перехода на казначейское исполнение федерального бюджета. На 1 ноября текущего года реализуется право совершать операции по счетам по учету доходов федерального бюджета органами Федерального казначейства на территории 85 субъектов Российской Федерации, по учету средств федерального бюджета - 88.

В целях дальнейшего совершенствования управления средствами федерального бюджета органами Федерального казначейства Банк России совместно с Минфином России разрабатывают концепцию функционирования единого счета Федерального казначейства Минфина России по учету доходов и средств федерального бюджета.

Сложная ситуация с формированием доходной части федерального бюджета привела к тому, что собранных средств оказалось недостаточно для исполнения расходной части федерального бюджета в утвержденных объемах. По отчетным данным, расходы федерального бюджета на 1 октября 1998 года были профинансированы на 49,8% от утвержденного бюджета.

Самой крупной статьей федерального бюджета за девять месяцев текущего года являлись расходы по обслуживанию государственного долга, которые составили 85,1 млрд. рублей (34,1% от расходов федерального бюджета и 4,5% ВВП) по сравнению с 28,7 трлн. рублей (соответственно - 10,5 и 1,5%) за соответствующий период прошлого года, что было связано с ростом доходности государственных долговых обязательств.

Уровень дефицита федерального бюджета остается высоким. Его финансирование осуществлялось главным образом за счет заимствований, среди которых большую часть составляли кредиты международных финансовых организаций, а также иностранных коммерческих банков и фирм.

Политика в области внутренних заимствований для финансирования бюджетного дефицита была направлена на сдерживание новых выпусков государственных ценных бумаг. При этом выпуск облигаций федерального займа осуществлялся только для рефинансирования государственного долга. Однако в сентябре - ноябре 1998 года Минфин России вынужден был осуществить эмиссию ОФЗ - ПД с целью привлечения средств для финансирования неотложных мероприятий по выплате заработной платы, денежного довольствия, пенсий, стипендий и пособий.