Таблица 14

Новые технологии в портах

Уровень обучения <1>

Место обучения <2>

Уровень стандартизации <3>

Взаимодействие <4>

Использование новых технологий в процессе обучения <5>

Обслуживание судов большей вместимости

П, З

У, П

П

Мобильная коммуникация

П

Пр

РФ, Р

Пр, К

М

Глобальная система позиционирования - ГЛОНАСС (GPS)

П

У

РФ, Р

П, Пр, К

С, М

СНО, СУДС ГМССБ, ККС

П

У

РФ, Р

П, Пр

С, М

Навигационные услуги

П, З

П

РФ

П, К

С, М

Системы маневрирования и поддержки предупреждения столкновений - интегрированные мостиковые системы

З

П

РФ

П, Пр

С, М

Система контроля за работой автоматизированных кранов

З

П + О

П

П, Пр

С

Система движения автоматических транспортных средств

З

П + О

П

П, Пр

С

Автоматизированные краны-укладчики

З

П + О

П

П, Пр

С

Роботизированная обработка контейнеров

З

П + О

П

П, Пр

С

Электронный документооборот

П

У

РФ

П, Пр, К

М, Т

Электронная идентификация груза

З

П

РФ

П, Пр, К

М

Система слежения и мониторинга перемещения груза в порту

П

У

РФ

П, Пр, К

С

Система управления складскими помещениями

П

У

Р

П, К

С

Система по транспортно-логистическому планированию прибытия и убытия грузов

З

П

П

К

С

Мониторинг окружающей среды (Environmental monitoring)

О, З

П

РФ, Р

П

М

--------------------------------

<1> О - общее образование, П - профессиональная подготовка, З - обучение в рамках системы профессиональной подготовки на основе решения конкретных задач и на конкретных примерах.

<2> П - порт, О - производитель оборудования, У - учебный центр, Пр - прочие.

<3> РФ - на уровне Российской Федерации, Р - на региональном уровне, П - на уровне портов.

<4> П - сотрудничество между портами, Пр - сотрудничество с производителями, К - сотрудничество с другими компаниями.

<5> С - симуляционные методы, М - мультимедийные средства, Т - телеконференции.

Для новых технологий, внедрение которых требует обучения и профессиональной переподготовки кадров, основываясь на вышеприведенной таблице, можно выделить 2 категории.

- Категория 1 (непосредственно связанные с управлением техникой).

- Для первой категории метод обучения на конкретных задачах является наиболее подходящим.

- Обеспечение подготовки кадров для этой категории наилучшим образом осуществляется в портах при участии производителей оборудования.

- Наиболее подходящий уровень стандартизации - региональный или уровень портов.

- Для данной категории наиболее полезно взаимодействие между портами и производителями оборудования.

- Тренажеры и симуляционные методы - наиболее подходящий метод обучения в данной категории.

- Категория 2 (связанные с информационно-коммуникационными технологиями).

- Новые технологии в этой категории в большей степени требуют профессиональной подготовки.

- Подготовку кадров должны обеспечивать учебные центры.

- Наиболее подходящий уровень стандартизации - уровень РФ или региональный.

- Взаимодействие должно проходить на всех уровнях.

Следует отметить, что при реализации заявленных выше требований к системе профессионального обучения необходимо вовлечение в процесс планирования специалистов образовательной сферы, чье участие будет способствовать дополнительной проработке данного направления и внесению необходимых корректив.

Помимо вопросов кадровой профессиональной подготовки важным аспектом является развитие социально-бытовой инфраструктуры морских портов. С учетом планов интенсивного развития портов, необходимо постепенное приведение существующей инфраструктуры социально-бытового обслуживания моряков в морских портах Российской Федерации в соответствие с требованиями ратифицированных Россией Конвенции МОТ 163 о социально-бытовом обслуживании моряков и Конвенции МОТ 2006 года о труде в морском судоходстве.

В этой связи развитие портов требует принятия органами государственной власти ряда решений в сфере социально-бытового обслуживания моряков в соответствии с международными конвенционными требованиями, а именно:

- обеспечение социально-бытовым обслуживанием моряков в определенных государством портах, независимо от их национальности, расы, пола, вероисповедания, политических убеждений или социального происхождения, а также независимо от государства регистрации судна, на котором моряки работают;

- проведение мероприятий по обеспечению финансирования социально-бытового обслуживания моряков;

- создание советов по социально-бытовому обслуживанию, в зависимости от обстоятельств, на уровне портов, на региональном и национальном уровнях;

- осуществление регулярных проверок указанной деятельности в целях обеспечения ее соответствия нуждам моряков, развивающимся одновременно с техническими, производственными и другими изменениями в судоходстве;

- предоставление информации о тех объектах, которые открыты для общественного пользования в портах захода - особенно о транспорте, социально-бытовых и зрелищных заведениях, образовательных учреждениях и о местах отправления культа, а также об объектах, специально предоставляемых для моряков.

Развитие и функционирование комплекса объектов социально-бытового назначения в морских портах Российской Федерации повлечет за собой не только социальный, но и экономический эффект, заключающийся в повышении привлекательности отечественных морских портов для судовладельцев иностранных государств в качестве портов захода, что в свою очередь даст толчок в развитии портов и прилегающих к ним территорий, привлечении дополнительных инвестиций и людских ресурсов.