Порт Новороссийск

Морской порт оказывает услуги по перевалке генеральных, навалочных, контейнерных, продовольственных грузов, лесоматериалов, сырой нефти и нефтепродуктов.

Общая протяженность причального фронта - 14836 м, в том числе на Внутренней гавани - 9822 м (58 причалов различного назначения), на остальной акватории порта - 5014 м (28 причалов различного назначения), берегоукреплений 803,7 м, оградительных гидротехнических сооружений 3967,5 м.

В границах морского порта Новороссийск осуществляют свою деятельность более 80 хозяйствующих субъектов (стивидорные, агентирующие, бункеровочные, сюрвейерские компании и пр.). Основными предприятиями, эксплуатирующими причальный фронт различного назначения, являются:

1. Группа НМТП:

ОАО "Новороссийский морской торговый порт" (включая Нефтегавань Шесхарис);

ОАО "Новорослесэкспорт";

ОАО "Новороссийский судоремонтный завод" (НСРЗ);

ОАО "ИПП";

ОАО "Новороссийский зерновой терминал" (НЗТ);

ОАО "Флот НМТП".

2. ЗАО "Каспийский трубопроводный консорциум - Р" (КТК-Р).

3. ОАО "Новороссийское узловое транспортно-экспедиционное предприятие" (НУТЭП).

4. ОАО "Комбинат "Стройкомплект" (КСК).

5. База технического обслуживания флота (БТОФ).

6. ФГУП "Новороссийское управление АСПТР" Госморспасслужбы России.

Группа "Новороссийский морской торговый порт" является крупнейшим российским портовым оператором и третьим оператором в Европе по объему грузооборота.

Федеральной целевой программой "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" предусмотрено развитие порта Новороссийск:

принимается инвестиционное решение по строительству причала N 38 в составе Юго-Восточного грузового района порта Новороссийск (210 тыс. TEU в год).

В марте 2012 года опубликована презентация "Мастер-плана "Стратегия развития Группы НМТП до 2020 года".

В документе определены основные направления долгосрочного развития Группы.

В рамках принятой стратегии предлагается новая концепция развития НМТП. Согласно новой концепции предполагается переход от специализации по стивидорным компаниям к специализации по производственным площадям.

- Специализация НЛЭ на перевалке контейнеров. Строительство специализированного контейнерного терминала мощностью в 500 тыс. TEU. Когда новые мощности НЛЭ будут задействованы как минимум на 75%, начнется реализация проекта по строительству контейнерного терминала на базе Западного района НМТП, что увеличит мощность перевалки контейнеров НМТП с 170 до 700 тыс. TEU, что в сумме с НЛЭ даст 1,2 млн. TEU;

- Увеличение мощности порта в Новороссийске по перевалке зерна на 2 млн. тонн;

- Строительство терминала по перевалке ЖРС мощностью до 12 млн. тонн с возможностью использования технологии для перевалки других видов насыпных грузов (минеральные удобрения, уголь) и реверсивного цикла;

- Переориентация труб, черных и цветных металлов, лесных (возможно), скоропортящихся, негабаритных и других видов грузов на Восточный район НМТП и НСРЗ.

- Техническое перевооружение перевалочного оборудования Восточного района НМТП и НСРЗ

Для достижения поставленных целей НМТП планирует сфокусироваться на быстрорастущих высокодоходных грузах при сохранении общей универсальности активов, ввести в эксплуатацию новые терминалы и инвестировать в развитие новых технологий и совершенствование производственных процессов.

Грузооборот порта Новороссийск за 2013 г. составил 111,9 млн. тонн.

Помимо этого в морском порту Новороссийск в районе пос. Кабардинка планируется строительство морского терминала по перевалке светлых нефтепродуктов мощностью 10,5 млн. тонн в год на полное развитие. Инициатором проекта выступает ООО "Черноморский перевалочный комплекс". Ввод 1-й очереди комплекса планируется к 2018 году. В настоящее время по проекту ведутся инженерные изыскания.

С учетом реализации инвестиционных проектов объем перевалки грузов через данный порт может составить:

к 2015 г. - 144,3 млн. тонн в год;

к 2020 г. - 152,0 млн. тонн в год;

к 2030 г. - 157,5 млн. тонн в год.