См. Доклад о результатах мониторинга правоприменения в Российской Федерации за 2016 год.

Дошкольное образование

В соответствии с пунктом 6 плана мониторинга Минобрнауки России, Рособрнадзором и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации проведен мониторинг правоприменения в сфере действия Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), а также подзаконных нормативных правовых актов.

В результате осуществления мониторинга установлено следующее.

В целях совершенствования законодательства Российской Федерации принято 2 федеральных закона, издано 9 подзаконных нормативных правовых актов, необходимость принятия которых связана с реализацией положений Федерального закона N 273-ФЗ (приложение N 6).

При обобщении правоприменительной практики установлено отсутствие нормативной правовой базы, регулирующей функционирование региональных систем учета детей, подлежащих обучению, в том числе по образовательным программам дошкольного образования, что не позволяет в полной мере обеспечить учет детей для получения мест в дошкольных образовательных организациях и реализовать право граждан на общедоступное дошкольное образование. В связи с этим Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу проект федерального закона N 1048557-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий создание государственной системы "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам" (пункт 2 приложения N 11).

В целях обеспечения регламентации работы указанной системы Правительством Российской Федерации поручено Минобрнауки России разработать проект постановления Правительства Российской Федерации "О государственной системе "Единая федеральная межведомственная система учета контингента обучающихся по основным и дополнительным образовательным программам" (пункт 4 приложения N 12).

При проведении мониторинга правоприменения также выявлено отсутствие единой понятийно-терминологической системы в нормативных правовых актах, регулирующих данную сферу правоотношений (подпункт "б" пункта 10 методики).

В настоящее время не во всех нормативных правовых актах, регулирующих вопросы дошкольного образования, понятийно-терминологическая система приведена в соответствие с Федеральным законом N 273-ФЗ. Так, в части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), Законе Российской Федерации от 21 марта 1991 г. N 943-I "О налоговых органах Российской Федерации", федеральных законах от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" используется понятие "дошкольное учреждение", тогда как Федеральным законом N 273-ФЗ закреплено понятие "дошкольная образовательная организация". В целях устранения указанных проблем Минобрнауки России разрабатывается проект федерального закона, предусматривающий в том числе внесение соответствующих изменений в указанные законодательные акты (пункт 3 приложения N 11).

При проведении анализа правоприменительной практики по показателю наличия противоречий между нормативными правовыми актами общего характера и нормативными правовыми актами специального характера, регулирующими однородные отношения (подпункт "а" пункта 10 методики), выявлено наличие противоречий между пунктом 14 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 (зарегистрирован Минюстом России 26 сентября 2013 г., N 30038), и пунктом 1.3 санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26, в части установления режима работы дошкольных образовательных организаций. В целях устранения противоречий Минобрнауки России разрабатывается проект нормативного правового акта, предусматривающего внесение изменений в данный Порядок.

При осуществлении мониторинга правоприменения по показателям, установленным пунктом 9 методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих соответствующие правоотношения, не выявлены.