Требования к структуре образовательной программы

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 11 Федерального закона об образовании ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы СПО и части, формируемой участниками образовательных отношений (вариативной части).

Обязательная часть образовательной программы направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, предусмотренных главой III ФГОС СПО, и должна составлять для специальностей не более 70% (для профессий - не более 80%) от общего объема времени, отведенного на ее освоение. Вариативная часть образовательной программы (соответственно не менее 30% для специальностей и не менее 20% для профессий) дает возможность расширения основного(ых) вида(ов) деятельности, к которым должен быть готов выпускник, освоивший образовательную программу, согласно получаемой квалификации или сочетанию квалификаций, углубления подготовки обучающегося, а также получения дополнительных компетенций, необходимых для обеспечения конкурентоспособности выпускника в соответствии с запросами регионального рынка труда.

Важную роль в соотношении обязательной и вариативной частей играют положения примерной основной образовательной программы, с учетом которых образовательная организация самостоятельно определяет конкретное соотношение объемов обязательной и вариативной частей образовательной программы.

Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона об образовании примерная основная образовательная программа (далее - ПООП) представляет собой учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин [модулей], иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

ПООП разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов и включаются по результатам экспертизы в реестр ПООП, являющийся государственной информационной системой. Информация, содержащаяся в реестре ПООП, является общедоступной.

Порядок разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 мая 2014 г. N 594.

Таким образом, правовой статус ПООП имеют только программы, прошедшие экспертизу и внесенные в реестр ПООП, который ведется на сайте http://reestrspo.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

ФГОС СПО по ТОП-50 определяет структуру образовательной программы, которая включает в себя учебные циклы и государственную итоговую аттестацию. В ФГОС СПО по ТОП-50 по профессиям включаются два учебных цикла: общепрофессиональный и профессиональный, в ФГОС СПО по ТОП-50 по специальностям включаются четыре цикла: общий гуманитарный и социально-экономический, математический и общий естественнонаучный, общепрофессиональный, профессиональный.

В таблице, указанной в разделе II ФГОС СПО по ТОП-50, установлены требования к объему образовательной программы по учебным циклам (включая проведение промежуточной аттестации), государственной итоговой аттестации, а также общему объему образовательной программы в академических часах. Согласно пункту 28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 464 (далее - Порядок организации), академический час устанавливается продолжительностью 45 минут.

Общий объем образовательной программы СПО, реализуемой на базе основного общего образования, увеличивается на 2772 часа (для программы подготовки квалифицированных рабочих [служащих]) и на 1476 часов (для программы подготовки специалистов среднего звена). Данный объем образовательной программы направлен на обеспечение получения среднего общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования с учетом получаемой профессии (специальности). ФГОС не содержит требований, что в рамках обозначенного объема образовательной программы могут предусматриваться исключительно общеобразовательные предметы, данный объем может предусматривать изучение комплексных учебных предметов, дисциплин и модулей, направленных на формирование как личностных, метапредметных и предметных результатов, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, так и общих и профессиональных компетенций, предусмотренных разделом III ФГОС. При этом в соответствии с пунктом 23 Порядка организации период изучения учебных предметов, дисциплин, модулей, обеспечивающих получение среднего общего образования в пределах образовательной программы СПО, в течение срока освоения соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования определяется образовательной организацией самостоятельно.

Таблица ФГОС по отдельным специальностям, которыми предусматривается увеличение на 1 год срока получения СПО в связи с получением нескольких квалификаций специалиста среднего звена, содержит дополнительные требования к объему образовательной программы при освоении нескольких квалификаций.

ФГОС не содержит исчерпывающего перечня дисциплин и модулей образовательной программы. ФГОС по профессиям предусматриваются требования к наличию и объему дисциплин "Физическая культура" и "Безопасной жизнедеятельности" при освоении образовательной программы в очной форме. ФГОС по специальностям, кроме указанных дисциплин, предусматривает изучение в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла образовательной программы следующих обязательных дисциплин: "Основы философии", "История", "Психология общения", "Иностранный язык в профессиональной деятельности". В случае отсутствия в тексте соответствующего ФГОС наименования дисциплины "Психология общения", осваиваемой в рамках общего гуманитарного и социально-экономического цикла, данная дисциплина не осваивается.

При формировании программы образовательная организация вправе осваивать не все модули, включенные во ФГОС СПО по ТОП-50, а выбрать основные виды деятельности, соответствующие траектории освоения программы (при ее наличии) в соответствии с выбранным сочетанием квалификаций.

При формировании образовательной программы образовательная организация должна предусматривать включение адаптационных дисциплин, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (при этом включение данных дисциплин может производиться без увеличения общего срока освоения образовательной программы).

Пунктом 28 Порядка организации устанавливается, что учебная деятельность обучающихся предусматривает учебные занятия (урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар), самостоятельную работу, выполнение курсового проекта (работы) (при освоении программ подготовки специалистов среднего звена), практику, а также другие виды учебной деятельности, определенные учебным планом. В соответствии с данной нормой ФГОС предусматривает выделение во всех учебных циклах объема работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем по указанным видам учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся, а в профессиональном цикле - также практики.

На проведение учебных занятий и практик при освоении учебных циклов образовательной программы в очной форме обучения должно быть выделено не менее 70% (для ФГОС по специальностям) и не менее 80% (для ФГОС по профессиям) от объема учебных циклов образовательной программы, предусмотренного Таблицей N 1 ФГОС СПО, в очно-заочной форме обучения - не менее 25%, в заочной форме обучения - не менее 10%. Таким образом, ФГОС устанавливаются минимальные требования к соотношению учебных занятий, практик и самостоятельной работы обучающихся. В образовательной программе, разрабатываемой образовательной организацией, данное соотношение может быть изменено в сторону увеличения объема учебных занятий и практик. При этом объем обязательных учебных (аудиторных) занятий и практики не должен превышать 36 академических часов в неделю (пункт 28 Порядка организации).

ФГОС определяет требования к объему образовательной программы СПО, осваиваемой обучающимися. Формирование учебной нагрузки педагогических работников осуществляется в соответствии с требованиями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 февраля 2015 г., регистрационный N 36204), с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2016 г. N 755 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 июля 2015 г., регистрационный N 42884). Согласно данному приказу при определении учебной нагрузки педагогических работников устанавливается ее объем по выполнению учебной (преподавательской) работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся. Текущий контроль успеваемости предусматривает и контроль самостоятельной работы обучающихся, предусмотренной образовательной программой.

Профессиональный цикл образовательной программы включает профессиональные модули, которые формируются в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными разделом III ФГОС.

В профессиональный цикл образовательной программы входят учебная и производственная практики.

ФГОС устанавливает, что часть профессионального цикла образовательной программы, выделяемого на проведение практик, не может быть менее 25% от профессионального цикла образовательной программы.

Проведение практик регламентируется Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 апреля 2013 г. N 291.