Статья 278
Статья 278. "Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации с обманным использованием документов или средств идентификации"
Представляется, что правонарушение, предусмотренное ст. 278 ТК России, представляет собой наибольшую общественную опасность. В отличие от зафиксированного в ст. 277 ТК России так называемого физического сокрытия от таможенного контроля товаров действия, перечисленные в ст. 278 ТК России, можно отнести к интеллектуальному сокрытию товаров и транспортных средств от таможенного контроля.
В такого рода ситуациях таможенному контролю предъявляются документы, по содержанию и форме внешне отвечающие необходимым требованиям и порождающие у лица, представляющего их таможенному органу, право на беспрепятственное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу. Наполнение терминов "недействительные документы", "документы, полученные незаконным путем" и т.п. зависит от конкретики ситуации, от того, легализуют ли таковые перемещение товаров и транспортных средств.
1. Объективная сторона правонарушения выражается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств с представлением таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, документов, перечисленных в диспозиции статьи 278, а также использование поддельного средства идентификации, либо подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам. Таким образом, действие должно выражаться в:
- перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств;
- представлении таможенному органу в связи с перемещением необходимых документов;
- представляемые документы должны быть необходимыми для таможенных целей;
- документы должны быть поддельными либо недействительными, либо полученными незаконным путем, либо содержащими недостоверные сведения, либо относящимися к другим товарам и транспортным средствам;
либо рассматриваемое правонарушение должно выражаться в использовании поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и транспортным средствам.
Анализ поступающих запросов показал, что в правоприменительной практике таможенных органов возникают сложности по применению статьи 278 ТК России при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации с представлением таможенному органу Российской Федерации документов, необходимых для таможенных целей, в случаях, когда помещение товаров под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе, в регионе деятельности которого осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. В связи с этим приведенный ниже комментарий к статье 278 ТК России будет посвящен исключительно указанным проблемам.
1.1. Термин "документы, необходимые для таможенных целей" упоминается в статье 174 ТК России, устанавливающей обязанность сопровождения подачи таможенной декларации представлением указанных документов. Часть 3 названной статьи уполномочивает ГТК России определить перечень документов, необходимых для таможенных целей, однако до настоящего времени исчерпывающего перечня не существует. Отдельные нормативные акты ГТК России определяют ряд документов, относящихся к документам, необходимым для таможенных целей.
Поскольку представление документов, необходимых для таможенных целей, в соответствии с редакцией статьи 174 ТК России соотносится с подачей таможенной декларации, некоторыми таможенными органами делается ошибочный вывод о том, что необходимые для таможенных целей документы, представляемые таможенному органу в месте ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации, должны быть тождественны документам, сопровождающим подачу таможенной декларации, в силу употребления в обоих случаях термина "документы, необходимые для таможенных целей".
Однако объем документов и сведений, необходимый для таможенных целей на различных этапах таможенного контроля и таможенного оформления, может не быть идентичным и зависит от их функциональной предназначенности на различных стадиях таможенных процедур (принимается ли с учетом сведений, содержащихся в представленных документах, решение о правомерности перемещения товаров через таможенную границу, либо решение о помещении под определенный таможенный режим, либо сведения, содержащиеся в документах, влияют на взимание таможенных платежей, либо осуществление валютного контроля и т.п.).
На рассматриваемом в настоящем комментарии этапе - при ввозе товаров - это документы, необходимые таможенному органу в месте ввоза товаров и транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации (далее - пограничном таможенном органе) в целях установления:
- какие именно товары и транспортные средства и в каком количестве ввозятся (предмет ввоза);
- не запрещен ли ввоз этих товаров и транспортных средств;
- имеются, соблюдены ли и выполнены ли в отношении ввозимых товаров условия, необходимые для пересечения таможенной границы при ввозе (например, приняты ли меры по обеспечению уплаты таможенных платежей в случае, если такое требование установлено таможенным законодательством).
В отличие от документов, представляемых на рассматриваемом этапе, документы, представляемые при декларировании, - это документы, необходимые для совершения всех установленных законодательством действий по помещению товаров под определенный таможенный режим и завершению действия этого режима.
1.2. Одним из нормативных актов ТК России, в котором содержится перечень документов, необходимых для таможенных целей и для таможенного контроля в отношении, в частности, ввозимых товаров, если их помещение под определенный таможенный режим производится не в пограничном таможенном органе, являются Правила доставки товаров под таможенным контролем (утверждены Приказом ГТК России от 20.05.96 N 304, зарегистрированным Минюстом России 15.04.97, рег. N 1291, далее - Правила доставки).
В соответствии со вторым абзацем пункта 4.5 Правил доставки к числу документов, необходимых для таможенных целей и для таможенного контроля, относятся, в частности, транспортные, товаросопроводительные документы, включая счета фактуры или счета - проформы, содержащие необходимые сведения о товарах и их стоимости.
1.3. Для возможности квалификации правонарушения по статье 278 ТК России представляемые документы, необходимые для таможенных целей, должны быть:
а) поддельными документами, т.е. полностью изготовленными фальшивыми документами или подлинными документами, в которые внесены искаженные сведения (например, путем уничтожения части текста, внесения в него дополнительных данных и т.п.);
б) недействительными документами, означающими, что их официальное предназначение иное, что они свидетельствуют о фактах, лишь совпадающих с рассматриваемым, или не имеют надлежащего статуса официального (например, просроченная, исчерпавшая себя лицензия);
в) документами, полученными незаконным путем, т.е. документами, полученными заинтересованным лицом в результате предоставления в качестве оснований для выдачи этих документов уполномоченному на то лицу заведомо ложных сведений или поддельных (подложных) документов, либо в результате злоупотребления должностным лицом служебным положением или совершения им халатных действий при выдаче этого документа;
г) документами, содержащими недостоверные сведения, т.е. документами, которые фактически являются подлинными, но в которые внесены сведения, не соответствующие действительности. При этом документ сохраняет признаки и реквизиты должного (изготовляется на официальном бланке, содержит фамилии и должности лиц, которые должны его подписывать и т.п.), однако содержащиеся в нем данные (текст, цифровые материалы) являются ложными;
д) документами, относящимися к другим товарам и транспортным средствам.
1.4. Исходя из этого и в связи с тем, что значительная часть поступающих в ГТК России запросов касается представления пограничному таможенному органу в качестве документов, необходимых для таможенных целей, транспортных, товаросопроводительных, иных коммерческих документов с неверными данными о наименовании (описании товаров), количестве (весе), стоимости товаров, а также с неверными кодами товаров по ТН ВЭД, полагаем следующее.
1.4.1. Для осуществления контроля за ввозимыми товарами и транспортными средствами пограничному таможенному органу необходимо прежде всего обладать информацией о том, какие именно товары и транспортные средства ввозятся. Указанную информацию пограничный таможенный орган получает из товаросопроводительных и иных коммерческих документов, в том числе, о наименовании (описании), количестве (весе) ввозимых товаров. На основании этой информации указанный таможенный орган принимает решение о правомерности перемещения товаров через таможенную территорию Российской Федерации и доставки их под таможенным контролем.
Так, в соответствии с пунктом 7 Порядка заполнения документа контроля за доставкой товаров (приложение 2 к Правилам доставки) в графе 31 ДКД "Грузовые места и описание товара. Маркировка и количество - номера контейнеров - описание товара" "...дается описание товара, достаточное для его идентификации в случае утери, выдачи без разрешения таможенного органа или недоставления".
Именно поэтому указание в товаросопроводительных документах неверных сведений о наименовании (описании), количестве (весе) ввозимых товаров, существенно искажающих базовую, необходимую для таможенных целей информацию, является, по нашему мнению, признаком состава статьи 278 ТК России.
Перемещение товаров в количестве меньшем, чем указано в представляемых товаросопроводительных документах, не является нарушением таможенных правил, поскольку в данном случае отсутствует один из обязательных элементов состава правонарушения - непосредственный объект нарушения таможенных правил.
1.4.2. В настоящее время в таможенном законодательстве отсутствует норма, в соответствии с которой наличие в товаросопроводительных и иных коммерческих документах, предъявляемых таможенным органам на этапе перемещения (при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), кода товаров в соответствии с ТН ВЭД являлось бы обязательным.
В соответствии с Типовым порядком таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, утвержденным Приказом ГТК России от 04.04.96 N 203, контроль за правильностью определения кода товаров в соответствии с ТН ВЭД осуществляется уполномоченными на это должностными лицами таможенного органа на этапе основного таможенного оформления.
1.4.3. В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" таможенная стоимость заявляется (декларируется) таможенному органу Российской Федерации декларантом. Таможенная стоимость определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Стоимость, указываемая в товаросопроводительных документах, предъявляемых пограничному таможенному органу при ввозе товаров, не является таможенной стоимостью товаров, на данном этапе носит справочный характер и в дальнейшем может быть не принята таможенным органом назначения на этапе основного таможенного оформления и скорректирована (статья 16 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"). Данные сведения не являются определяющими или влияющими на принятие таможенным органом решения (вывода) о правомерности перемещения товара через таможенную территорию Российской Федерации. В связи с этим лицо не может привлекаться к ответственности по статье 278 ТК России за представление документов, содержащих "заниженные", с точки зрения пограничного таможенного органа, стоимостные показатели.
В связи с изложенным, несмотря на то, что во втором абзаце пункта 4.5 Правил доставки определены в качестве необходимых сведения не только о товарах, но и об их стоимости, предположения пограничного таможенного органа о том, что указанные в товаросопроводительных документах стоимостные показатели занижены, не является препятствием для помещения товаров под процедуру доставки под таможенным контролем до таможни назначения, где перевозимые товары подлежат таможенному оформлению.
2. Субъектом, подлежащим привлечению к ответственности по статье 278 ТК России, является лицо, перемещающее товары и транспортные средства и представляющее таможенному органу документы, необходимые для таможенных целей, т.е. вступающее в правоотношения с таможенным органом (на данном этапе). При перемещении товаров через таможенную границу лицом, фактически перемещающим товары и представляющим пограничному таможенному органу документы, необходимые для таможенных сведений, является перевозчик (имеется в виду не перевозчик - субъект гражданско - правовых отношений, а перевозчик - субъект таможенных правоотношений - определенный пунктом 11 статьи 18 ТК России как лицо, фактически перемещающее товары либо являющееся ответственным за использование транспортного средства).
2.1. Некоторые таможенные органы высказывают сомнения в возможности рассмотрения перевозчика в качестве субъекта ответственности, предусмотренной статьей 278 ТК России. При этом приводятся следующие доводы:
- перевозчик, заключая с отправителем договор перевозки, не всегда может проверить правильность указания сведений о товаре, являющемся предметом договора;
- статья 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.56 (далее - Конвенция), обязывающая перевозчика проверять ряд сведений при принятии груза к перевозке, к их числу не относит, например, проверку наименований перевозимых товаров.
ГТК России не может согласиться с такой позицией по следующим основаниям.
Целью применения Конвенции является "желательность внесения единообразия в условия договора международной перевозки грузов по дорогам и, в частности, в условия, касающиеся требуемых для таких перевозок документов и ответственности перевозчика". Сфера применения Конвенции распространяется на договора дорожной перевозки грузов, т.е. регламентирует отношения между отправителем и перевозчиком грузов (именно в этом контексте следует прочитывать и статьи 7, 8, 11 Конвенции, определяющие пределы ответственности перевозчика).
Что же касается отношений, в которые перевозчик вступает с таможенными органами, то они не могут регулироваться нормами, содержащимися в Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов.
На перевозчика, заключившего договор перевозки, согласно которому часть маршрута следования проходит по территории иностранного государства, возлагаются не только обязательства по исполнению условий договора, но и обязательства, связанные с вступлением в правоотношения с таможенными органами иностранного государства.
В соответствии со статьями 4, 5 Конвенции документом, устанавливающим договор перевозки, является накладная, подписываемая и отправителем, и перевозчиком. Статьей 6 определен перечень сведений, подлежащих занесению в накладную, в числе которых: принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и в случае перевозки опасных грузов их обычно признанное обозначение; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза; инструкции, требуемые для выполнения таможенных формальностей.
Заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора и проверить все сведения, указанные в накладной. Подпись перевозчика для контролирующих органов свидетельствует о соответствии сведений о грузе, указанных в накладной, фактически принятому к перевозке грузу.
Что же касается перевозчика, доставляющего товары по процедуре МДП, то в соответствии с пунктом 14.1 Положения о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.), утвержденного Приказом ГТК России от 18.05.94 N 206, в случае нарушения положений Таможенного кодекса Российской Федерации перевозчик несет ответственность в соответствии с Кодексом.
В связи с изложенным выявление недостоверных сведений в документах, необходимых для таможенных целей, представляемых перевозчиком таможенному органу при перемещении товаров через таможенную границу, является основанием (при наличии всех необходимых условий) для рассмотрения вопроса об ответственности перевозчика по статье 278 ТК России.
2.2. При уточнении характеристик, определяющих субъект ответственности по статье 278 ТК России в привязке к принятой в настоящих рекомендациях постановке, представляется необходимым особо остановиться на неправомерной практике привлечения за такого рода нарушения таможенных правил в ситуациях перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации иностранным перевозчиком получателей товаров. В обоснование такого подхода приводится довод о том, что в соответствии со статьей 172 ТК России декларантом может быть только российское лицо (за исключением случаев перемещения через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых ГТК России). Однако такая аргументация, бесспорно, ошибочна, поскольку при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу при ввозе таможенный орган, которому представляются документы на перемещаемый товар, не производит таможенное оформление указанного товара (товары не декларируются таможенному органу). Кроме того, лицо, фактически перемещающее товары через таможенную границу и представляющее товаросопроводительные документы на перемещаемый товар, является перевозчиком, а не декларантом.
3. Непосредственным объектом правонарушения являются перемещаемые через таможенную границу товары и транспортные средства, в отношении которых таможенному органу предъявляются в качестве документов, необходимых для таможенных целей, документы, указанные в диспозиции рассматриваемой статьи.
4. С субъективной стороны правонарушение, совершенное физическим лицом, характеризуется умыслом.
5. Перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров и иных предметов, совершенное с обманным использованием документов или средств идентификации, является уголовно наказуемым деянием, ответственность за которое предусмотрена статьей 188 УК России. Деяние признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает пятьсот минимальных размеров оплаты труда.
6. О правомерности возбуждения дел о нарушении таможенных правил по статье 278 ТК России в отношении ввозимых товаров в таможенных органах назначения - так называемых "внутренних" таможенных органах - полагаем необходимым сообщить следующее.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
(см. текст в предыдущей редакции)
В соответствии со статьей 294 ТК России должностное лицо таможенного органа обязано немедленно составить протокол о НТП в случаях обнаружения признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного нарушения таможенных правил или получения материалов, в которых имеются достаточные данные, указывающие на такие признаки. Поэтому, при обнаружении во внутреннем таможенном органе признаков совершенного при пересечении таможенной границы нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена статьей 278 ТК России, дело о НТП должно быть возбуждено в указанном таможенном органе.
(в ред. Приказа ГТК РФ от 28.06.2002 N 675)
(см. текст в предыдущей редакции)
Вместе с тем действия, связанные с обманным использованием документов во внутренних таможнях, в отношении товаров, перемещение которых через таможенную границу было произведено с соблюдением таможенных правил, не образуют состава нарушения таможенных правил, предусмотренного статьей 278 ТК России. В зависимости от обстоятельств дела такие противоправные деяния могут квалифицироваться по другим статьям главы 39 ТК России (например, статьи 279, 282).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей