6.4. Организационные и информационные механизмы реализации Стратегии
6.4. Организационные и информационные механизмы
реализации Стратегии
Механизм реализации Стратегии предусматривает использование комплекса организационных, экономических и правовых мероприятий, необходимых для реализации цели и задач Стратегии. Механизм разработан в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.
Текущее управление и контроль реализации Стратегии осуществляются государственным заказчиком-координатором Стратегии и государственными заказчиками в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.
Выбор исполнителей мероприятий Стратегии происходит в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Реализация мероприятий Стратегии заключается в 1) планировании действий (мероприятий), которые согласуются с направлениями стратегического развития морской портовой инфраструктуры, заложенными в Стратегию, 2) реализации запланированных мероприятий, 3) последующем мониторинге целевых индикаторов и производственных ресурсов для реализации мероприятий Стратегии, 4) корректировке (при необходимости) мероприятий Стратегии и последующем их планировании - как на основании проведенной корректировки, так и на основании учета современных тенденций.
Таким образом, механизм реализации Стратегии предполагает выполнение цикла "планирование - реализация - мониторинг - корректировка", представленного на рисунке ниже.
Реализация Стратегии развития инфраструктуры морских портов подразумевает увязку стратегического цикла с процессом принятия, исполнения и контроля решений в органах исполнительной власти Российской Федерации, в результате чего будет достигнуто:
- надлежащее выполнение Стратегии;
- обеспечение согласования с основными принятыми государственными, ведомственными и региональными стратегиями развития;
- адаптация Стратегии к изменению макроэкономической мировой и внутрироссийской конъюнктуры, а также оперативное принятие необходимых решений по ресурсному обеспечению исполнения мероприятий.
Увязка стратегического цикла с процессом принятия, исполнения и контроля решений в органах исполнительной власти Российской Федерации подразумевает:
1) Определение ролей и ответственности в рамках реализации Стратегии.
На стадии планирования необходимо решение следующих задач:
- общая координация деятельности транспортного сектора;
- разработка направлений стратегического развития;
- утверждение и согласование Стратегии и отдельных (новых) мероприятий и подпрограмм;
- проведение оценки необходимого ресурсного обеспечения из федерального бюджета, бюджета местных уровней, внебюджетных источников финансирования.
На стадии выполнения Стратегии:
- выполнение мероприятий Стратегии (развитие/эксплуатация/обслуживание инфраструктуры морских портов);
- обеспечение надлежащей отчетности о ходе выполнения.
На стадии мониторинга и корректировки Стратегии:
- интегральная оценка реализации Стратегии, в том числе отдельных мероприятий;
- оценка достижения уровня целевых показателей;
- оценка достижения запланированного производственного и социально-экономического эффектов;
- оценка коммерческой, общественной и бюджетной эффективности Стратегии и отдельных ее мероприятий.
2) Непосредственное выполнение Стратегии - запуск стратегического цикла.
Ниже на основании международной практики представлено наиболее предпочтительное распределение ролей и ответственности между федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и конкретными исполнителями.
В сферу ответственности федерального органа исполнительной власти в области транспорта входят функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области транспорта и проведение необходимой координации между субъектами отрасли в части вопросов согласованного развития автомобильного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и воздушного транспорта. Стратегические направления развития портов должны быть закреплены в Генеральной схеме территориального планирования развития транспорта, разрабатываемой федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и утверждаемой Правительством Российской Федерации. На основе схемы по инициативе федерального органа исполнительной власти в области транспорта разрабатывается и утверждается документация по планировке территории по каждому порту в части резервирования земель для его развития. Именно поэтому федеральный орган исполнительной власти в области транспорта должен задавать направления государственной политики в области транспорта с учетом принятых государственных, ведомственных и региональных стратегических программ. Направления государственной политики в области транспорта включают в себя общие цели и задачи развития отрасли, а также цели и задачи в области автомобильного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и воздушного транспорта. Также необходимо определить набор руководящих принципов, которые должны применяться при разработке и осуществлении стратегий во всех сферах транспорта. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта является основным координатором ресурсного обеспечения Стратегии в балансе с финансированием других областей транспорта (в рамках ФЦП или других стратегических инициатив) для обеспечения эффективного достижения поставленных в Стратегии задач.
Исполнитель(и) в роли уполномоченного(ых) представителя(ей) федерального органа исполнительной власти в области транспорта (по управлению портовым хозяйством) отвечает за выработку стратегических направлений развития морской портовой инфраструктуры, которые должны согласовываться с направлениями государственной политики в области морского транспорта. Стратегические направления развития морской портовой инфраструктуры разрабатываются в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе и должны содержать цели, задачи, необходимый набор действий (мероприятий), предположительные объемы ввода и вывода мощностей, предположительное финансирование из федерального бюджета для реализации целей и задач всего российского портового сектора. Направления развития должны быть дополнены системой целевых индикаторов и показателей, позволяющих проводить мониторинг достижения поставленных целей.
Разработанные стратегические направления развития морской портовой инфраструктуры (и изменения к ним) представляются на утверждение в федеральный орган исполнительной власти в области транспорта. После официального утверждения направления развития подлежат выполнению в рамках согласованного ресурсного обеспечения.
Следование утвержденным стратегическим направлениям развития морской портовой инфраструктуры находится в сфере ответственности менеджмента конкретных исполнителей - участников портовой деятельности. В рамках общей системы управления такие исполнители должны ежегодно утверждать годовой и раз в три года долгосрочный бизнес-планы работы компании, включающие в себя цели, задачи, целевые показатели, конкретные мероприятия и проекты, которые будут осуществляться в организации, в том числе за счет собственных средств. Мероприятия и проекты (инвестиции) в рамках бизнес-плана должны находиться в тесной координации с утвержденными направлениями развития морской портовой инфраструктуры. Мероприятия и проекты в рамках направлений развития дополнительно согласуются с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, после чего переходят в стадию выполнения. Выполнение мероприятия или проекта (реализация целей проекта, достижение целевых показателей в рамках установленного бюджета и плана-графика и т.д.) осуществляется на основании принятой практики управления проектами.
В рамках управления проектом менеджмент компании-исполнителя проводит оценку эффективности выполнения проекта, которую ежегодно предоставляет на рассмотрение федеральному органу исполнительной власти в области транспорта, и непосредственно вмешивается в ход реализации проекта, в случае если это необходимо и непосредственное управление проектом передано третьей стороне. Федеральный орган исполнительной власти в области транспорта независимо от исполнителя проводит оценку эффективности выполнения мероприятий и проектов, находящихся в рамках стратегических направлений развития морской портовой инфраструктуры.
Проекты и мероприятия по развитию инфраструктуры морских портов, а также любые другие инициативы, относящиеся к стратегическим направлениям развития, могут быть предложены, например, частными, коммерческими компаниями, которые подразумевают финансирование из государственного бюджета. Такие проекты и мероприятия подлежат обязательному рассмотрению со стороны федерального органа исполнительной власти в области транспорта или организации, на то уполномоченной. Для осуществления общего контроля и соответствия целям государственной политики в области транспорта в целом и управления ходом исполнения стратегических направлений развития морской портовой инфраструктуры в частности необходимо, чтобы любой планируемый инвестиционный проект (законодательная инициатива) отвечал следующим принципам:
- Проект должен соответствовать существующей системе управления портовым хозяйством Российской Федерации, учитывая сферу ответственности органов государственной власти (в том числе уполномоченных организаций) и потребности портового сектора. Современные схемы государственно-частного партнерства (ГЧП), соответствующие сложившейся системе управления портовым хозяйством Российской Федерации, могут быть предложены в структуре предлагаемого проекта.
- Проект должен соответствовать принятым стратегическим направлениям развития морской портовой инфраструктуры, целям, задачам, целевым индикаторам. В случае инвестиционных проектов развитие портовых мощностей должно осуществляться в наиболее привлекательных зонах, определенных стратегическими направлениями развития.
Периодически федеральный орган исполнительной власти в области транспорта рассматривает ход выполнения реализации стратегических направлений развития. Результаты рассмотрения могут служить основанием для корректировки хода выполнения стратегических направлений, а также проработки дополнительных направлений развития.
Доработку (пересмотр) стратегических направлений развития морской портовой инфраструктуры предлагается провести первый раз в 2015 году (год завершения федеральной целевой программы), затем - каждые 5 лет либо при существенном изменении внешней и внутренней макроэкономической конъюнктуры.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей