Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2017 г. N 399
Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 318
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 31 марта 2017 г. N 399)
ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации "Развитие
лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы
Ответственный исполнитель Программы
|
-
|
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
|
Соисполнитель Программы
|
-
|
Федеральное агентство лесного хозяйства
|
Участники Программы
|
-
|
отсутствуют
|
Подпрограммы Программы
|
-
|
"Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов";
"Стратегическое управление лесным хозяйством"
|
Цели Программы
|
-
|
повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов;
обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при сохранении экономического и экологического потенциала, а также глобальных функций лесов
|
Задачи Программы
|
-
|
создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия;
повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики
|
Целевые индикаторы и показатели Программы
|
-
|
лесистость территории Российской Федерации;
доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;
отношение площади земель лесного фонда, занятой лесными насаждениями, к площади земель лесного фонда, выбывших из состава занятых лесными насаждениями земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов;
объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда;
отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины
|
Этапы и сроки реализации Программы
|
-
|
2013 - 2020 годы, в том числе:
I этап - 2013 - 2014 годы;
II этап - 2015 - 2017 годы;
III этап - 2018 - 2020 годы
|
Объем бюджетных ассигнований Программы
|
-
|
общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 240621490,1 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 29610895,2 тыс. рублей;
в 2014 году - 31912016,9 тыс. рублей;
в 2015 году - 33535578,5 тыс. рублей;
в 2016 году - 27756265,8 тыс. рублей;
в 2017 году - 27493700,8 тыс. рублей;
в 2018 году - 27442746,4 тыс. рублей;
в 2019 году - 27364238,3 тыс. рублей;
в 2020 году - 35506048,2 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации Программы
|
-
|
в результате реализации I этапа Программы предполагается:
сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,6 процента;
сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,54 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;
повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, до уровня 20,3 рубля в расчете на 1 га земель лесного фонда;
достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 33 процентов.
В результате реализации II этапа Программы предполагается:
поддержание лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,4 процента;
сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;
повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 26,1 процента (достижение уровня 25,6 рубля в расчете на 1 га земель лесного фонда);
сохранение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 31,1 процента.
В результате реализации III этапа Программы предполагается:
сохранение лесистости территории Российской Федерации на уровне 46,5 процента;
сохранение площади ценных лесных насаждений на уровне 70,4 процента площади занятых лесными насаждениями земель лесного фонда;
повышение объема платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, на 33 процента (достижение уровня 27 рублей в расчете на 1 га земель лесного фонда);
достижение отношения фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины на уровне 34,1 процента
|
ПАСПОРТ
подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты
и воспроизводства лесов" государственной программы
Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства"
на 2013 - 2020 годы
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель программы)
|
-
|
Федеральное агентство лесного хозяйства
|
Участники подпрограммы
|
-
|
отсутствуют
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
отсутствуют
|
Цель подпрограммы
|
-
|
создание условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров;
повышение эффективности защиты лесов от вредных организмов и неблагоприятного воздействия внешней среды;
актуализация информации и развитие системы данных государственного лесного реестра;
создание условий для рационального, многоцелевого, неистощительного и эффективного использования лесов;
обеспечение соблюдения требований законодательства в сфере лесных отношений, в том числе предотвращение нелегальных рубок;
повышение эффективности восстановления погибших и вырубленных лесов, качества селекционных и генетических свойств посадочного материала;
повышение качества кадрового обеспечения
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров;
доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров;
площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, охваченных государственным лесопатологическим мониторингом наземными способами;
доля площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями;
отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними;
отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов;
сокращение объема незаконных рубок по отношению к объему таких рубок в предыдущем году;
доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
|
|
|
протяженность лесных дорог, построенных за год;
доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства;
доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян;
доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала;
формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений;
увеличение площади лесных насаждений искусственного происхождения;
создание искусственных лесных насаждений на площадях, ранее не занятых лесом;
площадь рубок ухода в молодняках;
площадь лесных плантаций;
средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда;
доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги не менее 90 процентов;
отношение площади земель, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год (без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов)
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
|
-
|
I этап - 2013 - 2014 годы;
II этап - 2015 - 2017 годы;
III этап - 2018 - 2020 годы
|
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
общий объем бюджетных ассигнований в 2013 - 2020 годах составляет 204765192,4 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 23389059,1 тыс. рублей;
в 2014 году - 26888174,2 тыс. рублей;
в 2015 году - 27255376,4 тыс. рублей;
в 2016 году - 23727330,1 тыс. рублей;
в 2017 году - 23886436,2 тыс. рублей;
в 2018 году - 24172492,8 тыс. рублей;
в 2019 году - 24573350,7 тыс. рублей;
в 2020 году - 30872972,9 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
в результате реализации I этапа подпрограммы предполагается:
создание и обеспечение функционирования специализированной диспетчерской службы, а также региональных и местных диспетчерских пунктов по охране лесов от пожаров (1550 единиц);
организация системы межведомственного взаимодействия при тушении лесных пожаров, маневрирования лесопожарными формированиями, а также пожарной техникой, оборудованием, инвентарем и снаряжением;
обеспечение ежегодных плановых мероприятий по противопожарному обустройству лесов в запланированных объемах;
осуществление наземного (около 85 млн. га ежегодно), авиационного (455 млн. га ежегодно) и космического (1,1 млрд. га ежегодно) мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров;
ежегодное осуществление плановых лесозащитных мероприятий;
создание эффективной системы управления защитой лесов;
проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади порядка 97322,9 тыс. га;
увеличение доли площади земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда до 20,4 процента;
|
|
|
увеличение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 1,9 процента;
увеличение площади рубок ухода в молодняках до 360 тыс. га.
В результате реализации II этапа подпрограммы предполагается:
разработка новых средств обнаружения лесных пожаров (средства визуального и инфракрасного мониторинга, беспилотные летательные аппараты) и тушения лесных пожаров (высоконапорные помпы, эффективные реагенты для тушения торфяных пожаров), а также технологий тушения лесных пожаров (применение взрывчатых веществ, использование подземных источников водоснабжения, предварительная обработка лесных участков противопожарными реагентами, использование каркасных (мягких) емкостей для перекачивания воды и др.);
разработка и внедрение новых средств локализации и ликвидации очагов вредных организмов на основе инновационных научных достижений;
проведение государственного лесопатологического мониторинга наземными способами ежегодно на площади 97322,9 тыс. га;
сохранение на уровне 21,7 процента площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
доведение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 1,9 процента;
доведение площади рубок ухода в молодняках до 303,6 тыс. га;
|
|
|
сохранение лесных плантаций на площади 16 тыс. га;
доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги не менее 90 процентов.
В результате реализации III этапа подпрограммы предполагается:
внедрение новых средств обнаружения и тушения лесных пожаров, а также технологий тушения лесных пожаров;
проведение к 2020 году государственного лесопатологического мониторинга наземными способами на площади 97322,9 тыс. га ежегодно;
сохранение на уровне 21,2 процента площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
увеличение доли семян с улучшенными свойствами в общем объеме заготовленных семян до 2,5 процента;
сохранение площади рубок ухода в молодняках на уровне 297,3 тыс. га;
сохранение лесных плантаций на площади 16 тыс. га;
доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги не менее 90 процентов
|
ПАСПОРТ
подпрограммы "Стратегическое управление лесным хозяйством"
Ответственный исполнитель подпрограммы
|
-
|
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
|
Участники подпрограммы
|
-
|
отсутствуют
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
отсутствуют
|
Цели подпрограммы
|
-
|
повышение эффективности управления лесами как основы устойчивого развития лесного сектора экономики
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
совершенствование государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере лесного хозяйства;
повышение эффективности исполнения государственных функций и государственных услуг в сфере лесных отношений;
повышение качества научно-аналитического обеспечения;
повышение эффективности бюджетных расходов в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы;
развитие международного сотрудничества по вопросам лесного хозяйства
|
Показатели (индикаторы) подпрограммы
|
-
|
доля площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков);
доля площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов;
доля площади земель лесного фонда, на которых осуществляется дистанционный мониторинг использования лесов, в площади земель лесного фонда, переданных в аренду;
доля объема финансирования лесных научных исследований в общем объеме финансировании лесного хозяйства;
доля инновационных разработок в общем объеме финансирования лесных научных исследований;
оценка качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства;
динамика производительности труда относительно уровня предыдущего года;
количество высокопроизводительных рабочих мест;
внутренние затраты на исследования и разработки;
доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
|
-
|
2013 - 2020 годы, в том числе:
I этап - 2013 - 2014 годы;
II этап - 2015 - 2017 годы;
III этап - 2018 - 2020 годы
|
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2013 - 2020 годах составляет 35856297,7 тыс. рублей, в том числе:
в 2013 году - 6221836,1 тыс. рублей;
в 2014 году - 5023842,7 тыс. рублей;
в 2015 году - 6280202,1 тыс. рублей;
в 2016 году - 4028935,7 тыс. рублей;
в 2017 году - 3607264,6 тыс. рублей;
в 2018 году - 3270253,6 тыс. рублей;
в 2019 году - 2790887,6 тыс. рублей;
в 2020 году - 4633075,3 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
в результате реализации I этапа подпрограммы предполагается:
увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 23 процентов;
осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 43 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду;
создание 2 инновационно-внедренческих центров на базе центров, подведомственных Федеральному агентству лесного хозяйства;
доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 54 баллов.
В результате реализации II этапа подпрограммы предполагается:
увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков) до 10,8 процента;
увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 34 процентов;
осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 60 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду;
создание филиала федерального бюджетного учреждения "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства" в Сибирском федеральном округе;
создание инновационно-внедренческого центра на базе федерального бюджетного учреждения "Дальневосточный научно-исследовательский институт лесного хозяйства";
|
|
|
доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 60 баллов;
доведение динамики производительности труда относительно уровня предыдущего года до 100 процентов;
доведение количества высокопроизводительных рабочих мест до 17,7 тыс. человек;
доведение внутренних затрат на исследования и разработки до 343,71 млн. рублей.
В результате реализации III этапа подпрограммы предполагается:
увеличение доли площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков) до 36,6 процента;
увеличение доли площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов до 58 процентов;
осуществление дистанционного мониторинга использования лесов на 75 процентах площади земель лесного фонда, переданных в аренду;
создание инновационно-внедренческого центра на базе федерального бюджетного учреждения "Северный научно-исследовательский институт лесного хозяйства";
доведение оценки качества финансового менеджмента в Федеральном агентстве лесного хозяйства до 66 баллов;
доведение динамики производительности труда относительно уровня предыдущего года до 104,2 процента;
доведение количества высокопроизводительных рабочих мест до 25,6 тыс. человек;
доведение внутренних затрат на исследования и разработки до 369,08 млн. рублей
|
1. Приоритеты и цели государственной политики,
в том числе общие требования к государственной политике
субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы
На протяжении последнего десятилетия в основополагающих документах развития лесного сектора Российской Федерации определялись целевые установки государственной политики и намечались пути решения задач с учетом существующей и прогнозной социально-экономической ситуации в стране.
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р (далее - Концепция), определены следующие приоритетные направления развития лесного хозяйства:
создание системы воспроизводства лесного фонда и восстановления лесов (в первую очередь в регионах, утративших экологический, рекреационный и лесохозяйственный потенциалы);
улучшение породного состава лесных насаждений, а также сокращение нелегальных рубок и теневого оборота древесины.
Концепцией установлено, что развитие транспортной инфраструктуры на землях лесного фонда, включающее обеспечение экономической доступности лесных участков, повышение рентабельности заготовки древесины посредством строительства лесных дорог круглогодичного действия, а также развитие транзитных железнодорожных и автомобильных путей позволят существенно увеличить объемы использования лесов. Предполагается, что к 2020 году прогнозируемый рост производства и потребления продукции глубокой переработки древесины достигнет уровня государств - лидеров в этой сфере деятельности (Соединенные Штаты Америки, Канада и др.).
Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной совместным приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 31 октября 2008 г. N 482 (далее - Стратегия), определены следующие основные факторы возникновения системных проблем в сфере лесного хозяйства:
истощение эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения лесопромышленных предприятий и путей транспорта;
недостаточная точность учета лесных ресурсов;
низкая эффективность федерального государственного лесного надзора на региональном уровне;
значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней, ущерб от которых намного выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов;
невысокое качество лесовосстановления и низкий технический уровень лесохозяйственных работ;
плохо развитая инфраструктура, в том числе дорожная, в лесах;
высокий уровень теневого оборота древесины;
нарушение биологического разнообразия лесов.
С учетом указанных проблем определены следующие стратегические цели развития лесного комплекса Российской Федерации:
обеспечение устойчивого управления лесами;
сохранение и повышение ресурсно-экологического потенциала лесов;
повышение вклада лесного комплекса в социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, а также в обеспечение экологической безопасности и стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и услугах леса.
Для достижения поставленных целей предусматриваются совершенствование организационной и функциональной структуры государственного управления лесами, лесного законодательства Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также определяются направления дальнейшего развития системы лесного планирования на федеральном, региональном и местном уровнях.
В Стратегии содержатся:
перечень основных мероприятий по интенсификации и эффективному использованию лесов (в том числе путем развития лесной инфраструктуры в регионах), а также по реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоению новых лесных массивов, предполагающих дальнейшее развитие рыночных механизмов использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов и материально-технической базы лесного хозяйства;
перечень необходимых мероприятий по совершенствованию и развитию федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), причем в качестве отдельной задачи выделяется необходимость укрепления научно-инновационного развития и кадрового обеспечения лесного хозяйства.
Кроме того, Стратегией определяется комплекс мер по обеспечению современного уровня охраны и защиты лесов, а также гарантированного воспроизводства лесных ресурсов на основе организационно-технических, технологических и инновационных решений.
В соответствии с Основами государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2013 г. N 1724-р, государственная политика в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) основывается на следующих принципах:
признание и соблюдение прав граждан на использование природных ресурсов и благоприятную окружающую среду, а также на получение достоверной информации о лесах;
соблюдение баланса экономических, экологических и социальных интересов;
многоцелевое, комплексное и неистощительное использование лесов, а также сохранение площади лесов, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
сохранение лесов, находящихся в федеральной собственности, и развитие института частной собственности в отрасли;
ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления за осуществление полномочий в области лесных отношений на соответствующих территориях;
согласованное управление лесами и смежными территориями;
учет социально-экономических, природно-климатических и экологических особенностей субъектов Российской Федерации;
общественное участие при планировании и проведении мероприятий в лесах;
обоснованность и последовательность в принятии решений в сфере управления лесами;
усиление роли и обеспечение конкурентоспособности Российской Федерации в мировом лесном секторе.
Для реализации Программы необходимо обеспечить:
в экономической сфере - эффективное управление лесным сектором экономики и увеличение валового внутреннего продукта в лесном секторе на основе рыночного спроса;
в экологической сфере - благоприятную окружающую среду для граждан и сохранение биосферной роли лесов России;
в социальной сфере - рост уровня жизни граждан, связанных с лесом, и устойчивое социально-экономическое развитие лесных территорий.
Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:
повышение эффективности управления лесным сектором;
интенсификация использования и воспроизводства лесов;
повышение эффективности охраны лесов от пожаров, защиты лесов от вредителей, болезней и других неблагоприятных факторов, а также от нелегальных рубок;
повышение продуктивности и улучшение породного состава лесов на землях различного целевого назначения;
сохранение экологического потенциала лесов;
повышение научно-технического, технологического и кадрового потенциала лесного сектора экономики;
развитие международного сотрудничества и переговорного процесса по вопросам лесного хозяйства;
формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм и их значениях приведены в приложении N 1.
В целях эффективной реализации программно-целевого метода на всех уровнях лесоуправления в каждом субъекте Российской Федерации, осуществляющем переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации, требуются принятие и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации, охватывающих и учитывающих в полной мере все ключевые направления деятельности в области лесных отношений с учетом региональной специфики.
Государственные программы субъектов Российской Федерации в области лесных отношений должны корреспондировать с Программой и увязываться с общегосударственной системой целей, задач, показателей (индикаторов), рисков, а также с уровнем финансирования Программы в установленной сфере.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2. Эти показатели (индикаторы) должны полностью войти в состав государственных программ субъектов Российской Федерации в области лесных отношений с сохранением наименований и значений показателей (индикаторов), установленных в Программе в разрезе субъектов Российской Федерации.
В перспективе указанный подход должен найти свое отражение на региональном уровне в отношении установления взаимосвязи между государственными программами субъектов Российской Федерации и муниципальными программами в части вопросов взаимодействия между государственными и муниципальными органами власти в указанной сфере. Особенно важным станет направление охраны лесов, в первую очередь в части планирования и проведения совместных и (или) взаимоувязанных (согласованных) мероприятий, направленных на профилактику и предупреждение возникновения негативных ситуаций в лесной сфере, создающих угрозу жизни и здоровью граждан, экологии региона, а также объектам экономики.
Также важным является обязательное отражение в региональных государственных программах всех источников финансирования по аналогии с Программой.
В последние десятилетия наметилась устойчивая тенденция к увеличению повреждения лесов и потерь лесных ресурсов от пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов, в том числе на территории Дальневосточного федерального округа. В связи с этим в рамках сохранения и преумножения уникальных лесных ресурсов Дальневосточного федерального округа выделены отдельные мероприятия направленные на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 3.
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 4.
Заключение долгосрочных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения федеральных нужд в целях реализации основных мероприятий Программы не планируется.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приведено в приложении N 5.
Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в рамках Программы приведены в приложении N 6.
План реализации Программы на очередной финансовый 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов приведен в приложении N 7.
2. Общая характеристика участия субъектов Российской
Федерации (в том числе обоснование состава и значений
целевых показателей и индикаторов, характеризующих
достижение ожидаемых результатов) в сфере совместного
ведения Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации при реализации Программы
Успешная реализация Программы возможна только при активном участии органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которым в соответствии со статьей 83 Лесного кодекса Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, включающие организацию и обеспечение использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют все мероприятия Программы, за исключением мероприятий, осуществляемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Федеральным агентством лесного хозяйства.
Состав основных мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации, содержится в обосновывающих материалах.
Координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации осуществляет самостоятельно или через Федеральное агентство лесного хозяйства посредством проведения регулярных совещаний, в том числе выездных и селекторных.
Координацию деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере реализации Программы Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет посредством ежегодного рассмотрения и утверждения бюджетных проектировок субъектов Российской Федерации, проведения выездных и селекторных совещаний, текущего контроля и координации деятельности субъектов Российской Федерации департаментами лесного хозяйства - территориальными органами Федерального агентства лесного хозяйства.
Система показателей (индикаторов) Программы сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения целей и решения задач Программы и включает взаимодополняющие друг друга показатели (индикаторы) Программы и ее подпрограмм.
При формировании указанной системы учтены требования к характеристике каждого показателя (адекватность, точность, объективность, достоверность, однозначность, экономичность, сопоставимость, своевременность и регулярность).
Показатели (индикаторы) Программы имеют запланированные по годам количественные значения, рассчитываемые по утвержденным методикам на основе данных государственного статистического наблюдения и отраслевой отчетности.
Значения показателей (индикаторов) Программы по годам ее реализации соответствуют средним многолетним природно-экономическим условиям развития лесного хозяйства. Показатели (индикаторы) рассчитаны на основе прогноза их динамики с учетом тенденций их изменения за счет совершенствования системы управления в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при сохранении уровня финансирования лесного хозяйства.
Показатели (индикаторы) Программы, характеризующие достижение ее конечных результатов субъектами Российской Федерации, предусмотрены приложением N 2 к Программе. Связь показателей (индикаторов) Программы с основными мероприятиями и основными мероприятиями подпрограмм в целях оценки ее ожидаемых конечных результатов и эффективности реализации Программы предусмотрена приложением N 3 к Программе.
Показатели (индикаторы) Программы будут достигнуты при сохранении уровня финансирования лесного хозяйства. Ухудшение показателей (индикаторов) Программы может быть вызвано возникновением экстремальных природных явлений в регионах (высокая горимость лесов, вспышки массового размножения вредных организмов, повреждение лесов в результате развития опасных метеорологических процессов, метеорологические условия, определяющие возможность проведения таких мероприятий по использованию лесов, как заготовка древесины, осуществление рекреационной деятельности, заготовка недревесной продукции лесов и др.), неблагоприятной экономической ситуацией на рынке лесной продукции, а также недостаточностью местных квалифицированных трудовых ресурсов.
3. Эффективное исполнение полномочий в области
лесных отношений субъектами Российской Федерации, входящими
в состав Дальневосточного федерального округа
Леса Дальнего Востока представляют собой уникальный природный комплекс, где на единице лесной площади сосредоточено намного больше видов растений и животных по сравнению с другими природными зонами России, сосредоточены огромные запасы древесины, технического, лекарственного сырья, недревесных продуктов леса.
В целях создания условий для повышения эффективности охраны, защиты, воспроизводства, а также рационального многоцелевого и неистощительного использования лесов при сохранении их экологических функций и биологического разнообразия на территории Дальнего Востока в рамках Программы решаются следующие задачи:
повышение эффективности предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров на территории Дальнего Востока;
создание условий для рационального, многоцелевого, неистощительного и эффективного использования лесов на территории Дальнего Востока.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) реализации Программы на территории Дальнего Востока приведены в приложении N 8.
На территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, осуществляется реализация основных мероприятий Программы, направленных на сокращение потерь лесного хозяйства от пожаров, вредных организмов и незаконных рубок, создание условий для рационального и интенсивного использования лесов, обеспечение баланса выбытия и восстановления лесов, а также на повышение продуктивности и качества лесов.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников раздела по опережающему развитию Дальнего Востока подпрограммы 1 "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" Программы приведены в приложении N 9.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета Программы на Дальнем Востоке приведены в приложении N 10.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на Дальнем Востоке приведены в приложении N 11.
Размер субвенций из федерального бюджета для каждого субъекта Российской Федерации определяется ежегодно в рамках формирования проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по методике распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 838 "Об утверждении методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации".
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на приобретение специализированной лесопожарной техники и оборудования в рамках Программы, представленными в приложении N 6 к Программе, установлен порядок предоставления и распределения субсидий субъектам Российской Федерации, входящим в состав Дальневосточного федерального округа, для приобретения специализированной лесопожарной техники и оборудования.
Приложение N 1
к государственной программе
Российской Федерации "Развитие
лесного хозяйства"
на 2013 - 2020 годы
СВЕДЕНИЯ
О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
НА 2013 - 2020 ГОДЫ, ПОДПРОГРАММ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ
Наименование показателя (индикатора)
|
Единица измерения
|
Ответственный исполнитель
|
Значение показателя (индикатора)
|
2013 год
|
2014 год
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
2020 год
|
план.
|
факт.
|
план.
|
факт.
|
план.
|
факт.
|
Государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы
|
1.
|
Лесистость территории Российской Федерации <*>
|
процентов
|
Рослесхоз
|
46,6
|
46,5
|
46,6
|
46,5
|
46,6
|
46,5
|
46,4
|
46,4
|
46,4
|
46,4
|
46,5
|
2.
|
Доля площади ценных лесных насаждений в составе занятых лесными насаждениями земель лесного фонда <*>
|
процентов
|
Рослесхоз
|
70,54
|
70,63
|
70,54
|
70,57
|
70,54
|
70,54
|
70,4
|
70,4
|
70,4
|
70,4
|
70,4
|
3.
|
Отношение площади земель лесного фонда, занятой лесными насаждениями, к площади земель лесного фонда, выбывших из состава занятых лесными насаждениями земель лесного фонда в связи с воздействием пожаров, вредных организмов, рубок и других факторов
|
процентов
|
Рослесхоз
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
63,1
|
61,7
|
62,8
|
63,7
|
65,6
|
4.
|
Объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда
|
рублей
|
Рослесхоз
|
19,7
|
20,3
|
20,3
|
22
|
20,9
|
23,1
|
21,5
|
25,6
|
26
|
27
|
27
|
5.
|
Отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины
|
процентов
|
Рослесхоз
|
31
|
27,8
|
33
|
29,2
|
36
|
29,3
|
29,8
|
31,1
|
32,1
|
33,1
|
34,1
|
Подпрограмма 1 "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов"
|
6.
|
Доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров
|
процентов
|
Рослесхоз
|
76,9
|
67,9
|
77,7
|
73,6
|
78,5
|
70,8
|
70,7
|
71,11
|
71,56
|
72,46
|
72,8
|
7.
|
Доля крупных лесных пожаров в общем количестве лесных пожаров
|
процентов
|
Рослесхоз
|
4,6
|
6,4
|
4,3
|
11,1
|
4
|
15,3
|
4,99
|
4,99
|
4,87
|
4,80
|
4,66
|
8.
|
Площадь лесов, расположенных на землях лесного фонда, охваченных государственным лесопатологическим мониторингом наземными способами
|
тыс. га
|
Рослесхоз
|
109054,5
|
109054
|
97322,9
|
109100,4
|
97322,9
|
955005
|
102315,9
|
97322,9
|
97322,9
|
97322,9
|
97322,9
|
9.
|
Доля площади лесов, в которых осуществляются лесопатологические обследования, в общей площади земель лесного фонда, занятых лесными насаждениями
|
процентов
|
Рослесхоз
|
0,45
|
0,36
|
0,46
|
0,34
|
0,47
|
0,3
|
0,34
|
0,25
|
0,26
|
0,27
|
0,5
|
10.
|
Отношение площади ликвидированных очагов вредных организмов к площади очагов вредных организмов в лесах, требующих мер борьбы с ними <*>
|
процентов
|
Рослесхоз
|
10
|
13
|
13
|
24,1
|
15
|
11
|
15,4
|
16,5
|
17
|
17,5
|
25
|
11.
|
Отношение площади лесов, на которых были проведены санитарно-оздоровительные мероприятия, к площади погибших и поврежденных лесов
|
процентов
|
Рослесхоз
|
24
|
24
|
25
|
16,5
|
26
|
12
|
13,6
|
13,8
|
14,2
|
14,5
|
23
|
12.
|
Сокращение объема незаконных рубок по отношению к объему таких рубок в предыдущем году
|
процентов
|
Рослесхоз
|
2
|
1
|
2
|
-21
|
2
|
7,7
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
13.
|
Доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда <**>
|
процентов
|
Рослесхоз
|
19,5
|
20,2
|
20,4
|
20,6
|
21,3
|
20,7
|
21,8
|
21,7
|
21,2
|
21,2
|
21,2
|
14.
|
Протяженность лесных дорог, построенных за год
|
км
|
Рослесхоз
|
5500
|
5627
|
5600
|
5728,3
|
5700
|
6020
|
4025
|
4034
|
4044
|
4054
|
4064
|
15.
|
Доля площади лесов, на которых проведена таксация лесов и в отношении которых осуществлено проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству в течение последних 10 лет, в площади лесов с интенсивным использованием лесов и ведением лесного хозяйства
|
процентов
|
Рослесхоз
|
30,5
|
20
|
31,5
|
31,5
|
31,5
|
31,5
|
28,4
|
26,8
|
26,8
|
26,8
|
28,4
|
16.
|
Доля семян с улучшенными наследственными свойствами в общем объеме заготовленных семян
|
процентов
|
Рослесхоз
|
1,8
|
3
|
1,9
|
14,5
|
2
|
2
|
1,8
|
1,9
|
2
|
2,1
|
2,5
|
17.
|
Доля посадочного материала с закрытой корневой системой в общем количестве посадочного материала
|
процентов
|
Рослесхоз
|
5
|
5,4
|
5
|
5,6
|
5
|
8,6
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
5
|
18.
|
Формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений
|
кг
|
Рослесхоз
|
10800
|
10800
|
11700
|
12060
|
11700
|
15141
|
12289
|
15342
|
15342
|
15342
|
15342
|
19.
|
Увеличение площади лесных насаждений искусственного происхождения
|
тыс. га
|
Рослесхоз
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
19000
|
19100
|
19200
|
19400
|
19490
|
20.
|
Создание искусственных лесных насаждений на площадях, ранее не занятых лесом
|
тыс. га
|
Рослесхоз
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
0,4
|
0,4
|
0,5
|
0,6
|
0,8
|
21.
|
Площадь рубок ухода в молодняках
|
тыс. га
|
Рослесхоз
|
-
|
-
|
360
|
293,1
|
375
|
272
|
314,1
|
303,6
|
297,3
|
297,3
|
302,3
|
22.
|
Площадь лесных плантаций
|
тыс. га
|
Рослесхоз
|
-
|
-
|
-
|
-
|
20
|
16
|
16
|
16
|
16
|
16
|
16
|
23.
|
Средняя численность должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на 50 тыс. га земель лесного фонда
|
человек
|
Рослесхоз
|
1,5
|
1,5
|
1,6
|
0,8
|
1,7
|
0,88
|
0,88
|
0,88
|
0,88
|
0,88
|
1,7
|
24.
|
Доля выписок, предоставленных гражданам и юридическим лицам, обратившимся в орган государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений за получением государственной услуги по предоставлению выписки из государственного лесного реестра, в общем количестве принятых заявок на предоставление данной услуги <***>
|
процентов
|
Рослесхоз
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
90
|
90
|
90
|
90
|
90
|
25.
|
Отношение площади земель, отнесенных к землям, занятым лесными насаждениями (за текущий год), к площади фактической сплошной рубки за год (без учета рубки лесных насаждений, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов)
|
процентов
|
Рослесхоз
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Подпрограмма 2 "Стратегическое управление лесным хозяйством"
|
26.
|
Доля площади земель лесного фонда с установленными границами лесничеств (лесопарков)
|
процентов
|
Рослесхоз
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
6,9
|
10,8
|
14,6
|
18,5
|
36,6
|
27.
|
Доля площади лесов, в которых осуществляется государственная инвентаризация лесов на основе постоянных пробных площадей, в общей площади лесов
|
процентов
|
Рослесхоз
|
20
|
19,6
|
23
|
23
|
26
|
26
|
29
|
34
|
40
|
48
|
58
|
28.
|
Доля площади земель лесного фонда, на которых осуществляется дистанционный мониторинг использования лесов, в площади земель лесного фонда, переданных в аренду
|
процентов
|
Рослесхоз
|
17
|
17,1
|
43
|
43
|
43
|
43
|
43
|
60
|
65
|
70
|
75
|
29.
|
Доля объема финансирования лесных научных исследований в общем объеме финансирования лесного хозяйства
|
процентов
|
Рослесхоз
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
1,13
|
0,8
|
1,06
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
0,8
|
30.
|
Доля инновационных разработок в общем объеме финансирования лесных научных исследований
|
процентов
|
Рослесхоз
|
17
|
20,7
|
19
|
19,4
|
20
|
21
|
20
|
21
|
22
|
23
|
23
|
31.
|
Оценка качества финансового менеджмента в Рослесхозе
|
баллов
|
Рослесхоз
|
52
|
59
|
54
|
54
|
56
|
68,6
|
58
|
60
|
62
|
64
|
66
|
32.
|
Динамика производительности труда относительно уровня предыдущего года
|
процентов
|
Рослесхоз
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
100
|
100
|
100,5
|
100,5
|
104,2
|
33.
|
Количество высокопроизводительных рабочих мест
|
тыс. человек
|
Рослесхоз
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
15,5
|
17,7
|
20,4
|
23
|
25,6
|
34.
|
Внутренние затраты на исследования и разработки
|
млн. рублей
|
Рослесхоз
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
358,7
|
343,71
|
349,62
|
348,41
|
369,08
|
35.
|
Доля специалистов лесного хозяйства, прошедших повышение квалификации, в общей численности работников лесного хозяйства <**>
|
процентов
|
Рослесхоз
|
3,9
|
3,9
|
3,9
|
6,8
|
3,9
|
4,3
|
3,5
|
3
|
3
|
3
|
3,5
|
--------------------------------
<*> Приведены минимально допустимые значения показателя (индикатора).
<**> В 2013 - 2015 годах, указана доля площади земель лесного фонда, переданных в аренду, в общей площади земель лесного фонда.
<***> Приведены максимально допустимые значения показателя (индикатора).
Приложение N 2
к государственной программе
Российской Федерации "Развитие
лесного хозяйства"
на 2013 - 2020 годы
СВЕДЕНИЯ
О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА"
НА 2013 - 2020 ГОДЫ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Субъект Российской Федерации
|
Значение показателя (индикатора)
|
2013 год (план.)
|
2013 год (факт.)
|
2014 год (план.)
|
2014 год (факт.)
|
2015 год (план.)
|
2015 год (факт.)
|
2016 год (план.)
|
2017 год (план.)
|
2018 год (план.)
|
2019 год (план.)
|
2020 год (план.)
|
Показатели реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 год
|
1. Лесистость территории Российской Федерации, процентов
|
Центральный федеральный округ (в среднем)
|
34,3
|
34,9
|
34,3
|
34,9
|
34,3
|
34,8
|
34,8
|
34,8
|
34,8
|
34,8
|
34,8
|
Белгородская область
|
8,5
|
8,5
|
8,5
|
8,6
|
8,5
|
8,6
|
8,6
|
8,6
|
8,6
|
8,6
|
8,6
|
Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.