Таблица П8. Распределение объемов перевалки химических грузов по видам перевозок и морским бассейнам в период до 2030 г.

Таблица П8

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕМОВ ПЕРЕВАЛКИ ХИМИЧЕСКИХ ГРУЗОВ ПО ВИДАМ

ПЕРЕВОЗОК И МОРСКИМ БАССЕЙНАМ В ПЕРИОД ДО 2030 Г.

млн. т

Бассейны

2013 г. отчет

2015 г. прогноз

2020 г. прогноз

2030 г. прогноз

En

Inn

En

Inn

En

Inn

Всего

12,9

12,8

14,5

29,0

35,1

51,4

60,7

в том числе

Арктический

2,7

2,0

2,5

3,5

5,9

3,5

5,9

Балтийский

7,3

6,8

7,0

15,7

21,1

25,1

32,1

Азово-Черноморский

2,9

3,1

3,5

8,8

5,9

15,6

15,9

Каспийский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Дальневосточный

0,0

0,9

1,5

1,0

2,2

7,2

6,8

Экспорт

12,9

12,7

14,4

28,9

35,0

51,2

60,5

в том числе

Арктический

2,7

2,0

2,5

3,5

5,9

3,5

5,9

Балтийский

7,3

6,7

6,9

15,6

21,0

25,0

32,0

Азово-Черноморский

2,9

3,1

3,5

8,8

5,9

15,5

15,8

Каспийский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Дальневосточный

0,0

0,9

1,5

1,0

2,2

7,2

6,8

Импорт

0,0

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

в том числе

Арктический

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Балтийский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Азово-Черноморский

0,0

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,2

Каспийский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Дальневосточный

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Каботаж

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

в том числе

Арктический

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Балтийский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Азово-Черноморский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Каспийский

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Дальневосточный

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Доля Арктического бассейна в общем объеме перевалки экспортных химических грузов (навалом), перевозимых морским транспортом, составила в 2013 г. 22%. Основным портом бассейна, перегружающим химические грузы навалом, является Мурманск (2012 г. - 2,7 млн. тонн).

Доля Балтийского бассейна в перевалке химических навалочных грузов на экспорт в настоящее время является наибольшей - 56%. Ведущим портом на бассейне является Санкт-Петербург (2012 г. - 6,0 млн. тонн), в котором с 2003 г. действует Балтийский балкерный терминал (ББТ), построенный совместно с ОАО "Уралкалий" для перегрузки калийных и азотно-фосфорных удобрений. В настоящее время 100% акций терминала принадлежит компании "Уралкалий". Объединенная компания "Уралкалий", созданная в 2011 г. путем присоединения ОАО "Сильвинит" к ОАО "Уралкалий", реализует долгосрочную эффективную программу развития, которая предусматривает увеличение действующих производственных мощностей до 19 млн. тонн в год к 2021 г. за счет расширения существующих мощностей и ввода новых уникальных проектов. Балтийский балкерный терминал является наиболее эффективной точкой для отгрузки продукции "Уралкалия" на экспорт, так как путь от шахт компании до ББТ представляет собой кратчайшее расстояние до морского порта. В 2012 г. объем перевалки удобрений на ББТ составил 3,9 млн. тонн. Максимальная мощность перевалки на ББТ составляет 6,2 млн. тонн в год. Запланированный рост производственных мощностей "Уралкалия" будет поддержан имеющимися резервными мощностями по перевалке на ББТ.

Доля Азово-Черноморского бассейна в морском экспорте химических грузов (навалом) в 2012 г. составила 22%. Основными портами бассейна, осуществляющими перевалку данного груза, являются Новороссийск (2012 г. - 0,8 млн. тонн) и Кавказ (2012 г. - 0,5 млн. тонн). Помимо минеральных удобрений в порту Кавказ осуществляется перевалка серы навалом компаниями ООО "Евро-ТЭК-Универсал" и ООО "Югнефтехимтранзит".

Доля Дальневосточного бассейна в перевалке химических грузов была незначительной. В 2012 году перевалка минеральных удобрений на бассейне практически не осуществлялась.

В перспективе в период до 2030 г. прогнозируется рост объема экспорта химических грузов навалом до 50 - 60 млн. тонн, преимущественно за счет Черноморского бассейна. В морском порту Тамань в настоящее время ведется проектирование сухогрузного района, в состав которого планируется включить терминал минеральных удобрений проектной мощностью 18 млн. тонн в год и серы - мощностью 5 млн. тонн в год. В июле 2011 года начал работу Туапсинский балкерный терминал (2012 г. - 1,4 млн. тонн). Расположенный на берегу Черного моря и имеющий мощность 2,3 млн. тонн удобрений в год, терминал представляет собой важный компонент ценовой конкурентоспособности будущих поставок калия с Гремячинского месторождения. Экспорт химических грузов навалом увеличится и в Балтийском бассейне (2030 г.: 25,0 - 32,0 млн. тонн). Для поддержки экспорта калия с Верхнекамского месторождения в порту Усть-Луга компания "ЕвроХим" в настоящее время строит специализированный терминал минеральных удобрений, первую очередь которого мощностью 900 тыс. тонн в год планируется запустить к 2015 г. Полная мощность терминала составит 7 млн. тонн в год. ОАО "ЕвроХим" планирует начать собственное производство калийных удобрений. В связи с этим предусмотрена реализация двух проектов, каждый из которых включает два этапа. Гремячинское месторождение (Волгоградская область): этап 1 (проектная мощность 2,3 млн. тонн в год) - производство начнется в 2014 г. (выход на полную проектную мощность - в 2016 г.); этап 2 (мощность удваивается до 4,6 млн. тонн) - производство начнется в 2015 г. (выход на полную проектную мощность - в 2018 г.). Верхнекамское месторождение (Пермский край): этап 1 (проектная мощность 2,0 млн. тонн в год) - производство начнется в 2016 г. (выход на полную проектную мощность в 2018 г.), этап 2 (мощность увеличится до 3,4 млн. тонн в год) - добыча начнется в 2019 г. (выход на полную проектную мощность в 2021 г.). К 2021 г. компания рассчитывает иметь собственное производство калийных удобрений общей мощностью 8 млн. тонн в год.

Доля Дальневосточного бассейна в морском экспорте химических грузов (навалом) является незначительной.

Зерно

На мировом рынке зерна наблюдается нестабильная динамика цен, что вызвано изменениями прогнозов производства и переходящих запасов зерна в США, а также ценовыми колебаниями на других товарных и фондовых рынках. По состоянию на 27.10.2011 средние экспортные цены на мягкую пшеницу в США составили (на условиях ФОБ, Мексиканский залив) 251 долл. США за тонну. За неделю цена снизилась на 5 долл. США/т, или на 2,0%.

С учетом конъюнктуры мирового рынка прогнозируется незначительное снижение цен на продовольственное и фуражное зерно на внутреннем рынке.

Мировой рынок дождался дешевого российского зерна: правительство объявило об отмене с 1 июля 2011 г. эмбарго на экспорт. В результате отечественные зернопроизводители избавились от накопившихся излишков и начали зарабатывать.

Реализация продукции только на внутреннем рынке в 2011 г. не позволила аграриям получить необходимую прибыль. По оценкам Минсельхоза, излишки зерна в стране составляли порядка 18 млн. тонн, что чрезвычайно много. Значительная доля нереализованного - около 8 млн. тонн - сконцентрирована на юге страны, где зерном были забиты все элеваторы. В последнее время все чаще высказывается мнение, что летом 2010 г. эксперты не смогли точно оценить объем производства зерна и масштаб потерь вследствие засухи. Оказалось, что потребление в стране будет не 77 млн. тонн в год, а 67 млн. тонн, что урожая собрали не 60 млн. тонн, а 69 млн. тонн. Из-за неверной оценки внутреннего потребления и некоторого преувеличения регионами убытков с целью получения государственной поддержки в России оказался большой остаток непроданного товара.

Мировой зерновой рынок с энтузиазмом воспринял появление российского зерна - покупателям не хватало дешевого предложения. В отсутствии России мировые цены на зерно в этом сезоне выросли почти в два раза. Цены на российское зерно - порядка 270 долларов за тонну (с погрузкой в порту) - почти на 100 долларов дешевле, чем у нашего главного конкурента, Евросоюза. Так, французское зерно торгуется по 360 долларов за тонну, американское - по 320 долларов.

Существующие сегодня прогнозы по валовому сбору в разных странах складываются в пользу отечественных зернопроизводителей. Так, производство зерновых в России в 2012 г. составило около 70 млн. тонн. Экспорт зерна составил около 20 млн. тонн, импорт - 1 млн. тонн в 2013 году урожай зерна прогнозируется на уровне 98,0 - 100,0 млн. тонн.

В последние годы наблюдался рост экспорта риса из России, а после ухода Египта с мирового рынка из-за введения в стране эмбарго на экспорт риса до октября 2011 г. Россия заменила Египет в качестве поставщика короткозерного и среднезерного риса. Основной потребитель российского риса - Турция.

По данным ФТС России экспорт пшеницы и маслин в 2011/2012 сельскохозяйственном году составил 15,2 млн. тонн.

Российский зерновой рынок функционирует на двух уровнях:

- Оптовый рынок первого уровня (тот, на котором основу продающей стороны составляют производители сельхозпродукции) состоит из довольно большого количества относительно мелких производителей товара. Для него характерны высоко конкурентные отношения между товаропроизводителями и оптовыми структурами. Географические горизонты таких рынков зерна обычно совпадают с административными границами регионов. Первоуровневый оптовый рынок зерна низко концентрированный, между долями его субъектов присутствует сбалансированность.

- Оптовый рынок зерна второго уровня занимает всю территорию России. Покупатели на рынке - предприятия по переработке и другие оптовые потребители, а продавцы - оптово-посреднические структуры. Доли субъектов этого рынка зерна сбалансированы, рынок имеет умеренную концентрированность. Благодаря мерам по развитию сельского хозяйства, уже реализованным, а также запланированным на перспективу Правительством России, страна не только надежно обеспечивает себя необходимыми запасами зерна, но и вышла в мировые лидеры по его экспорту. Это следует особо подчеркнуть, поскольку в прошлом на протяжении примерно 30 лет Советский Союз закупал большие объемы зерна на внешнем рынке.

Исходя из экспортных возможностей отечественного сельского хозяйства, в перспективе до 2030 года Российская Федерация сможет отправлять на экспорт морским путем 38 - 46 млн. тонн зерна без ущерба для внутреннего рынка.

Распределение объемов перевалки зерна по морским бассейнам представлено в таблице П9.