Порт Варандей

В июне 2008 г. было завершено строительство стационарного морского ледостойкого отгрузочного терминала, расположенного в 4 км от порта Варандей, и начаты регулярные отгрузки нефти танкерами усиленного ледового класса дедвейтом 70 тыс. тонн.

Пропускная способность терминала составляет до 12 млн. т в год.

В 2009 и 2010 гг. через терминал было отгружено около 7,5 млн. тонн нефти. В 2011 г. добыча на месторождении Южное Хыльчую, с которого нефть поступает на терминал, стала падать и по итогам 2011 года грузооборот порта Варандей составил 4,0 млн. тонн, в 2012 году - всего 3,1 млн. тонн, в 2013 вырос и составил 5,4 млн. тонн.

Причиной падения добычи нефти в 2011 - 2012 гг. было названо уменьшение извлекаемых запасов, связанное с пересмотром параметров геологической модели Южно-Хыльчуюского месторождения. Первоначально доказанные запасы месторождения Южное Хыльчую оценивались в более 500 млн. баррелей нефти. По состоянию на 31 декабря 2011 г. доказанные запасы на Южном Хыльчую снизились в 3,5 раза и составили, примерно, 142 млн. баррелей.

В связи с этим, компания ОАО "ЛУКОЙЛ" изыскивает другие способы загрузки терминала. А именно, в завершающей стадии находится строительство нефтепровода Харьяга - Южное Хыльчую и пункта сдачи-приема (ПСП) нефти на нефтепромыселе N 3 СП "Нарьянмарнефтегаз" мощностью 4 млн. тонн в год. В скором будущем с ПСП нефть будет транспортироваться до точки врезки в уже действующий трубопровод "Южное Хыльчую - Варандей".

Также существует совместный проект компаний ОАО "ЛУКОЙЛ" и ОАО АНК "Башнефть" освоения месторождений им. Требса и им. Титова, находящихся в Ненецком АО. В процессе реализации проекта планируется использовать имеющуюся у "ЛУКОЙЛА" инфраструктуру, в частности, нефтеналивной терминал в Варандее, что позволит ускорить ввод месторождений в эксплуатацию. Партнеры по СП намерены уточнить запасы месторождений. Ожидаемый максимальный уровень добычи нефти - 4 - 8 млн. тонн. Ожидаемый год достижения максимального уровня добычи нефти - 2018 - 2019.