Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Особенности реализации образовательных программ высшего образования - программ магистратуры

IV. Особенности реализации образовательных программ высшего

образования - программ магистратуры

55. Направленность (профиль) программ магистратуры устанавливается образовательной организацией в рамках соответствующих направлений подготовки.

56. В образовательной программе подготовки магистров выделяются базовая и вариативная части.

Базовая часть является обязательной вне зависимости от направленности (профиля) образовательной программы и предусматривает формирование у обучающихся компетенций, установленных федеральным государственным образовательным стандартом и квалификационными требованиями. Она включает в себя дисциплины (модули) и практики, установленные этим стандартом и квалификационными требованиями, дисциплины (модули) и практики, установленные образовательной организацией, а также государственную итоговую аттестацию.

Вариативная часть разрабатывается образовательной организацией и направлена на расширение и (или) углубление у обучающихся компетенций, устанавливаемых в базовой части образовательной программы, а также формирование компетенций, устанавливаемых образовательной организацией дополнительно.

57. Срок обучения по программам магистратуры исчисляется в годах, а объем образовательной программы измеряется количеством зачетных единиц. Объем образовательной программы определяется учебной нагрузкой обучающегося при освоении образовательной программы, которая включает в себя все виды учебной деятельности, предусмотренные учебным планом для достижения планируемых результатов обучения. Для измерения объема образовательной программы и ее составных частей используется зачетная единица, представляющая собой унифицированную единицу измерения трудоемкости учебной нагрузки обучающегося по всем видам учебной деятельности. Величина одной зачетной единицы составляет 36 академических часов или 27 астрономических часов. Продолжительность академического часа - 45 минут. Объем реализуемой образовательной программы, установленный федеральным государственным образовательным стандартом, изменяться не может, а трудоемкость одного года обучения должна составлять не более 75 зачетных единиц <1>.

--------------------------------

<1> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2013 N 1367.

58. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении образовательной программы при очной форме обучения составляет 14 академических часов.

59. Общее руководство научным содержанием и образовательной частью образовательной программы магистратуры осуществляется научно-педагогическим работником образовательной организации, имеющим ученую степень доктора наук и (или) ученое звание профессора соответствующего профиля, а также стаж работы в образовательных организациях высшего образования не менее трех лет.

60. Государственная итоговая аттестация по программам магистратуры включает в себя защиту выпускной квалификационной работы, а также государственный экзамен, устанавливаемый по решению ученого совета образовательной организации.

61. Обучающимися образовательной организации по программам магистратуры готовится выпускная квалификационная работа в виде магистерской диссертации.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательной организацией на основании федеральных государственных образовательных стандартов, а также квалификационных требований.

Магистерская диссертация представляет собой самостоятельный, логически завершенный научный труд, ориентированный на области знаний и содержащий решение задач по видам деятельности, определяемые направленностью образовательной программы.

Обучающемуся предоставляется право самостоятельного выбора темы из утвержденного перечня тем магистерских диссертаций. Обучающийся имеет право предложить свою тему магистерской диссертации при условии подтверждения целесообразности ее разработки ученым советом образовательной организации.

Для непосредственного руководства процессом подготовки магистерской диссертации каждому обучающемуся назначается научный руководитель из числа научно-педагогических работников образовательной организации, имеющий ученую степень и (или) ученое звание. Допускается одновременное руководство не более чем десятью обучающимися.

Выбранные темы магистерских диссертаций и научные руководители закрепляются за обучающимися приказом ректора образовательной организацией до 1 декабря года начала освоения программы магистратуры.

Время для работы обучающихся над магистерской диссертацией выделяется в соответствии с учебным планом.

Магистерская диссертация выполняется в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и включает в себя:

исследование предметной области в рамках темы магистерской диссертации по библиографическим источникам;

исследование научных подходов и методик, инструментальных средств и программно-аппаратных систем, необходимых для решения поставленной задачи;

решения поставленной задачи с обоснованием применяемых методов и средств;

обработку экспериментальных данных и формулирование полученных результатов.

В целях контроля сроков и качества разработки магистерской диссертации на заседаниях кафедры регулярно организуется заслушивание обучающихся и научных руководителей о ходе подготовки магистерских диссертаций.

Завершенная магистерская диссертация с письменным отзывом научного руководителя представляется на кафедру для ее рассмотрения на заседании кафедры на предмет допуска к защите или обсуждению (предварительной защите) на кафедре.

Допущенная к защите магистерская диссертация подлежит рецензированию. Для проведения рецензирования выпускная квалификационная работа направляется организацией одному или нескольким рецензентам из числа лиц, не являющихся работниками кафедры, на которой выполнена выпускная квалификационная работа. Рецензент проводит анализ выпускной квалификационной работы и представляет в организацию письменную рецензию на указанную работу.

Магистерская диссертация с рецензией и отзывом научного руководителя представляется государственной экзаменационной комиссии образовательной организацией для защиты.

62. Обучающиеся, выполнившие требования учебного плана и учебных программ в полном объеме, завершившие разработку магистерской диссертации и представившие ее в установленные сроки на кафедру для рецензирования, приказом ректора образовательной организации допускаются к государственной итоговой аттестации.

63. Заочное обучение сотрудников Следственного комитета, зачисленных в образовательные организации (далее - обучающиеся-заочники), проводится по учебным планам, разработанным образовательной организацией на основе учебных планов очного обучения, и по учебным программам дисциплин (модулей), единым для очного и заочного обучения.

64. В зависимости от направления подготовки срок освоения программы магистратуры по заочной форме обучения составляет от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев.

65. Заочное обучение осуществляется путем проведения сборов в образовательной организации и самостоятельной работы обучающихся-заочников в периоды между сборами.

В образовательных организациях сборы с обучающимися-заочниками проводятся в виде установочного сбора, учебных сборов и итогово-выпускного сбора.

Общая продолжительность установочного и учебного или двух учебных сборов в течение курса обучения составляет два месяца. Сроки их проведения определяются учебными планами заочного обучения.

Во время установочного сбора с обучающимися-заочниками проводятся организационные мероприятия по освоению программы магистратуры, учебные занятия по дисциплинам (модулям), консультации, даются учебные задания. В случаях, когда продолжительность установочного сбора позволяет изучить учебные дисциплины в полном объеме, учебным планом предусматривается проведение промежуточной аттестации по ним.

В период учебных сборов проводятся учебные занятия, консультации, промежуточная аттестация обучающихся-заочников, даются учебные задания, выделяется время для работы над магистерской диссертацией. Не позднее окончания первого учебного сбора приказом ректора образовательной организации за обучающимися-заочниками закрепляются темы магистерских диссертаций и научные руководители. Выбор и закрепление тем магистерских диссертаций обучающихся-заочников осуществляется на основе утвержденного перечня тем магистерских диссертаций.

Обучение обучающихся-заочников в образовательной организации завершается итогово-выпускным сбором. В период итогово-выпускного сбора проводятся учебные занятия, промежуточная аттестация обучающихся-заочников, выделяется время для завершения магистерской диссертации.

По окончании итогово-выпускного сбора проводится государственная итоговая аттестация обучающихся-заочников.

66. Образовательная организация обеспечивает обучающихся-заочников необходимыми учебниками, учебными пособиями и другими учебно-методическими материалами, в том числе электронными. Кафедрами образовательной организации в соответствии с учебными программами разрабатываются и выдаются обучающимся-заочникам контрольные работы, темы рефератов и другие учебные задания, а также методические указания по их выполнению.

Образовательная организация предоставляет обучающимся-заочникам возможность в период между сборами получать консультации, пользоваться лабораториями и библиотеками, выполнять лабораторные работы, сдавать экзамены и зачеты (зачеты с оценкой) (для обучающихся-заочников, не сдавших экзамены и зачеты (зачеты с оценкой) в установленные сроки по уважительным причинам), а также ликвидировать академическую задолженность.

67. Обучающимся-заочникам выдаются учебные задания. Порядок подготовки и выполнения учебных заданий определяется образовательной организацией.

68. По результатам предварительной проверки курсовых работ кафедрой принимается решение о допуске их к защите. Защита производится на кафедре. Курсовые работы, не допущенные к защите, подлежат доработке.

69. На сбор вызываются обучающиеся-заочники, выполнившие ко дню направления вызова все учебные задания, предусмотренные учебными программами на данный период обучения. При наличии уважительных причин (временная нетрудоспособность, а также иные обстоятельства, подтвержденные документально) допускается вызывать на сборы обучающихся-заочников, выполнивших только учебные задания по дисциплинам, выносимым на экзамены. В этом случае обучающиеся-заочники выполняют остальные задания в период сбора до начала промежуточной аттестации по соответствующей дисциплине (модулю).

О времени прибытия на сбор обучающийся-заочник извещается образовательной организацией не позднее чем за один месяц до его начала. Вызов направляется руководителю следственного органа.

70. Обучающиеся-заочники, не прошедшие промежуточную аттестацию по одной или нескольким дисциплинам, ликвидируют академическую задолженность в сроки, установленные образовательной организацией, но не позднее даты окончания следующего сбора.

В целях ликвидации академической задолженности обучающийся-заочник имеет право пройти промежуточную аттестацию по каждой дисциплине (модулю) не более двух раз в пределах установленных сроков. Для прохождения обучающимися-заочниками промежуточной аттестации во второй раз приказом образовательной организации создается комиссия.

Обучающиеся-заочники, не выполнившие задания или не проходившие промежуточную аттестацию по уважительным причинам (болезнь, отпуск по личным обстоятельствам, командировка), проходят промежуточную аттестацию в сроки, устанавливаемые образовательной организацией.

Обучающиеся-заочники, не прошедшие в установленный срок промежуточную аттестацию, признаются не ликвидировавшими академическую задолженность в установленные сроки.

71. Обучающиеся-заочники, прошедшие учебные сборы, завершающие курс обучения и не имеющие академической задолженности, приказом ректора образовательной организации переводятся на следующий курс обучения.

Досрочный перевод на следующий курс обучения и сокращение общего срока обучения обучающихся-заочников не допускаются.

72. Обучающиеся-заочники, выполнившие требования учебного плана и учебных программ в полном объеме, завершившие разработку магистерской диссертации и представившие ее в установленные сроки на кафедру для рецензирования, приказом ректора образовательной организации допускаются к государственной итоговой аттестации.