Приложение N 1. Элементы для интеграции системы менеджмента качества и системы менеджмента бережливого производства (по разделам стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2015 и ГОСТ Р 56404-2015)

Приложение N 1

к Рекомендациям по применению

принципов бережливого производства

в различных отраслях промышленности

ЭЛЕМЕНТЫ

ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА И СИСТЕМЫ

МЕНЕДЖМЕНТА БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА (ПО РАЗДЕЛАМ

СТАНДАРТОВ ГОСТ Р ИСО 9001-2015 И ГОСТ Р 56404-2015)

Наименования общих разделов ГОСТ Р ИСО 9001 и ГОСТ Р 56404

Элементы для интеграции СМК и СМБП

4. Среда организации (ГОСТ Р ИСО 9001); 4 Организационная среда (контекст) (ГОСТ Р 56404)

ГОСТ Р ИСО 9001

ГОСТ Р 56404

Единая система мониторинга и анализа информации о внешних и внутренних факторах, влияющих на стратегические направления, цели и результаты деятельности организации как в области качества, так и бережливого производства

4.1 Понимание организации и ее среды

4.1 Понимание организации и связанного с ней контекста

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

4.2 Понимание потребностей и ожиданий заинтересованных сторон

Единая система мониторинга и анализа информации о заинтересованных сторонах организации, их требованиях, потребностях и ожиданиях, а также совместная процедура определения требований к выходным параметрам потока создания ценности, направленным на удовлетворение заинтересованных сторон

4.3 Определение области применения системы менеджмента качества

4.3 Определение области применения СМБП

Установленные границы СМК и СМБП и элементы для их интеграции, периодический анализ на наличие конфликта интересов, противоречий, дублирования функций и документации и так далее

4.4 Система менеджмента качества и ее процессы

4.4 СМБП

Единая система взаимосвязанных процессов для СМК и СМБП, включая описывающую их документированную информацию и управление ими

5. Лидерство

ГОСТ Р ИСО 9001

ГОСТ Р 56404

Применение высшим руководством единых подходов, способов и механизмов демонстрации лидерства, приверженности и взятых обязательств в отношении СМК и СМБП (включая целеполагание, интеграцию требований в бизнес-процессы, обеспечение ресурсами и так далее)

5.1 Лидерство и приверженность

5.1 Лидерство и обязательства руководства

5.2 Политика

5.2 Политика в области БП

Единая политика либо согласованные политики в области качества и БП, а также единые способы доведения политик до персонала организации

5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации

5.3 Организационные роли, ответственность и полномочия

Единые механизмы и процедуры определения, доведения до сведения сотрудников организации обязанностей, ответственности, полномочий и соответствующих функций

6. Планирование

ГОСТ Р ИСО 9001

ГОСТ Р 56404

Единая процедура (методика) управления рисками в организации, согласованные между собой действия в отношении рисков и возможностей

6.1 Действия в отношении рисков и возможностей

6.1 Действия в отношении рисков и возможностей

6.2 Цели в области качества и планирование их достижения

6.2 Цели СМБП и планирование их достижения

Общие единые цели организации, сбалансированные цели в области качества и БП.

Единая процедура по установлению, каскадированию, мониторингу целей организации, а также мотивации сотрудников к их достижению

7. Средства обеспечения (ГОСТ Р ИСО 9001); 7 Вспомогательные средства (ГОСТ Р 56404)

ГОСТ Р ИСО 9001

ГОСТ Р 56404

Совместное управление ресурсами, а именно единая процедура принятия решений по управлению ресурсами, единая процедура согласования по обеспечению, распределению ресурсов (человеческие ресурсы, инфраструктура, среда для функционирования процессов, ресурсы для мониторинга и измерений).

Единые методы мотивации персонала. Единая база знаний и лучших практик в области качества и БП

7.1 Ресурсы

7.1 Ресурсы

7.2 Компетентность

7.2 Компетентность

Общие согласованные перечни компетенций персонала организации, совместные планы обучения, программы и методы обучения

7.3 Осведомленность

7.3 Осведомленность

Общие каналы, способы и методы обеспечения осведомленности, включая методы визуализации, стенды (единая система управления осведомленностью персонала)

7.4 Обмен информацией

7.4 Обмен информацией

Общие каналы, способы и методы обмена информацией

7.5 Документированная информация

7.5 Документированная информация

Общие процедуры управления документированной информацией, общие формы представления документированной информации.

Единый перечень документов СМБП и СМК в организации, на рабочих местах, участках, отделах.

Единая процедура по созданию, актуализации документированной информации

8. Деятельность на стадиях жизненного цикла продукции и услуг (ГОСТ Р ИСО 9001); 8 Операционная деятельность (ГОСТ Р 56404)

ГОСТ Р ИСО 9001

ГОСТ Р 56404

Межфункциональное взаимодействие при планировании, организации и управлении потоком создания ценности.

Солидарная ответственность за поток создания ценности (скорость потока, качество продукции, анализ причин, специализированные действия).

Каскадирование единой системы показателей на потоки и процессы, общий план с точки зрения менеджмента качества и БП

8.1 Планирование и управление деятельностью на стадиях жизненного цикла продукции и услуг

8.1 Планирование и управление операционной деятельностью

8.2 Требования к продукции и услугам

8.2 Определение требований потребителей к продукции и услугам

Общий перечень требований к продукции и услугам, включая сроки поставки, качественные характеристики, цену, себестоимость продукции и др.

Единые процедуры определения, анализа и доведения до сведения сотрудников организации требований потребителей к продукции и услугам

8.3 Проектирование и разработка продукции и услуг

8.3 Проектирование

В проекты по проектированию и разработке продукции/услуг и процессов изготовления продукции/оказания услуг входят специалисты по качеству и БП.

Проектирование продукции и процессов осуществляется с учетом целей по себестоимости и качеству.

Проектирование потока создания ценности на этапе разработки технологии производства продукции или оказания услуги.

На этапе разработки технологии производства продукции или оказания услуги осуществляется разработка стандартизированных процедур

8.4 Управление процессами, продукцией и услугами, поставляемыми внешними поставщиками

8.4 Управление внешним снабжением (поставщиками)

Требования к поставщикам и внешнему снабжению устанавливаются совместно, общий перечень требований к поставщикам (качество, стоимость, сроки).

Процедура и критерии выбора, оценки, мониторинга, развития поставщиков учитывают аспекты качества и БП

8.5 Производство продукции и предоставление услуг

8.5 Производство продукции и оказание услуг, послепродажное обслуживание

Совместное управление выходными параметрами потока продукции и услуг

9. Оценка результатов деятельности (ГОСТ Р ИСО 9001); 9 Оценка качества функционирования (ГОСТ Р 56404)

ГОСТ Р ИСО 9001

ГОСТ Р 56404

Общие процедуры мониторинга, измерения, анализа и оценки, единые процедуры сбора данных

9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка

9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка

9.2 Внутренний аудит

9.2 Внутренние аудиты

Общие процедуры проведения внутренних аудитов

9.3 Анализ со стороны руководства

9.3 Анализ со стороны руководства

Общие процедуры проведения анализа со стороны руководства

10. Улучшение

ГОСТ Р ИСО 9001

ГОСТ Р 56404

Единая процедура анализа причин несоответствий и разработки корректирующих действий

10.2 Несоответствия и корректирующие действия

10.1 Несоответствия и корректирующие действия

10.3 Постоянное улучшение

10.2 Постоянное улучшение

Общие формы организации работников для вовлечения в деятельность по постоянному улучшению (например, кайдзен-группы, группы рационализаторов), совместные проекты по улучшениям