3.4. Прогноз грузовой базы российских портов

Под грузовой базой в данном документе понимается комплексная характеристика грузопотоков в направлении морских портов с распределением по установленной номенклатуре грузов и видам перевозок (экспорт, импорт, международный транзит, каботаж) с указанием районов их зарождения, назначения и портов перевалки.

Обычно внешняя торговля и, соответственно, морские перевозки внешнеторговых грузов развиваются более или менее синхронно с развитием экономики страны. Однако нередко наблюдается и обратная зависимость. Так, в 90-е годы прошлого столетия Россия жила в условиях глубокого кризиса, резкого спада промышленного производства. В то же время грузооборот морских портов ежегодно возрастал достаточно высокими темпами. За период с 1993 г. по 2000 г. суммарный объем перевалки грузов в российских портах увеличился в 1,6 раза (с 113,0 млн. тонн до 182,2 млн. тонн). Россия экспортировала продукцию топливно-энергетического комплекса и сырьевых отраслей с тем, чтобы на вырученные средства закупать необходимые товары и продовольствие.

Еще один весьма характерный пример. В связи со спадом производства на российском внутреннем рынке резко сократился спрос на металлы. И тогда все излишки металлов были отправлены на экспорт, тем более что на внешнем рынке спрос на металлы был достаточно высок. За период с 1992 г. по 1994 г. объемы перевалки экспортных металлов в российских портах выросли в 4 раза (с 3,8 млн. тонн до 15,5 млн. тонн).

Поэтому при разработке прогноза использовались не только макроэкономические показатели, но и анализировались конкретные ситуации на мировом и внутреннем рынках по каждому виду груза установленной номенклатуры.

Несмотря на потенциал портов Российской Федерации в первую очередь в обеспечении экспортно-импортных потоков, российские порты зачастую проигрывают конкуренцию за собственный трафик портам стран-соседей. Так, в частности, доля портов стран Балтии и Украины в последние годы постепенно сокращается, но, тем не менее, в последние годы находится на относительно высоком уровне 15 - 20% суммарного морского товаропотока, ориентированного на Россию. При этом по некоторым грузам, таким как минеральные удобрения и руда, трафик, ориентированный на Россию, распределен примерно поровну между портами России и портами стран Балтии и Украины. Следует отметить, что российские порты обладают значительно лучшим расположением относительно российских центров производства и потребления грузов, что при существенно меньших издержках транспортировки грузов морем, по сравнению с сухопутными участками, должно ориентировать российские экспортно-импортные потоки на отечественные порты.

Наряду с географическим положением относительно потребителей и производителей одними из важнейших факторов выбора порта разгрузки являются скорость и качество обработки грузов. Другим важным показателем привлекательности российских портов является стоимость судозахода. Без выхода российских портов по этим показателям на уровень лучшей международной практики сложно говорить о кардинальном изменении состояния в отрасли.

В целом результаты прогноза грузовой базы морских портов характеризуются следующими показателями.

Суммарный объем перевалки грузов в морских портах России за период с 2013 г. по 2030 г. возрастет по различным сценариям в 1,8 - 2,1 раза и оценивается в объемах 1013,4 млн. тонн - 1196,1 млн. тонн. Как отмечалось ранее (см. раздел 2.4 Сценарии развития морских портов), консервативный (энергосырьевой) сценарий основан на динамике грузопотоков, которую в основном дадут отечественные грузообразующие отрасли экономики. Большие темпы роста при инновационном сценарии связаны с потенциалом роста объемов мировой торговли в направлении Азиатско-Тихоокеанского региона и освоением Арктических месторождений.