6.2. Кадровое и социально-бытовое обеспечение реализации Стратегии

6.2. Кадровое и социально-бытовое обеспечение

реализации Стратегии

В современных условиях развития технологий меняется общий характер работы порта. Порт из технического погрузочно-разгрузочного транспортного узла становится местом работы передовых автоматизированных систем, робототехники, систем электронного документооборота. Соответственно, требования к квалификации рабочего персонала существенно возрастают: нужны как определенные практические навыки, так и теоретические знания. Существует необходимость соответствующего обновления образовательных программ и повышения квалификации персонала морских портов. Образовательные учреждения и компании должны быть в состоянии выявлять основные тенденции развития и в секторе в целом, и в конкретных функциональных областях.

Основной тенденцией в современном образовании и профессиональной подготовке в портовой сфере должен стать переход от обучения, которое определяется стороной предложения, к обучению, которое руководствуется интересами стороны спроса. В центре внимания должны быть отдельные работники, их производительность труда и уровень квалификации.

Среди основных требований, предъявляемых к системе обучения и повышения квалификации персонала морских портов в современных условиях, необходимо выделить следующие:

- обучение и повышение квалификации - ключевой инструмент управления человеческими ресурсами;

- развитие профессиональных узкоспециализированных стандартов для работников портов в соответствии с современными реалиями;

- содействие сотрудничеству между обучающими организациями и другими субъектами портового сообщества;

- необходимость непрерывного образования (обучение на протяжении всей жизни);

- создание специальных отделов профессиональной подготовки в портах;

- применение децентрализованного подхода к образованию и профессиональной подготовке (снизу вверх);

- подкрепление обучения реальной практикой;

- при обучении, наряду с техническими, необходимо уделять больше внимания функциональным аспектам;

- обучение должно быть ориентировано на развитие сразу нескольких профессиональных навыков, связанных между собой;

- возможность равноправного общения руководства портов и портового персонала, необходимая для обсуждения общих и конкретных вопросов, связанных с работой порта;

- внедрение системы контроля качества работы и периодической переаттестации работников;

- наличие четко сформулированных общих образовательных принципов.

В таблице 14 представлены основные требования к системе обучения и подготовки персонала портовой отрасли, связанные с внедрением различных новых технологий.