Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Статья 274

Статья 274. "Несоблюдение порядка применения мер экономической политики и других ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации"

1. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 274 ТК России, выражается в перемещении через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, в отношении которых применяются меры экономической политики и другие ограничения, в нарушение установленного порядка применения этих мер и ограничений, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями главы 39 ТК России, при отсутствии признаков преступления.

Понятие мер экономической политики раскрывается в пункте 17 статьи 18 ТК России. Статья 21 ТК России формализует вопросы ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

При привлечении лица к ответственности в соответствии со статьей 274 ТК России необходимо исходить из того, что товары и транспортные средства, в отношении которых применяются меры экономической политики и другие ограничения на ввоз (вывоз), перемещаются через таможенную границу с соблюдением всех иных требований таможенного законодательства о порядке их таможенного контроля и оформления (о месте и времени пересечения таможенной границы, с соблюдением требований о проведении предварительных операций по таможенному оформлению и т.п.), однако при этом нарушаются порядок применения мер экономической политики и ограничений на момент перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу (например, если законодательством предусмотрено, что ввоз товара осуществляется при условии представления таможенным органам лицензий и что лицензия принимается таможенным органом до фактического ввоза лицензируемых товаров).

1.1. По статье 274 ТК России подлежат квалификации, в частности, действия лиц, выразившиеся в перемещении через таможенную границу подакцизных немаркированных товаров, товаров, маркированных поддельными марками, либо марками, приобретенными с нарушением установленного порядка (см. письмо ГТК России от 05.07.96 N 01-15/11961 "О некоторых вопросах квалификации правонарушений, связанных с оборотом алкогольной и табачной продукции"). Представляется, однако, что в случае с ввозом немаркированных товаров необходимо сделать оговорку о том, что лицо подлежит привлечению к ответственности в соответствии со статьей 274 ТК России лишь в случае несоблюдения им положений п. 10.1 Временной инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (утверждены Приказом ГТК России от 13.07.94 N 357), в соответствии с которым в порядке, установленном Приказом ГТК России от 22.12.93 N 549 "Об обеспечении уплаты таможенных платежей в отношении подакцизных товаров", немаркированный товар подлежит предварительному декларированию с заблаговременным внесением денежных средств в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей на депозит внутреннего таможенного органа.

Вместе с тем представляется неправомерной практика привлечения к ответственности по статье 274 ТК России иностранных физических лиц при перемещении ими через таможенную границу России коммерческих партий немаркированных подакцизных товаров, в частности, сигарет (при отсутствии, разумеется, в их действиях признаков правонарушений, предусмотренных статьями 276 - 279 ТК России), поскольку порядок применения меры экономической политики при перемещении подакцизных товаров, предусмотренный Временной инструкцией о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (утвержден Приказом ГТК России от 13.07.94 N 357), предусматривает, что ответственными за маркировку подакцизных товаров являются импортеры таких товаров, то есть российские лица, заключившие внешнеторговые договоры купли - продажи или мены, в соответствии с которыми подлежащие маркировке товары ввозятся на таможенную территорию России.

3. Субъектами ответственности по статье 274 ТК России являются лица (участники ВЭД), в обязанности которых входило обеспечение порядка применения мер экономической политики и иных ограничений при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.