IV. Приоритетные направления развития морских портов

Развитие морских портов в каждом временном периоде имело свои особенности. Так, например, в начале 90-х гг. XX столетия стоял вопрос об усиленном строительстве новых портов на Балтике с целью обеспечения экономической безопасности России и недопущения переключения внешнеторговых грузопотоков в порты сопредельных государств. В 2000-х годах активно развивались механизмы привлечения инвестиций в портовую инфраструктуру, структурировались механизмы управления морским портовым хозяйством.

В настоящее время стоит задача интеграции всех видов транспорта и повышения эффективности их взаимодействия с целью реализации конкурентных преимуществ России и усиления ее транзитного потенциала.

В соответствии с подпрограммой "Развитие экспорта транспортных услуг" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" предполагается реализация следующих проектов:

комплексное развитие транспортного коридора "Запад - Восток" в направлении Европа - Российская Федерация - Япония с ответвлениями из Российской Федерации на Казахстан, Монголию и Китай. Ключевыми звеньями данного коридора должны стать 1) двухпутная и полностью электрифицированная Транссибирская магистраль, 2) стратегические морские порты, 3) мультимодальные транспортные узлы и 4) межрегиональные логистические центры, которые позволят переключить транспортные потоки Азиатско-Тихоокеанского региона на транспортный коридор "Запад - Восток";

комплексное развитие коридора "Север - Юг" по направлению Северная Европа - Российская Федерация - Иран - Индия с ответвлениями на Кавказ, Персидский залив, Центральную Азию. В составе коридора "Север - Юг" будут осуществляться работы по развитию магистральных путей сообщения и комплексных транспортных узлов, продолжится расширение и строительство подходов к морским и речным портам (Новороссийск, Тамань, Ростовский универсальный порт), железнодорожным станциям, аэропортам и мультимодальным терминалам.

На сегодняшний день ставятся задачи развития и повышения конкурентоспособности морских портов, находящихся в местах максимальной концентрации экспортных и транзитных грузопотоков. Российские морские порты на всех бассейнах являются "точками входа" международных транспортных коридоров ("Транссиб", "Север - Юг", маршрута "Европа - Западный Китай"). Для обеспечения ускоренного развития перевозок грузов в контейнерах предусматривается строительство контейнерных и перегрузочных терминалов в портах Новороссийск и Мурманск, создание комплексного транспортного узла на базе порта Тамань и Ростовского универсального порта.

Решающее значение в перспективе будет иметь специализация морских портов через создание так называемых "эшелонированных портов" по роттердамскому образцу, когда портовая система будет включать удаленные железнодорожные узлы и транспортно-логистические комплексы. Для этого потребуется развитие подъездных путей к портам и портовых производственных и складских зон, ориентированных на переработку грузов, формирование портовых зон, обеспечивающих переработку поступающих грузов.

Предстоит значительно расширить региональное транспортное сотрудничество в области транспорта для реализации интересов российского транспортного бизнеса:

на северо-западе России - в рамках Совета Баренцево/Евроарктического региона и Совета государств Балтийского моря;

на юге - в рамках Черноморского экономического сотрудничества;

на востоке - в рамках Шанхайской организации сотрудничества и Азиатско-тихоокеанского экономического сотрудничества.

Для обеспечения роста перевозок грузов и пассажиров на социально значимых маршрутах предусматривается строительство паромных комплексов для обеспечения сообщения с Калининградской областью и островом Сахалин, строительство инфраструктуры для обслуживания пассажиров, а также в ряде портов инфраструктуры для организации проведения таких масштабных проектов как саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году и Олимпийские игры в Сочи в 2014 году.

Предусматривается использование и развитие современных инновационных и информационных технологий на морском транспорте.