Таблица П1. Распределение объемов перевалки сырой нефти по видам перевозок и морским бассейнам в период до 2030 г.

Таблица П1

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВАЛКИ СЫРОЙ НЕФТИ ПО ВИДАМ

ПЕРЕВОЗОК И МОРСКИМ БАССЕЙНАМ В ПЕРИОД ДО 2030 Г.

млн. т

Бассейны

2013 г. отчет

2015 г. прогноз

2020 г. прогноз

2030 г. прогноз

En

Inn

En

Inn

En

Inn

Всего

207,5

226,0

235,0

255,0

258,0

260,0

265,0

в том числе

Арктический

14,4

17,0

23,9

22,0

24,8

25,0

27,1

Балтийский

78,8

84,0

89,5

93,5

94,0

95,0

96,0

Азово-Черноморский

76,2

83,4

78,8

96,9

95,0

98,0

97,0

Каспийский

4,4

6,6

6,4

6,6

6,8

6,6

7,2

Дальневосточный

33,7

35,0

36,4

36,0

37,4

35,4

37,7

Экспорт

198,6

214,0

218,8

236,9

234,4

237,7

237,8

в том числе

Арктический

5,5

5,2

7,9

7,8

6,8

7,5

6,5

Балтийский

78,8

84,0

89,5

94,1

105,4

90,7

96,9

Азово-Черноморский

76,2

83,4

78,8

97,5

84,8

98,7

83,4

Каспийский

4,4

6,4

6,2

1,9

0,9

1,9

0,9

Дальневосточный

33,7

35,0

36,4

35,6

36,5

39,0

50,1

Импорт

0,0

0,2

0,2

4,4

9,0

4,2

12,3

в том числе

Арктический

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Балтийский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Азово-Черноморский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Каспийский

0,0

0,2

0,2

4,4

9,0

4,2

12,3

Дальневосточный

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Каботаж

8,9

11,8

16,0

13,7

14,5

18,0

14,9

в том числе

Арктический

8,9

11,8

16,0

13,6

14,5

17,9

14,9

Балтийский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Азово-Черноморский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Каспийский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Дальневосточный

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Доля Балтийского бассейна в общем объеме перевалки нефти на экспорт морскими портами России составила в 2013 г. около 40%, в перспективе доля бассейна будет на уровне 36%.

Высокая доля бассейна в морском экспорте сырой нефти обеспечивается за счет грузооборота п. Приморск (2013 г. - 63,8 млн. тонн), в который нефть поступает по Балтийской трубопроводной системе-1 (БТС-1) с месторождений Севера России. К 2015 г. и в дальнейшей перспективе увеличение объемов перевалки нефти на бассейне прогнозируется за счет поступлений нефти по Балтийской трубопроводной системе-2 (БТС-2) в п. Усть-Луга. БТС-2 необходима для обеспечения независимости российских нефтяных компаний от стран - транзитеров нефти (в обход нефтепровода "Дружба").

В 2012 году введен в промышленную эксплуатацию нефтеналивной терминал в конечной точке Балтийской трубопроводной системы - порту "Усть-Луга". Проектная мощность терминала 30 млн. тонн нефти в год.

Доля Черноморского бассейна в общем объеме перевалки российской нефти на экспорт составляла в 2013 г. около 38%. Основным портом данного бассейна, перегружающим нефть, является Новороссийск. Доля данного порта в перевалке нефти на бассейне находится на уровне 75%.

Объем перевалки российской нефти на экспорт, через Новороссийск, увеличится к 2030 г. почти на 25 млн. тонн, за счет роста поступлений нефти по трубопроводу КТК от Тенгиза (Казахстан) в Ю. Озереевку (Новороссийск) и за счет увеличения пропускной способности терминала "Шесхарис" - с 50 млн. тонн до 65 млн. тонн в год. В рамках проекта "Реконструкция нефтеналивного терминала "Шесхарис" проводились работы по реконструкции, капитальному ремонту нефтяного терминала и модернизации используемого на нем оборудования, строительству дополнительной грузовой площадки.

Кроме Новороссийска сырую нефть на бассейне перегружает п. Туапсе (2013 г. - 0,74 млн. тонн, 2030 г. - 5,0 млн. тонн).

Доля Дальневосточного бассейна в общем объеме перевалки российской сырой нефти на экспорт увеличится с 16% в 2013 г. до 17 - 20% к 2030 г.

Ожидаемый рост объемов перевалки сырой нефти в морских портах Дальнего Востока обусловлен освоением месторождений острова Сахалин, а также строительством трубопровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО) с доведением мощности к 2025 г. до 50 млн. тонн в год.

Первая очередь ВСТО: "Тайшет - Сковородино".

Вторая очередь: "Сковородино - б. Козьмина"

Первые отгрузки нефти в спецморнефтепорт "Козьмино" начались в январе 2010 г. Второй этап проекта ВСТО предусматривает соответствующее увеличение мощности построенного участка г. Тайшет - г. Сковородино до 30 млн. тонн нефти в год (с перспективой до 50 млн. тонн в год - расширение ВСТО-1). Общий срок реализации 2-й очереди терминала 2011 - 2012 годы. Однако в настоящее время дополнительно прорабатываются мероприятия реализации проекта по объектам берегоукрепления и дноуглубления. Обработка судов вместимостью 120 тыс. тонн и осадкой не более 14,9 м осуществляется по разрешению капитана порта.

В 2011 г. спецморнефтепорт "Козьмино" перегрузил 15,2 млн. тонн нефти, в 2012 г. - 16,3 млн. тонн нефти на экспорт, прогноз на 2030 г. предусматривает отгрузку 25,0 млн. тонн. Доля данного порта в перевалке нефти на бассейне увеличится с 53,0% в 2011 г. до 64,0% в 2030 г.

Кроме п. Козьмино (Восточный), нефть на экспорт перегружают в п. Де-Кастри (Ванино) (2012 г. - 7,1 млн. тонн, 2030 г. - 10,00 млн. тонн) и Пригородное (Сахалин) (2012 г. - 5,5 млн. тонн, 2030 г. - 6,5 млн. тонн).

В целом, объем перевалки сырой нефти на экспорт морскими портами Дальнего Востока увеличится с 33,7 млн. тонн в 2013 г. до 39,0 - 50,1 млн. тонн в 2030 г.

Около 38% нефти на экспорт, перегружаемой портами Дальнего Востока, идет в США и страны Азиатско-Тихоокеанского региона, преимущественно в Японию - 23%, а также в Таиланд, Ю. Корею и Китай, приблизительно по 8%.

В целом, объем перевалки сырой нефти на экспорт в морских портах России возрастет с 207,5 млн. тонн в 2013 г. до 238,0 млн. тонн в 2030 г., или в 1,2 раза.

Основные потоки сырой нефти для дальнейшего отправления на экспорт поступают в морские порты России из Западно-Сибирского, Северо-Кавказского, Поволжского экономических районов.

В дальнейшем, прогнозируется усиление роли Восточно-Сибирского экономического района.

Нефтепродукты

Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы в порядке убывания мощностей находятся в США, Китае, России, Японии, Индии, Южной Корее, Италии, Германии, Саудовской Аравии и Бразилии.

Крупнейшими экспортерами нефтепродуктов на мировой рынок являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), Среднего и Ближнего Востока, Сингапур, Индия, Южная и Центральная Америка.

Главными импортерами нефтепродуктов также являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (в частности, Китай, Япония). Кроме государств АТР импортерами нефтепродуктов выступают Европа, Южная и Центральная Америка, в том числе США.

Страны Европы закупают основной объем нефтепродуктов у России и др. стран бывшего СССР. Китай осуществляет закупки нефтепродуктов преимущественно в странах Ближнего Востока, бывшего СССР, Южной и Центральной Америки. Япония, Индия, Сингапур основные объемы продукции нефтепереработки завозят из стран Ближнего Востока.

Некоторые страны, импортируя сырую нефть в больших объемах, продают продукты ее переработки. По такому пути идут США, Канада, Япония, Сингапур, Индия и др.

Для развитых стран характерен высокий объем морского импорта нефтепродуктов (около 530 млн. тонн).

Развивающиеся страны и страны с переходной экономикой и экспортируют и импортируют нефтепродукты. При этом объемы импорта нефтепродуктов по всем развивающимся странам в целом (свыше 720 млн. тонн) превышают объемы экспорта нефтепродуктов (около 530 млн. тонн).

Развивающиеся страны, продавая сырую нефть, закупают продукцию нефтепереработки высоких переделов.

Государства Азии экспортируют больше нефтепродуктов (свыше 355 млн. тонн), чем импортируют (менее 315 млн. тонн).

Основной объем морских международных перевозок нефтепродуктов обеспечивают развитые страны и бурно развивающиеся страны Азии.

В настоящее время Россия располагает 28 крупными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), из которых 16 НПЗ (134 млн. тонн) имеют глубину переработки нефти менее 70% и 12 НПЗ (102 млн. тонн) - 70% и более.

Большинство заводов в России построено в период с конца 40-х до начала 60-х годов XX века и к настоящему времени по уровню технологии переработки нефти устарели.

Недостаточная глубина переработки нефти приводит к производству нефтепродуктов низкого качества, с высоким содержанием серы. Это сдерживает экспорт российских нефтепродуктов, поскольку налоговая политика стран ЕС направлена на ограничение импорта нефтепродуктов с высоким содержанием серы. Вопрос повышения качества нефтепродуктов является для России актуальным, что особенно важно при вступлении в ВТО.

С учетом положений Энергетической стратегии России на период до 2030 года, Минэнерго разработало Генеральную схему развития нефтяной промышленности, которая предусматривает комплекс мер по повышению эффективности работы отрасли в сфере нефтепереработки:

- внедрение новых технологий, позволяющих перейти к производству высококачественных нефтепродуктов (светлых);

- увеличение объемов выпуска автобензинов категории выше второго и третьего классов, переход к выпуску автобензина, соответствующего стандарту "Евро-5";

- производство дизельного топлива не ниже четвертого класса, переход в перспективе к выпуску дизтоплива высшей, пятой категории;

- переработка избыточного мазута в реактивное и дизельное топливо.

Реализация положений Генсхемы развития нефтяной промышленности позволит к 2020 г. достигнуть глубины переработки нефти до 85% при сохранении объемов переработки в 230 млн. тонн.

В конце 2011 г. между представителями государственных органов власти и ведущих нефтяных компаний, т.е. между 11-ю нефтегазовыми компаниями, с одной стороны, и Федеральной антимонопольной службой (ФАС), Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), с другой стороны, подписаны соглашения, в соответствии с которыми производители топлива взяли на себя обязательства постепенно перейти на производство более качественных нефтепродуктов. Крупнейшие компании планируют производство светлых нефтепродуктов к 2020 г. на уровне 154,3 млн. тонн.

Ведущие компании в установленные сроки должны произвести модернизацию нефтеперерабатывающих заводов и не менее 20% добытой нефти поставлять для производства нефтепродуктов.

В случае реализации всех заявленных проектов модернизации заводов будет обеспечен переход на выпуск нефтепродуктов, отвечающих экологическим стандартам качества Европейского уровня.

Будет увеличено производство бензина и дизельного топлива. Объем производимого в стране мазута уменьшится.

Несмотря на относительно низкое качество производимых нефтепродуктов, нефтеперабатывающая отрасль России является экспортноориентированной.

В 2012 г. Россия экспортировала на мировой рынок свыше 138 млн. тонн, в 2011 г. - 132,1 млн. тонн нефтепродуктов.

Основным продуктом нефтепереработки, экспортируемым за рубеж, является мазут. Около 70% экспортного мазута поставляется в страны Европы, которые, перерабатывая, превращают его в дизтопливо и бензин. Объемы российского экспорта мазута и дизтоплива находятся на уровне 40 и 50 млн. тонн, соответственно. Важным продуктом нефтепереработки является бензин, который экспортируется в меньших объемах, так как его производство лишь на 15% превышает спрос на внутреннем рынке России.

Учитывая намечаемые широкомасштабные прогрессивные сдвиги в нефтеперерабатывающей отрасли России, можно сделать вывод об увеличении в перспективе экспорта российских нефтепродуктов на внешний рынок, в том числе морским транспортом.

Поддержание объемов экспорта российских нефтепродуктов через отечественные морские порты в период до 2030 г. в значительной степени прогнозируется за счет увеличения

- общего объема выпуска нефтепродуктов с 2015 г. в 1,5 раза;

- объема производства бензина и дизтоплива при уменьшении выпуска мазута;

- экспортных возможностей нефтеперерабатывающей отрасли с учетом строительства НПЗ "Танеко" мощностью 14 млн. тонн в год, Восточного НХК (Роснефть), Грозненского НПЗ, Киришского НПЗ;

- экспорта дизтоплива, бензина в связи с ростом спроса на них со стороны импортеров нефтепродуктов из-за улучшения их качества (переход на Евростандарты).

В период до 2020 г. основным продуктом нефтепереработки, экспортируемым Россией на мировой рынок в значительных объемах, будет дизтопливо (36 - 40 млн. тонн).

Данные, характеризующие объемы перевалки нефтепродуктов в морских портах России по видам перевозок и морским бассейнам в период до 2030 г., представлены в таблице П2.

Доля нефтепродуктов в общем объеме морского экспорта наливных грузов через порты России составила в 2012 г. 43%.

В 2013 г. объем перевалки нефтепродуктов на экспорт в морских портах России составил 101,5 млн. тонн, ожидается, что к 2030 г. он достигнет 113 - 123 млн. тонн или вырастет в 1,1 - 1,2 раза.

Доля портов Арктического бассейна в объеме перевозок нефтепродуктов морским транспортом возрастет с 7% в 2013 г. до 8 - 15% в 2030 г. при увеличении абсолютного объема перевалки нефтепродуктов на бассейне.

Основными портами, перегружающими нефтепродукты, являются порты Мурманск (2013 г. - 2,0 млн. тонн), Витино (2,3 млн. тонн). В перспективе в период до 2030 г. п. Мурманск, включая п. Витино, будет перегружать приблизительно 10 млн. тонн нефтепродуктов на экспорт. Порт Архангельск перевалил в 2012 г. 2,3 млн. тонн нефтепродуктов.