Таблица П15. Распределение объемов перевалки грузов в контейнерах по видам перевозок и морским бассейнам в период до 2030 г.

Таблица П15

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВАЛКИ ГРУЗОВ В КОНТЕЙНЕРАХ

ПО ВИДАМ ПЕРЕВОЗОК И МОРСКИМ БАССЕЙНАМ В ПЕРИОД ДО 2030 Г.

млн. т

Бассейны

2013 г. отчет

2015 г. прогноз

2020 г. прогноз

2030 г. прогноз

En

Inn

En

Inn

En

Inn

Всего

44,4

48,3

50,5

90,5

106,8

135,5

183,0

в том числе

Арктический

1,6

2,0

2,0

4,4

3,0

5,4

4,9

Балтийский

24,9

26,0

26,0

43,6

57,5

72,1

97,9

Азово-Черноморский

6,0

6,8

8,0

18,4

18,6

22,3

32,0

Каспийский

0,1

1,0

1,5

4,0

3,0

5,1

7,3

Дальневосточный

11,8

12,5

13,0

20,1

24,7

30,6

40,9

Экспорт

13,3

15,5

16,8

36,4

45,5

57,4

95,4

в том числе

Арктический

0,0

0,3

0,3

1,3

0,5

1,5

0,9

Балтийский

9,0

9,1

9,1

17,1

24,9

30,0

52,4

Азово-Черноморский

2,0

3,2

4,0

8,9

11,2

11,1

21,1

Каспийский

0,0

0,2

0,7

1,5

2,0

2,5

4,6

Дальневосточный

2,3

2,7

2,7

7,6

6,9

12,3

16,4

Импорт

25,7

27,4

28,1

43,3

52,2

66,0

76,8

в том числе

Арктический

0,2

0,2

0,2

1,0

0,2

1,2

0,4

Балтийский

15,9

16,8

16,8

22,1

32,5

37,0

45,4

Азово-Черноморский

4,0

3,6

4,0

9,5

7,4

11,2

10,9

Каспийский

0,1

0,7

0,8

2,5

1,0

2,6

2,7

Дальневосточный

5,5

6,1

6,3

8,2

11,1

14,0

17,4

Каботаж

5,4

5,3

5,6

10,8

9,1

12,1

10,8

в том числе

Арктический

1,4

1,5

1,5

2,1

2,3

2,7

3,6

Балтийский

0,0

0,1

0,1

4,4

0,1

5,1

0,1

Дальневосточный

4,0

3,7

4,0

4,3

6,7

4,3

7,1

В 2013 г. объем перевалки импортных грузов в контейнерах в морских портах России составил 24,7 млн. тонн. Ожидается, что к 2030 г. он возрастет в 2,5 - 3 раза.

Объем перевалки экспортных грузов в контейнерах увеличится с 13,3 млн. тонн в 2012 г. до 57 - 95 млн. тонн к 2030 г.

Значительными темпами перевалка грузов в контейнерах будет развиваться в Балтийском бассейне. В настоящее время доля данного бассейна в перевалке внешнеторговых грузов в контейнерах составляет 57%. Основным портом бассейна, перегружающим грузы в контейнерах, является порт Санкт-Петербург (2013 г. - 23,2 млн. тонн).

В порту Санкт-Петербург планируется дальнейшее развитие контейнерного терминала ОАО "Петролеспорт", включая строительство площадок для рефрижераторных контейнеров. В настоящее время мощность терминала позволяет осуществлять перевалку 1 млн. TEU ежегодно. Инвестиционная программа ОАО "Петролеспорт" предполагает увеличение мощности контейнерного терминала до 2,3 млн. тонн.

На территории четвертого грузового района Большого порта Санкт-Петербург построен новый комплекс контейнерного терминала ЗАО "Контейнерный терминал Санкт-Петербург". Введенный в эксплуатацию в 2011 г., в настоящее время терминал обладает возможностями для обработки до 500000 TEU в год. Дальнейшее развитие терминала связано с реализацией проекта строительства второй очереди (начало строительства в 2014 г.) с последующим наращиванием пропускной способности до 1,9 млн. TEU в год. В рамках программы развития контейнерного терминала рассматривается возможность строительства причалов и образования новых территорий, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства с привлечением государственных средств.

Инвестиционная программа Первого Контейнерного Терминала (ПКТ), являющегося лидером в области обработки контейнерных грузов в России и на Балтийском море, предусматривает увеличение его пропускной способности до 1,4 млн. TEU к 2014 г. за счет расширения складской территории при более экономичном ее использовании путем увеличения ярусности постановки контейнеров. Сейчас пропускная способность терминала составляет 1,1 млн. TEU в год.

На южном побережье Финского залива строится многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) "Бронка", включающий в себя три специализированных комплекса: контейнерный терминал, терминал накатных грузов, логистический центр. Пропускная способность I очереди ММПК "Бронка" позволит обрабатывать 1,45 млн. TEU в год. В дальнейшем планируется увеличение мощности комплекса до 1,9 млн. TEU.

В порту Усть-Луга реализуется проект строительства терминала (Усть-Лужский Контейнерный Терминал (УЛКТ)) - первого в России глубоководного контейнерного терминала, обладающего уникальными преимуществами по сравнению с другими портовыми комплексами Северо-Западного региона. УЛКТ расположен за пределами городской территории, поэтому его работа и развитие не ограничены инфраструктурными и экологическими факторами.

Строительство УЛКТ реализуется в три стадии. Первая очередь введена в эксплуатацию в 2011 г. Пропускная способность - 440000 TEU. На втором этапе (2012 - 2015 гг.) пропускная способность будет доведена до 1,55 млн. TEU. Полного развития терминал достигнет к 2025 г., когда его пропускная способность составит порядка 3 млн. TEU. Развитие терминала позволит удовлетворить растущий спрос на перевалку контейнерных грузов, снять проблему перегруженности порта Санкт-Петербург, а также снизить зависимость российских грузополучателей от портов Финляндии и стран Балтии.

Благодаря наличию достаточных глубин у причалов УЛКТ сможет принимать как фидерные суда из портов Европы, так и прямые океанские лайнеры из стран Азии и Америки.

Балтийские порты Санкт-Петербург и Усть-Луга в настоящее время обрабатывают 50% контейнеров с российскими внешнеторговыми грузами благодаря близости к регионам, где проживает 57% населения и производится 60% ВВП России <7>.

--------------------------------

<7> Данные Национальной контейнерной компании (НКК).

В порту Балтийск ООО "Балтийская стивидорная компания" осуществляет эксплуатацию и расширение контейнерного терминала. Проводимая реконструкция, строительство новых складских площадей и объектов инфраструктуры позволит увеличить пропускную способность терминала к 2013 г. до 400 тыс. TEU в год. В настоящее время завершен первый этап проекта, в ходе которого пропускная способность контейнерного терминала была увеличена до 200 тыс. TEU в год.

Объем перевалки грузов в контейнерах в Черноморском бассейне увеличится с 6,0 млн. тонн в 2013 г. до 22 - 32 млн. тонн к 2030 г. Рост в 4 - 5 раз. Основным портом бассейна, перегружающим грузы в контейнерах, является Новороссийск (2013 г. - 5,80 млн. тонн).

ОАО "Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие" (НУТЭП) - контейнерный терминал порта Новороссийск к 2015 г. планирует строительство глубоководного причала в Юго-Восточном грузовом районе. После завершения строительства пропускная способность терминала увеличится до 600 тыс. TEU в год.

В состав нового сухогрузного порта Тамань планируется включить 2 контейнерных перегрузочных комплекса суммарной мощностью 10 млн. тонн.

Объем перевалки грузов в контейнерах в Дальневосточном бассейне возрастет почти в 3,5 - 4 раза (с 11,8 млн. тонн в 2013 г. до 30 - 40 млн. тонн к 2030 г.). Основными портами бассейна, перегружающими контейнеры, являются Владивосток и Восточный.

Во Владивостокском морском торговом порту в соответствии с планом мероприятий по реализации стратегии развития ОАО "ВМТП" до 2015 г. на базе причалов N 12 - 16 планируется создание единого контейнерного терминала с возможностью перегрузки к 2015 г. до 650 тыс. TEU в год. Кроме того, ЗАО "Русская тройка" планирует строительство и ввод в эксплуатацию причалов N 17 - 18 и созданного на их территории контейнерного терминала проектной мощностью 250 тыс. TEU. Проект контейнерного терминала объединит в рамках одного оператора все элементы транспортной цепи "море - терминал - железная дорога".

В порту Восточный действует ООО "Восточная стивидорная компания" (ВСК) - крупнейший контейнерный терминал на Дальнем Востоке России. К началу 2011 года мощность терминала составляла 550000 TEU.

Программа развития терминала предусматривает возможность переработки до 2,2 млн. TEU в год.