II. Положение женщин в Российской Федерации
По данным Федеральной службы государственной статистики, на начало 2016 года в Российской Федерации проживали 146,5 млн. человек, из них 78,6 млн. составляли женщины. Это более половины населения страны. Российские женщины отличаются высоким уровнем образования и значительной экономической активностью. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, уровень экономической активности женщин в трудоспособном возрасте составляет 77 процентов, доля занятых женщин в общей численности занятого населения - 49 процентов.
В Декларации "Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года", принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 25 сентября 2015 г. N 70/1, предусматривается обеспечение к 2030 году всестороннего и эффективного участия женщин в принятии решений в политической, экономической и общественной сферах жизни общества.
Российская Федерация в рамках работы в "Группе двадцати" наравне с другими странами этого объединения взяла на себя обязательство по принятию дополнительных мер, направленных на повышение занятости женщин, а также по созданию условий для их карьерного и профессионального роста.
Укреплению позиций женщин в российском обществе способствовали меры, принятые в течение последних 10 лет, включающие:
совершенствование законодательства в целях улучшения положения женщин, в том числе в части вопросов, связанных с выплатой пособий в связи с рождением и воспитанием детей, а также с реализацией программы материнского (семейного) капитала;
повышение конкурентоспособности женщин на рынке труда за счет принятия антидискриминационных мер (запрещение объявлений о вакансиях, содержащих требования о поле, возрасте и семейном положении), а также за счет организации профессионального обучения женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком;
поэтапное повышение оплаты труда в бюджетных секторах экономики, в которых заняты преимущественно женщины, - в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры и социальной защиты;
создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с трудовой деятельностью (обеспечение доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет, закрепление на законодательном уровне положения о предоставлении по желанию лица, воспитывающего ребенка-инвалида, ежегодного оплачиваемого отпуска в удобное для него время);
повышение качества оказания медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовой период, введение родового сертификата, строительство перинатальных центров;
государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, в том числе с участием женщин;
последовательную государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на улучшение положения женщин, семьи и детей.
Достижения в этой области стали возможны благодаря реализации государственных программ и приоритетных национальных проектов в сферах образования, здравоохранения и социальной поддержки граждан, указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", от 7 мая 2012 г. N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", от 7 мая 2012 г. N 602 "Об обеспечении межнационального согласия", от 7 мая 2012 г. N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации", от 9 октября 2007 г. N 1351 "Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года" и от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. N 1618-р, Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2016 г. N 164-р, и планов реализации соответствующих мероприятий.
В рамках реализации мер государственной поддержки гражданского общества путем выделения грантов поддерживаются женские организации, реализующие проекты:
по укреплению института семьи и семейных ценностей, охране и поддержке материнства;
по социальной адаптации детей-инвалидов;
по общественному мониторингу качества социальной сферы.
Несмотря на принимаемые меры, остаются высокими показатели заболеваемости женского населения.
В 2015 году инвалидами были впервые признаны 330 тыс. женщин (47 процентов всех впервые признанных инвалидами), из них 117 тыс. - в трудоспособном возрасте.
За последние 10 лет количество женщин, которым поставлен диагноз "бесплодие", сохраняется на уровне 250 - 280 случаев на 100 тыс. женщин в возрасте 18 - 49 лет, в 2015 году этот диагноз поставлен впервые 94,2 тыс. женщин.
В 2015 году зарегистрировано 319,3 тыс. случаев заболеваний женщин злокачественными новообразованиями, из них 20,9 процента - раком молочной железы. За последние 10 лет численность женщин с диагностированным раком молочной железы увеличилась на 32,5 процента. В 2015 году от этого заболевания умерли 22 тыс. женщин.
В области снижения материнской смертности Российская Федерация добилась значительных успехов. Показатель материнской смертности за 1990 - 2015 годы снизился на 78,8 процента и составил в 2015 году 10,1 случая на 100 тыс. детей, родившихся живыми, при этом в 20 субъектах Российской Федерации случаи материнской смертности не зарегистрированы, в 8 регионах показатель материнской смертности составил менее 5 случаев на 100 тыс. детей, родившихся живыми, что соответствует уровню развитых стран.
На первое место среди причин материнской смертности выходят причины, являющиеся следствием увеличения количества беременных женщин, имеющих хронические заболевания, а также неблагоприятных социальных факторов и образа жизни.
В результате реализации комплекса соответствующих мер (медико-социальная помощь женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, доабортное консультирование беременных женщин, повышение уровня репродуктивной культуры населения) в Российской Федерации отмечается стойкая тенденция к снижению числа абортов. С 2010 по 2015 год оно снизилось с 1186,1 тыс. абортов до 848,2 тыс. абортов, а показатель числа абортов на 1 тыс. женщин детородного возраста за этот период уменьшился с 32 до 24. Вместе с тем указанные показатели пока выше, чем в развитых странах.
В Российской Федерации проживает значительное количество одиноких пожилых женщин, что влечет за собой необходимость предоставления им поддержки в виде содействия посильной занятости, доступа к содержательному досугу, а также принятия других мер, способствующих их активному долголетию.
Женщины пожилого возраста нуждаются в сохранении их способности к самообслуживанию, физической и функциональной активности, независимости от посторонней помощи в повседневной жизни.
Современные женщины имеют высокий уровень образования, профессиональные и карьерные интересы, при этом воспитание детей и присмотр за ними, а также за членами семьи, требующими постоянного присмотра и ухода, в том числе по состоянию здоровья, осуществляются преимущественно женщинами, что создает трудности в совмещении ими семейных обязанностей и трудовой деятельности.
Женщины составляют значительную часть высококвалифицированных научных кадров (25 процентов среди докторов наук и 41 процент среди кандидатов наук). Однако научный и интеллектуальный потенциал женщин используется не в полной мере. В результате женщины недостаточно интегрируются в рынок труда, связанный с новым технологическим укладом, и не всегда могут участвовать в инновационном развитии страны, что ведет к сохранению разницы в доходах женщин и мужчин.
В целом в Российской Федерации отмечается высокая занятость женщин, проявляется их ориентация на полную занятость, карьерный рост в сочетании с семейными обязанностями и воспитанием детей. Вместе с тем женщины находятся в неравном положении по сравнению с мужчинами в сфере экономики. Доля женщин среди руководителей организаций различных форм собственности снизилась с 37,3 процента в 2006 году до 32,7 процента в 2015 году.
Отраслевая сегрегация обусловливает сохранение более низкой по сравнению с мужчинами заработной платы женщин, хотя эта разница сокращается (в 2011 году заработная плата женщин составляла 67,9 процента средней заработной платы мужчин, в 2015 году - 72,6 процента).
Сохраняются ограничения по видам работ, на которых женщины могут осуществлять свою трудовую деятельность.
Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2000 г. N 162 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин" и с тех пор не пересматривался. Вместе с тем развитие техники и технологий существенно изменяет условия труда, минимизируя воздействие вредных производственных факторов на здоровье женщины.
Несмотря на положительную динамику снижения численности женщин, пострадавших на производстве, не везде созданы безопасные условия труда. В 2015 году на работах с вредными и (или) опасными условиями труда были заняты 1145,1 тыс. женщин, (в 2014 году - 1093,2 тыс. женщин), среди лиц, пострадавших на производстве, было 8,6 тыс. женщин (в 2014 году - 9,4 тыс. женщин).
Введение специальной оценки условий труда и внедрение механизмов экономического стимулирования работодателей к улучшению условий труда путем совершенствования системы социального страхования, то есть увязки реальных условий труда и уровней рисков с величиной скидок и надбавок к страховым тарифам, позволяют объективно оценить условия труда женщин на конкретных рабочих местах и определить по результатам такой оценки исчерпывающий перечень мер, направленных на сохранение их здоровья.
Все большее число женщин самостоятельно реализует проекты в области социального предпринимательства, особенно в сферах дошкольного и дополнительного образования, культуры, оказания социальных, юридических, психологических и иных общественно полезных услуг. Доля женщин, намеревающихся осуществлять предпринимательскую деятельность, ежегодно увеличивается. Вместе с тем недостаточная поддержка самозанятости и предпринимательской деятельности женщин является ограничением для осуществления женщинами продуктивной экономической деятельности.
Женщины активно участвуют в управлении государством. Доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы и муниципальной службы, составляет 72,1 процента, 59 процентов из них замещают такие должности в центральных аппаратах федеральных органов государственной власти, в том числе 25,3 процента - должности руководителей. Доля женщин среди лиц, замещающих должности государственной гражданской службы в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, составляет 42,3 процента, доля женщин среди лиц, замещающих должности муниципальной службы, - 78,8 процента.
Среди дипломатов российских миссий за рубежом доля женщин составляет 16 процентов (в 2010 году - 10,8 процента).
Вместе с тем законодательно закрепленная норма о создании мужчинам и женщинам, являющимся членами политической партии, равных возможностей для представительства в руководящих органах политической партии, включения в списки кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления на практике реализуется медленно.
При широком участии в избирательных кампаниях (женщины работают в избирательных комиссиях, участвуют в выборах в качестве наблюдателей, включаются в избирательные списки политических партий) представительство женщин в законодательных органах власти сохраняется на низком уровне.
На 1 января 2017 г. доля женщин среди членов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации составила 17 процентов, среди депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации - 15,6 процента.
Доля женщин, замещающих государственные должности в органах законодательной власти субъектов Российской Федерации, составляет 17,4 процента, доля женщин, замещающих муниципальные должности в представительных органах муниципальных образований, - 30,8 процента.
В обществе не получило широкого распространения правовое просвещение по вопросам прав и свобод, предоставленных женщинам законодательством Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права.
Препятствиями для более полной реализации женщинами всего комплекса их прав и свобод являются сложившиеся в обществе представления о социальной роли женщины, которые отрицательно сказываются на самореализации и развитии индивидуальности женщин, препятствуют свободному выбору ими профессии и образа жизни и создают барьеры на пути достижения фактического равноправия женщин и мужчин как в общественно-политической, так и в социально-экономической жизни.
В соответствии с этими представлениями наиболее значимыми социальными ролями женщины признаются роли домохозяйки и матери, а профессиональные и карьерные достижения остаются второстепенными. Между тем признание общей ответственности женщин и мужчин за выполнение семейных обязанностей способствовало бы укреплению семьи и ценностей семейной жизни, а также созданию условий для успешного сочетания женщинами профессиональных и семейных обязанностей.
Материнство как социальная роль женщины высоко оценивается государством и обществом. Создание благоприятных условий для совмещения семейных обязанностей по воспитанию детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, с трудовой деятельностью рассматривается как важная составляющая часть политики, направленной на расширение участия женщин во всех секторах экономики, в управлении организациями и предприятиями, а также в политической и общественной жизни.
В то же время успешному совмещению профессиональной деятельности и семейных обязанностей препятствуют ограниченность масштабов и сфер применения гибких форм занятости, недостаточное развитие сферы услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, а также по уходу за нетрудоспособными членами семьи и системы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком.
Следует отметить также дискриминационное отношение работодателей к женщинам, имеющим малолетних детей, многодетным матерям при приеме на работу.
Создание работодателями условий для женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, будет способствовать повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда и одновременно позволит им уделять больше времени воспитанию детей, что в целом будет содействовать укреплению семьи.
Женщины составляют около 46 процентов безработных (в 2010 году - 45,3 процента). В 2015 году уровень безработицы среди женщин составил 5,3 процента, доля женщин, ищущих работу с помощью служб занятости, в общем числе безработных женщин составила 30,4 процента. Женщины затрачивают больше времени на поиск работы (среднее время поиска работы в 2015 году у женщин составило на 0,3 месяца больше, чем у мужчин), что отражается как на уровне их доходов, так и на социальном статусе женщин.
Доля женщин в возрасте 31 года - 54 лет в малоимущем женском населении в 2015 году составила 20,3 процента. Риск попадания в число бедных для женщин, в том числе для одиноких и несовершеннолетних матерей, имеющих детей или других членов семьи, нуждающихся в присмотре и уходе, а также для женщин, имеющих инвалидность или серьезные заболевания, остается высоким. В связи с этим меры, стимулирующие активные действия по выходу таких женщин и их семей из трудной жизненной ситуации, требуют более широкого распространения.
Социальное неблагополучие (отсутствие работы, доходов, алкоголизм, семейно-бытовое насилие) приводят женщин к совершению противоправных действий. В 2015 году совершили преступления 172,2 тыс. женщин (16 процентов правонарушителей), в местах лишения свободы содержались около 42,3 тыс. женщин (6,5 процента подозреваемых, обвиняемых и осужденных).
Ежегодно 3 процента женщин, находящихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, получают медицинскую помощь в связи с беременностью (в 2015 году - 1761 беременная женщина), при этом в 13 процентах случаев роды принимаются в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы.
Несмотря на то что в последние годы удалось значительно улучшить условия содержания осужденных женщин, имеющих детей, обеспечить оказание надлежащей медицинской помощи беременным женщинам, женщинам во время родов и в послеродовой период, создать условия, необходимые для нормального проживания и развития детей, в том числе укрепить материально-техническую базу домов ребенка исправительных учреждений, остаются проблемы в сфере содержания осужденных женщин в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Пенитенциарное законодательство недостаточно развито в части возможности смягчения наказания за преступления небольшой тяжести и применения оснований для освобождения от отбывания наказания, предусмотренных статьей 172 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении беременных женщин и женщин, имеющих малолетних детей.
Реализуемые меры профилактики насилия в отношении женщин, в том числе семейно-бытового насилия, также недостаточны.
Насилие в отношении женщин выражается в таких формах, как принуждение к сожительству и проституции, изнасилование, бытовое насилие и убийство на почве алкоголизма, наркомания, садизм и психологическое насилие. Почти половине всех особо жестоких бытовых убийств предшествует длительная конфликтная ситуация в семье.
Вместе с тем официальная статистика не отражает полной картины преступлений в отношении женщин, поскольку пострадавшие зачастую не обращаются в правоохранительные органы или медицинские организации.
В кризисных центрах для женщин, действующих в субъектах Российской Федерации, ежегодно получают помощь около 60 тыс. женщин и более 10 тыс. девочек, подвергшихся насилию.
Однако кризисные центры, кризисные отделения, оказывающие помощь пострадавшим от насилия, созданы не во всех субъектах Российской Федерации. Недостаточно вовлечены в процесс оказания помощи женщинам, пострадавшим от насилия, общественные организации и объединения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей