III Сухопутные подходы к порту

III Сухопутные подходы к порту:

- пропускная способность ж/д подходов и лимитирующие факторы

В настоящее время Северо-Кавказская дорога выдала техусловия на присоединение терминалов порта на 9 млн. тонн. В перспективе к 2015 - 2020 гг. планируется обеспечение порта железнодорожными подходами в полном объеме.

- пропускная способность автомобильных подходов и лимитирующие факторы

Основная масса грузов строящихся терминалов порта будет доставляться по железной дороге.

- пропускная способность магистральных трубопроводов

- пропускная способность внутренних водных путей и лимитирующие факторы

Судоходные ВВП отсутствуют.

--------------------------------

<*> Из них: СУГ - 1,50 млн. тонн.

Порт Темрюк

Морской порт Темрюк - это развивающийся морской порт. Погрузочно-разгрузочную деятельность в Порту осуществляют:

ООО "Мактрен-Нафта". Комплекс по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ). Грузооборот - 154 тыс. тонн в год.

ООО "Порт Мечел-Темрюк". Комплекс по перевалке генеральных и навалочных грузов. Грузооборот - 1,1 млн. тонн в год.

ООО "КГС-порт". Комплекс по перевалке генеральных и навалочных грузов. Грузооборот - 147 тыс. тонн в год.

ООО "Темрюкмортранс" и ОАО "Морской торговый порт Темрюк". Комплекс по перевалке генеральных, навалочных и наливных грузов. Грузооборот - 552 тыс. тонн в год.

Грузооборот порта Темрюк в 2013 г. составляет 2,0 млн. тонн.

Объем перевалки грузов через данный порт может составить:

к 2015 г. - 3,8 млн. тонн в год;

к 2020 г. - 4,6 млн. тонн в год;

к 2030 г. - 5,2 млн. тонн в год.

Дальнейшее развитие порта Темрюк обусловлено реализацией следующих инвестиционных проектов:

Строительство "Базы берегового обеспечения в порту г. Темрюк" в составе проекта "Расширение ЕСГ для подачи газа в газопровод Южный поток"

В рамках проекта планируется создание портовых мощностей для коммерческой обработки различных видов судов (генеральные, насыпные и навалочные, строительные материалы, крупногабаритное оборудование, колесная техника) в объеме 600,0 тыс. тонн в год в целях обеспечения строительства газопровода Южный поток. Инвестором проекта выступает ООО "Питер Газ". Сроки реализации проекта - 2013 - 2017.

Строительство морского универсального перегрузочного терминала в морском порту Темрюк

В рамках проекта планируется построить терминал мощностью 1,9 млн. тонн для перевалки зерна и генеральных грузов. Инициатором проекта выступает ЗАО "Кубанское речное пароходство". Сроки реализации проекта - 2013 - 2017. В настоящее время по заказу инвестора разрабатывается проектная документации по объектам терминала.

Морской порт Геленджик.

Единственным стивидорным оператором порта является ЗАО "Геленджикский морской порт".

По инициативе компании в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)" осуществляется реализация проекта строительства Комплекса береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик. В рамках проекта планируется реконструкция грузового района порта и создание яхтенной марины. Реализация проекта позволит увеличить мощности порта до 0,8 млн. тонн и увеличить пассажиропоток до 19,2 тыс. человек в год. Сроки реализации проекта - 2013 - 2018. В настоящее время осуществляется подготовка проектной документации по объектам федеральной и частной собственности.

Морской порт Азов

Грузооборот морского порта Азов в 2013 году составил 5 млн. тонн.

Дальнейшее развитие порта планируется за счет строительства перегрузочного комплекса для перевалки контейнерных грузов мощностью 1 млн. тонн в год. Инвестором проекта выступает ООО "Уют". Строительство объектов терминала планируется завершить к концу 2015 года.

Морской порт Ростов-на-Дону

Перспективой развития порта является Проект создания мультимодального универсального транспортно-логистического узла "Ростовский универсальный порт".

Проект предусматривает создание на левом берегу р. Дон - в районе промышленной зоны "Заречная" в г. Ростове-на-Дону (на земельных участках общей площадью 405 га) комплекса портовых и логистических сооружений и инфраструктуры железных и автомобильных дорог и подходов. Проект предполагается осуществлять в несколько этапов и реализовывать на условиях государственно-частного партнерства.

Проект включен в подпрограмму "Развитие экспорта транспортных услуг" ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)".

В остальных портах бассейна (Ейск, Анапа, Сочи) реализация крупных инвестиционных проектов по развитию грузовых мощностей не предусматривается. Мелкие порты Черноморского побережья будут сосредоточены, в основном, на обеспечении пассажирских перевозок, в том числе развитии туризма. Их действующая мощность не увеличится и останется на уровне 43,37 млн. тонн.

Коэффициент использования перегрузочных комплексов по этим портам составляет 0,64 (в среднем по бассейну - 0,75).

Порты Республики Крым

В соответствии с проектом Федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Крым и города федерального значения Севастополь до 2020 года" планируется реализовать следующие мероприятия:

1. Реконструкция ж/д и автопаромной переправы (строительство второй аппарели) в морском порту Керчь.

Развитие паромного сообщения на линии "Крым - Кавказ" осуществляется на основании Соглашения между Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством транспорта и связи Украины об организации международного прямого железнодорожно-паромного сообщения через порты Кавказ (Россия) и Крым (Украина) (подписано 12.11.2004).

На 2014 год Росморречфлот пролонгировал работу 2 морских линий с портами Украины, зарегистрированных в российском морском порту Кавказ:

- железнодорожно-паромная линия "Кубань - Крым" (регистрационный номер Ю-6/1) с портами захода Кавказ, Керчь для судов "Анненков" и "Петровск". Агент линии - ООО "Аншип". Линия открыта с 24.11.2004 г. и ежегодно пролонгируется;

- автопассажирская паромная линия "Крым - Кубань" (регистрационный номер Ю-6/3) с портами захода Кавказ (Россия), Крым (Украина) для паромов "Ейск" и "Керченский-2". Агент линии - ОАО "Анроскрым". Судовладелец паромов - ГСК "Керченская паромная переправа". Линия открыта с 23.11.2007 г. и ежегодно пролонгируется.

В настоящее время в морском порту Кавказ погрузка/разгрузка ж/д вагонов осуществляется с использованием 2-х аппарелей. В морском порту Крым на данный момент погрузка и разгрузка ж/д вагонов осуществляется с использованием 1-ой аппарели.

Пропускная способность паромной линии Кавказ - Крым составляет около 4 млн. тонн в год. При этом на линии эксплуатируются 2 ж/д парома (Петровск и Анненков) вместимостью 25 ж/д вагонов, которые могут совершать до 8 круговых рейсов в сутки.

При строительстве второй аппарели в порту Керчь пропускная способность данной линии может быть увеличена до 8 млн. тонн. При этом на линии возможно организовать работу двух существующих ж/д паромов вместимостью 25 вагонов и двух паромов (Славянин и Авангард) вместимостью 45 - 50 вагонов, которые способны совершить до 4 круговых рейсов в сутки.

2. Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта Керчь.

I этап. Реализация проекта осуществляется в целях обеспечения пассажирского сообщения между полуостровом Крым и материковой частью Российской Федерации.

Указанное мероприятие совместно с мероприятием "Реконструкция ж/д и автопаромной переправы (строительство второй аппарели) в морском порту Крым" позволит увеличить пропускную способность пассажирского сообщения до 5 млн. пассажиров в год.

II этап. Реализация проекта осуществляется в целях сохранения статуса морского порта Керчь как одного из важнейших портов Республики Крым и увеличения его пропускной способности на 1 - 2 млн. тонн к 2020 году.

В рамках проекта планируется реконструкция существующей и строительство новой портовой инфраструктуры, в т.ч. проведение реконструкции гидротехнических сооружений, подъездных путей и инженерных сетей порта.

Кроме этого, в рамках проекта предполагаются мероприятия по реконструкции объектов судоремонтных и судостроительных предприятий в г. Керчь.

3. Реконструкция гидротехнических сооружений (причалы N 1 - 9, оградительный мол) пассажирского района морского порта Ялта

Пассажирский комплекс порта Ялта может принимать теплоходы длиной до 293 м (при благоприятных метеоусловиях) и осадкой 8,6 м. Для приема туристов, прибывающих на более крупных судах, организовано рейдовое обслуживание.

Реконструкция гидротехнических сооружений в морском порту Ялта планируется в целях развития инфраструктуры одноименного города-курорта и привлечения дополнительного туристического потока в курортный период.

Пропускная способность пассажирского района порта после реконструкции составит порядка 2000 тыс. пассажиров в год.

В перспективе морской порт Ялта планируется включить в транспортные маршруты круизных лайнеров, которые в настоящее время заходят в морской порт Сочи.

В рамках проекта предполагается провести реконструкцию гидротехнических сооружений порта, в т.ч. причального фронта, волнозащитных сооружений, акватории и подходов к порту, провести модернизацию инженерных сетей, средств навигационной обстановки, инфраструктуры для приемки и обслуживания пассажиров.

4. Реконструкция объектов обеспечения безопасности мореплавания в морских портах полуострова Крым

Реализация мероприятия "Реконструкция объектов обеспечения безопасности мореплавания в морских портах полуострова Крым" позволит обеспечить надежное и безопасное функционирование морского транспорта на полуострове Крым.

5. Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта Евпатория, включая инфраструктуру грузового района на оз. Донузлав

Портопункт обладает развитой инфраструктурой перегрузочными механизмами, системой энергообеспечения, удобными морскими подходами.

Программные мероприятия направлены на реконструкцию и восстановление гидротехнических сооружений порта, а также дальнейшего развития портовой инфраструктуры портопункта Крымский, что обусловлено наличием глубин до 10,5 метров на подходном судоходном канале, земельных участков, не занятых под производственно-хозяйственные или рекреационные цели, что позволит развивать портовые производства.

Перспективная грузовая база района на оз. Донузлав - строительные грузы, генеральные грузы, накатная техника.

Кроме этого, в рамках данного мероприятия на территории порта планируется провести реконструкцию пассажирских пирсов для обеспечения приема и обслуживания пассажирских судов, курсирующих по черноморскому побережью Крымского полуострова, а также развития туристического кластера на территории города-курорта Евпатория.

6. Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры в порту Севастополь

Пропускная способность порта оценивается до 4,5 млн. тонн в год.

Имеется подвод железнодорожных и автомобильных путей.

В рамках реализации мероприятия планируется осуществить строительство глубоководного причала для приема океанских круизных лайнеров в Александровской бухте, реконструкцию грузо-пассажирских терминалов, а также грузовых причалов в Севастопольской бухте.

Кроме этого, модернизация объектов портовой инфраструктуры потребует дополнительного увеличения пропускной способности подъездных авто- и ж/д путей к грузовым и пассажирским терминалам, а также развития объектов тыловой инфраструктуры.

Реализация мероприятия позволит увеличить мощность порта на 1 млн. тонн уже к 2020 году.

Кроме этого, в рамках проекта предполагаются мероприятия по реконструкции объектов судоремонтных и судостроительных предприятий в г. Севастополь.

7. Строительство и реконструкция объектов портовой инфраструктуры морского порта Феодосия

I этап. Указанное мероприятие направлено на поддержание существующего грузооборота порта и планомерного наращивания грузовой базы за счет реализации следующих проектов:

- реконструкция причалов NN 1 - 3 с увеличением складской территории и доведением глубины у причалов до отметки - 12,5 м.

- открытие третьей якорной стоянки для рейдовой обработки судов с осадками до 15 м.

В связи с необходимостью скорейшего осуществления реконструкции и длительными сроками согласования включения мероприятия в ФЦП проектирование предлагается выполнить за счет собственных средств ФГУП "Росморпорт" в 2014 - 2015 году, соответственно реконструкцию необходимо планировать в период 2015 - 2017 гг.

II этап. На данном этапе реализации проекта планируется осуществить реконструкцию оставшихся гидротехнических сооружений порта (причалы NN 14 - 15), подъездных путей и инженерных сетей порта, а также провести комплексную модернизацию перегрузочной техники.

Реализация проекта в комплексе позволит не только сохранить существующие объемы перевалки, но и увеличить пропускную способность порта на 1 млн. тонн к 2020 году. Основная номенклатура грузов, планируемая к обработке на мощностях порта, - металлолом, зерно, минеральные удобрения.