Утвержден

приказом Минтранса России

от 18 января 2017 г. N 19

ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЖАЛОБ НА БОРТУ СУДНА

1. Порядок рассмотрения жалоб на борту судна (далее - Порядок) разработан в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 996 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве" <1> и устанавливает процедуры рассмотрения жалоб на борту судна, предусмотренные стандартом А5.1.5 "Процедуры рассмотрения жалоб на борту судна" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (далее - Конвенция) <2>.

--------------------------------

<1> Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 45, ст. 5830; 2015, N 26, ст. 3909.

<2> Федеральный закон от 5 июня 2012 г. N 56-ФЗ "О ратификации Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 24, ст. 3073).

2. Настоящий Порядок применяется при рассмотрении жалобы члена экипажа морского судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации (далее - моряк), поданной начальнику службы <3>, в которой работает моряк, подающий жалобу, непосредственному начальнику моряка из числа командного состава судна, капитану судна, на котором работает моряк, или лицу, его замещающему <4>, судовладельцу, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта (далее - компетентный орган) <5> в случае нарушения требований Конвенции (включая права моряков). Подача указанных жалоб не ограничивает права моряка подавать жалобу в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для защиты трудовых прав и свобод моряка.

--------------------------------

<3> Руководящий принцип В.5.1.5 "Процедуры рассмотрения жалоб на борту судна" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

<4> Статья 73 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81 "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, N 15, ст. 1519, N 45, ст. 4377; 2005, N 52 (ч. 1), ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. 1), ст. 3418, N 30 (ч. 2), ст. 3616, N 49, ст. 5748; 2009, N 1, ст. 30, N 29, ст. 3625; 2010, N 27, ст. 3425, N 48, ст. 6246; 2011, N 23, ст. 3253, N 25, ст. 3534, N 30 (ч. 1), ст. 4590, 4596, N 45, ст. 6335, N 48, ст. 6728; 2012, N 18, ст. 2128, N 25, ст. 3268, N 31, ст. 4321; 2013, N 30 (ч. 1), ст. 4058; 2014, N 6, ст. 566, N 42, ст. 5615, N 48, ст. 6659; 2015, N 1 (ч. 1), ст. 89, N 13, ст. 1810, N 29 (ч. 1), ст. 4339, 4356; 2016, N 27 (ч. 1), ст. 4186).

<5> В соответствии с абзацем третьим пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 996 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве".

Не допускается направлять на рассмотрение жалобу лицу, действие (бездействие) которого обжалуется.

3. На судне, плавающем под Государственным флагом Российской Федерации (далее - судно), должна быть обеспечена возможность ознакомления с текстом настоящего Порядка.

4. Помимо экземпляра своего трудового договора моряка все моряки получают экземпляр процедур рассмотрения жалоб на борту судна. Такой документ включает информацию о контактах с компетентным органом в государстве флага или в стране постоянного места жительства моряка, если они не совпадают, а также фамилию лица или фамилии лиц на борту судна, которые могут на конфиденциальной основе предоставить морякам консультации по поводу их жалобы или помочь им каким-либо иным образом в осуществлении процедуры рассмотрения жалобы, имеющейся в их распоряжении на борту судна <6>.

--------------------------------

<6> Пункт 4 стандарта А5.1.5 "Процедуры рассмотрения жалоб на борту судна" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

5. Жалоба начальнику службы, непосредственному начальнику моряка из числа командного состава судна и капитану судна оформляется в письменном виде, подается моряком лично или через своего представителя и должна содержать:

1) наименование судна;

2) наименование судовладельца;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) начальника службы, в которой работает моряк, подающий жалобу, или непосредственного начальника моряка из числа командного состава судна, или капитана судна;

4) фамилию, имя, отчество (при наличии), должность моряка, подающего жалобу;

5) сведения о нарушении прав моряка;

6) личную подпись моряка и дату.

6. Жалоба судовладельцу оформляется в виде электронного документа, направляется по электронной почте и должна содержать:

1) наименование судна;

2) наименование судовладельца;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) капитана судна;

4) фамилию, имя, отчество (при наличии), должность моряка, подающего жалобу;

5) сведения о нарушении прав моряка;

6) информацию о результатах рассмотрения жалобы начальником службы, непосредственным начальником моряка из числа командного состава судна, капитаном судна;

7) описание причин, по которым жалоба начальнику службы, непосредственному начальнику моряка из числа командного состава судна и капитану судна не подавалась (если применимо);

8) адрес электронной почты, на который необходимо отправить решение по жалобе;

9) дату составления жалобы.

7. Жалоба в компетентный орган оформляется в виде электронного документа, направляется на адрес электронной почты, указанный на официальном сайте компетентного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и должна содержать:

1) наименование судна;

2) порт регистрации судна;

3) идентификационный номер Международной морской организации (ИМО) и (или) позывной сигнал судна;

4) наименование судовладельца;

5) фамилию, имя, отчество (при наличии) капитана судна;

6) фамилию, имя, отчество (при наличии), должность моряка, подающего жалобу;

7) сведения о нарушении прав моряка;

8) информацию о результатах рассмотрения жалобы начальником службы, непосредственным начальником моряка из числа командного состава судна, капитаном судна, судовладельцем;

9) описание причин, по которым жалоба начальнику службы, непосредственному начальнику моряка из числа командного состава судна, капитану судна и судовладельцу не подавалась (если применимо);

10) адрес электронной почты, на который необходимо отправить решение по жалобе;

11) дату составления жалобы.

8. К жалобе прилагаются документы и материалы, подтверждающие сведения, приведенные в жалобе (при наличии).

9. При подаче моряком жалобы через представителя полномочия представителя моряка подтверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

10. Жалоба регистрируется в день ее поступления.

11. Жалоба на судне регистрируется в судовом журнале или в иных журналах (базах) учета, предусмотренных разработанной судовладельцем в соответствии с требованиями главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения <7> и применяемой на судне системой управления безопасностью.

--------------------------------

<7> Резолюция А.741(18) принята 4 ноября 1993 г. на 18 ассамблее Международной морской организации (часть 4 приложения N 1 к Бюллетеню международных договоров, 2011 год).

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененная Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года (приложение N 1 к Бюллетеню международных договоров, 2011 год).

Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Постановления Совета Министров СССР, 1979 год, ноябрь, с. 4).

Постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. N 319 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Постановления Совета Министров СССР, 1978 год, апрель, с. 5).

Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2768).

После регистрации копия жалобы с указанием сведений о дате регистрации и журнале, в котором осуществлена регистрация (наименование журнала, его номер и номер страницы журнала, на которой сделана запись о регистрации жалобы), в день регистрации возвращается моряку.

12. Жалоба начальнику службы или непосредственному начальнику моряка из числа командного состава рассматривается в течение двух дней с даты ее регистрации.

Жалоба капитану судна рассматривается в течение трех дней с даты ее регистрации.

Жалоба судовладельцу рассматривается в течение семи дней с даты ее регистрации.

Жалоба в компетентный орган рассматривается в течение тридцати дней с даты ее регистрации.

13. Информация, содержащаяся в жалобе, а также полученная в процессе ее рассмотрения, является конфиденциальной и не подлежит разглашению.

14. В случае если жалоба не относится к полномочиям компетентного органа, компетентный орган в течение пяти дней с даты регистрации жалобы запрашивает по существу жалобы соответствующий федеральный орган исполнительной власти, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 996 "О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве".

Срок рассмотрения жалобы в случае, предусмотренном настоящим пунктом, продлевается на 30 дней.

Уведомление о продлении срока рассмотрения жалобы с указанием причины продления должно быть направлено моряку на адрес электронной почты, указанный в жалобе, не позднее пяти дней со дня принятия решения о продлении.

15. Моряк имеет право на участие в процессе рассмотрения жалобы на борту судна, на предоставление дополнительных материалов по жалобе в период ее рассмотрения, а также на гарантии от возможного преследования в связи с подачей жалобы, заключающегося в принятии в отношении него любым лицом любых неблагоприятных мер <8> в связи с подачей жалобы.

--------------------------------

<8> Пункт 3 стандарта А5.1.5 "Процедуры рассмотрения жалоб на борту судна" Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве.

16. По результатам рассмотрения жалобы принимается одно из следующих решений:

1) о полном или частичном удовлетворении жалобы;

2) об отказе в удовлетворении жалобы.

17. Результаты рассмотрения жалобы начальнику службы, непосредственному начальнику моряка из числа командного состава, капитану судна, оформленные в письменном виде, вручаются лично моряку или его представителю на борту судна не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Результаты рассмотрения жалобы судовладельцем или компетентным органом направляются на адрес электронной почты моряка, указанный в жалобе, не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.

Повторное направление жалобы осуществляется в соответствии с пунктами 5 - 9 настоящего Порядка.

18. Результаты рассмотрения жалобы оформляются в виде документа, который должен содержать следующую информацию:

1) дату и место принятия решения;

2) фамилию, имя и отчество (при наличии) и должность лица, рассмотревшего жалобу;

3) фамилию, имя и отчество (при наличии) заявителя;

4) принятое по жалобе решение с обоснованием причин такого решения с указанием соответствующих норм законодательства и международных договоров Российской Федерации;

5) сроки устранения выявленных нарушений.

19. В рассмотрении жалобы отказывается в следующих случаях:

1) отсутствие сведений, предусмотренных пунктами 5, 6 или 7 настоящего Порядка;

2) наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;

3) отсутствие новых доводов или обстоятельств в случаях, когда моряку давались письменные ответы по существу ранее рассмотренных жалоб.

20. В случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 19 настоящего Порядка, должностное лицо, либо уполномоченное на то лицо вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с моряком по данному вопросу. О данном решении уведомляется моряк, подавший жалобу.