Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года (далее - Стратегия) разработана в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2010 года N 167 "О создании рабочей группы по разработке Стратегии развития морских портов Российской Федерации".
Документ разработан в тесном взаимодействии с отраслевой общественностью, прошел публичное обсуждение и был одобрен на совещании членов Морской коллегии при Правительстве Российской Федерации (протокол от 28 сентября 2012 г. N 2(18)).
Стратегия представляет собой элемент единой иерархической системы стратегического планирования транспортной отрасли и экономики страны в целом. Стратегия является инструментом государственного управления в сфере портового хозяйства. Впервые разработан документ, определяющий основы долгосрочного развития морских портов.
Основной целью разработки документа является удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию.
Основные положения Стратегии определяют цели, задачи и механизмы реализации государственной политики в сфере развития морских портов. Стратегия содержит приоритетные направления и конкретные мероприятия, предусматривающие согласованное развитие всех участников портовой деятельности.
При разработке Стратегии ставились следующие задачи:
оценка существующего уровня развития морских портов, основных проблем их функционирования, особенно на стыках работы смежных видов транспорта;
оценка морских портов в системе взаимосвязей со смежными видами транспорта, отраслями народного хозяйства и регионами;
прогноз различных сценарных условий и вариантов развития морских портов и определение влияния результатов их развития на транспортную систему;
формирование единообразных подходов к планированию развития морских портов;
выработка системы долгосрочных стратегических приоритетов развития морских портов;
определение целевых параметров развития морских портов;
определение перспективных направлений развития морской портовой инфраструктуры и точек роста конкурентоспособности морских портов Российской Федерации.
В основу разработки Стратегии положены следующие принципы:
разработка целевых установок Стратегии исходя из положений Указа Президента Российской Федерации "О долгосрочной государственной экономической политике", приоритетов Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, долгосрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (сценарные условия, проект), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года;
нацеленность Стратегии на решение задач эффективного развития портовой инфраструктуры и повышения безопасности мореплавания, обеспечения скоординированного развития морских портов и смежных видов транспорта при осуществлении перевозок и оказания услуг в морских портах, стимулирования инвестиционной активности, внедрения новых технологий для роста производительности работы морских портов, повышения эффективности использования ресурсов и снижения нагрузки на окружающую среду, укрепления отраслевого научного и кадрового потенциала;
реализация мероприятий Стратегии за счет согласования интересов, координации действий и объединения усилий и ресурсов государства и бизнеса, концентрации их на приоритетных инвестиционных проектах;
постоянный мониторинг реализации Стратегии, при необходимости внесение изменений и актуализация документа.
В Стратегии приводится анализ существующих и перспективных грузопотоков, прогноз возможных изменений грузовой базы, на основе которых делаются выводы о необходимости строительства новых морских портов, строительства и реконструкции действующих перегрузочных комплексов, интеграции морских портов с другими видами транспорта и др.
Планирование развития морской портовой инфраструктуры разделено на три этапа с разной степенью детализации:
краткосрочный период (до 2015 г.) - определение перечня конкретных проектов, реализуемых в морских портах;
среднесрочный период (до 2020 г.) - достижение сбалансированности темпов прироста портовых мощностей и объемов перевалки грузов;
долгосрочный период (до 2030 г.) - определение стратегических направлений дальнейшего развития морской портовой инфраструктуры с учетом приоритетов развития России.
Структура документа позволяет пошагово проанализировать основные тренды, влияющие на функционирование российской портовой отрасли. Начав с рассмотрения глобальной макроэкономической ситуации и трендов в мировой торговле, методология позволяет постепенно спуститься вниз - до выбора конкретных инвестиционных проектов в конкретных портах.
Анализ развития морских портов приводится по пяти бассейнам: Балтийскому, Азово-Черноморскому, Каспийскому, Арктическому и Дальневосточному, а также по отдельным портам.
Основные используемые в настоящей Стратегии термины и определения приведены в Приложении 1.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей