постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 марта 2017 г. N 363
Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы в следующей редакции:
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 301
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 30 марта 2017 г. N 363)
государственной программы Российской Федерации "Развитие
науки и технологий" на 2013 - 2020 годы
Министерство экономического развития Российской Федерации (до 1 марта 2014 г. в рамках федеральной целевой программы "Мировой океан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 "О федеральной целевой программе "Мировой океан") |
||
Министерство финансов Российской Федерации (до 1 января 2017 г.), Федеральное агентство научных организаций, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", Министерство культуры Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия сельскохозяйственных наук" (до 2014 года), федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия архитектуры и строительных наук" (до 2015 года), федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований", федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере", государственные заказчики федеральных целевых программ, включенных в Программу (до 1 марта 2014 г.): Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное агентство связи, Федеральное космическое агентство, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" |
||
Подпрограммы Программы (в том числе федеральные целевые программы) |
подпрограмма 1 "Фундаментальные научные исследования"; подпрограмма 2 "Развитие сектора прикладных научных исследований и разработок"; подпрограмма 3 "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора"; подпрограмма 5 "Международное сотрудничество в сфере науки"; федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 613 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы"); федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 426 "О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы"); федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 568 "О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы); федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2013 г. N 424 "О федеральной целевой программе "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы и внесении изменений в федеральную целевую программу "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы") (реализация федеральной целевой программы досрочно прекращена с 1 января 2015 г.); федеральная целевая программа "Мировой океан" (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 "О федеральной целевой программе "Мировой океан") |
|
формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора фундаментальных, поисковых, прикладных исследований и экспериментальных разработок |
||
развитие конкурентоспособных направлений фундаментальных и поисковых научных исследований; создание и эффективный трансфер результатов прикладных исследований, обеспечивающих развитие и структурные изменения в национальной экономике; институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры и приоритетов развития, системы открытого управления, прозрачного и конкурентного финансирования, интеграции науки и образования, в том числе обеспечение влияния науки на общество; развитие международной кооперации и обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство; создание условий, необходимых для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности |
||
удельный вес Российской Федерации в общем числе публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science); доля объема внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников в части государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы в общем объеме внутренних затрат на исследования и разработки за счет внебюджетных источников; отношение средней заработной платы научных сотрудников к среднемесячной начисленной заработной плате наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячному доходу от трудовой деятельности) по субъекту Российской Федерации |
||
2013 - 2020 годы, в том числе: I этап - 2013 год; II этап - 2014 - 2017 годы; III этап - 2018 - 2020 годы |
||
объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет: на 2013 год - 145362577,9 тыс. рублей; на 2014 год - 150952739,6 тыс. рублей; на 2015 год - 164423044,2 тыс. рублей; на 2016 год - 157674339,7 тыс. рублей; на 2017 год - 150815709,4 тыс. рублей; на 2018 год - 154907542,1 тыс. рублей; на 2019 год - 157375360,7 тыс. рублей; на 2020 год - 228576404,2 тыс. рублей |
||
к 2020 году планируется обеспечение: получения новых фундаментальных знаний, необходимых для долгосрочного развития и основанных на конвергенции различных направлений исследований; реализации научно-технических проектов в рамках приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации; формирования целостной системы устойчивого воспроизводства и привлечения кадров для научно-технологического развития страны; создания условий, необходимых для роста инвестиционной привлекательности научной, научно-технической и инновационной деятельности; международной интеграции в области исследований и технологий, позволяющих защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы, а также повышение эффективности российской науки за счет взаимовыгодного сотрудничества |
подпрограммы 1 "Фундаментальные научные исследования"
государственной программы Российской Федерации "Развитие
науки и технологий" на 2013 - 2020 годы
Федеральное агентство научных организаций, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия наук", Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия сельскохозяйственных наук" (до 2014 года), федеральное государственное бюджетное учреждение "Российская академия архитектуры и строительных наук" (до 2015 года), федеральное государственное бюджетное учреждение "Российский фонд фундаментальных исследований", федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (деятельность иных главных распорядителей бюджетных средств в части выполнения фундаментальных исследований (в том числе силами подведомственных организаций) включена в соответствующие государственные программы Российской Федерации) |
||
поддержка и развитие фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации |
||
обеспечение эффективной координации фундаментальных научных исследований, реализуемых в интересах Российской Федерации; развитие механизмов стимулирования молодых ученых и специалистов к осуществлению эффективной научной, научно-технической и инновационной деятельности; завершение перехода к объективной системе оценки результативности научных исследований, формирование условий для повышения эффективности научных организаций; развитие институциональных форм организации и поддержки фундаментальных научных исследований, в том числе опережающей поддержки исследований, реализуемых в ведущих университетах; выявление потенциально перспективных направлений развития мировой науки и осуществление поисковых исследований по указанным направлениям для обеспечения прорывных результатов в российском секторе исследований и разработок, развитие механизмов поддержки указанных исследований; концентрация ресурсов на приоритетах научно-технологического развития Российской Федерации; развитие инфраструктуры фундаментальных научных исследований, в том числе центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок, а также суперкомпьютерных центров, повышение эффективности использования инфраструктуры фундаментальных научных исследований |
||
число цитирований в расчете на 1 публикацию российских исследователей в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science); средний возраст исследователей; удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности исследователей; доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет (включительно); количество публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), в рамках Программы фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013 - 2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. N 2237-р; количество соглашений о сотрудничестве, заключенных между федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундаментальных исследований" и иностранными организациями; количество соглашений о сотрудничестве и совместном проведении региональных конкурсов, заключенных между федеральным государственным бюджетным учреждением "Российский фонд фундаментальных исследований" и субъектами Российской Федерации |
||
2013 - 2020 годы, в том числе: I этап - 2013 год; II этап - 2014 - 2017 годы; III этап - 2018 - 2020 годы |
||
объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет: на 2013 год - 83614220,7 тыс. рублей; на 2014 год - 96431077 тыс. рублей; на 2015 год - 109767318,1 тыс. рублей; на 2016 год - 88322349,1 тыс. рублей; на 2017 год - 89524214,1 тыс. рублей; на 2018 год - 89575556,3 тыс. рублей; на 2019 год - 90631839,5 тыс. рублей; на 2020 год - 126118560,6 тыс. рублей |
||
получение новых знаний и обеспечение реализации стратегических приоритетов страны |
подпрограммы 2 "Развитие сектора прикладных научных
исследований и разработок" государственной программы
Российской Федерации "Развитие науки и технологий"
на 2013 - 2020 годы
федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" (деятельность иных главных распорядителей бюджетных средств в части выполнения прикладных исследований (в том числе силами подведомственных организаций) включена в соответствующие государственные программы Российской Федерации) |
||
создание научно-технологических основ в секторе прикладных исследований и разработок |
||
создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам; осуществление федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" и государственными научными центрами Российской Федерации исследований и разработок на максимальном уровне достигнутого научно-технического уровня, создание новых уникальных технологий и достижение научно-технологических прорывов в ключевых областях технологического развития; сохранение и развитие научных коллективов, способных на выполнение научных исследований на мировом уровне и действующих в сфере реализации подпрограммы; реализация государственного задания образовательными организациями высшего образования в части организации и проведения научных исследований (финансовое обеспечение реализации соответствующих мероприятий осуществляется в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы); обеспечение создания и использования результатов научно-исследовательской деятельности в интересах бизнеса, федеральных органов исполнительной власти, технологических платформ, инновационных территориальных кластеров и иных институциональных заказчиков; стимулирование роста внебюджетных расходов в сфере прикладных исследований, повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок |
||
доля завершенных научно-исследовательских работ, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ по разработке конкурентоспособных технологий и опытно-промышленных образцов для последующей коммерциализации, в общем количестве завершенных научно-исследовательских работ в рамках Программы деятельности национального исследовательского центра "Курчатовский институт" на 2013 - 2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2440-р; количество патентов (заявок), в том числе международных, и ноу-хау, полученных в рамках реализации Программы деятельности национального исследовательского центра "Курчатовский институт" на 2013 - 2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2440-р; число организаций - пользователей научным оборудованием центров коллективного пользования организаций - участников Программы деятельности национального исследовательского центра "Курчатовский институт" на 2013 - 2017 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. N 2440-р; количество результатов интеллектуальной деятельности, учтенных в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения |
||
2013 - 2020 годы, в том числе: I этап - 2013 год; II этап - 2014 - 2017 годы; III этап - 2018 - 2020 годы |
||
объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет: на 2013 год - 5862434,4 тыс. рублей; на 2014 год - 6042442 тыс. рублей; на 2015 год - 8698876,2 тыс. рублей; на 2016 год - 8272921,9 тыс. рублей; на 2017 год - 9222925,3 тыс. рублей; на 2018 год - 6579432,9 тыс. рублей; на 2019 год - 6546658,7 тыс. рублей; на 2020 год - 7049172,8 тыс. рублей |
||
формирование системы приоритетов в сфере прикладных исследований и разработок, связанной с приоритетами развития секторов экономики; создание на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт" и государственных научных центров Российской Федерации новых уникальных технологий и достижение научно-технологических прорывов в ключевых областях научно-технологического развития; формирование эффективной системы выявления перспективных направлений исследований, концентрация на приоритетных и перспективных направлениях кадровых и материальных ресурсов; формирование научно-технологического задела по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики |
подпрограммы 3 "Институциональное развитие
научно-исследовательского сектора" государственной
программы Российской Федерации "Развитие науки
и технологий" на 2013 - 2020 годы
Министерство финансов Российской Федерации (до 1 января 2017 г.); Федеральное агентство научных организаций, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное учреждение "Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере" |
||
развитие различных форм поддержки научно-технологической деятельности, обеспечивающих интеграцию науки и образования; усиление взаимодействия предприятий реального сектора экономики с научными организациями и сектором высшего образования; поддержка проектов научно-технологической инициативы |
||
создание конкурентной среды, открытой для привлечения к работе в Российской Федерации ученых мирового класса и молодых талантливых исследователей, имеющих научные результаты высокого уровня, а также для создания новых исследовательских групп, ориентированных в том числе на конвергенцию областей знаний и сфер деятельности; развитие научной кооперации российских вузов, государственных научных организаций с предприятиями высокотехнологичных секторов экономики; формирование эффективной модели взаимодействия между российскими и иностранными научными организациями, вузами и предприятиями в части подготовки специалистов, востребованных в научной сфере и высокотехнологичных производствах, а также в части актуализации и повышения результативности программ научных исследований российских научных организаций и вузов; переход распорядителей бюджетных средств к модели квалифицированного заказчика, что предполагает создание системы формирования и выполнения стратегически значимых проектов, приемки научно-технических результатов и оценки результата их использования; поддержка создания и развития уникальных научных установок класса "мегасайенс", крупных исследовательских инфраструктур на территории Российской Федерации; усиление роли репутационных механизмов в признании научной квалификации и заслуг исследователей, повышение авторитета ученых в обществе; обеспечение развития наукоградов, повышение эффективности их научной и инновационной деятельности; создание системы государственной поддержки национальных компаний, обеспечивающей их технологический прорыв и занятие устойчивого положения на новых, формирующихся рынках, в том числе в рамках Национальной технологической инициативы; формирование эффективной современной системы управления в области науки, технологий и инноваций; создание эффективной системы организации исследований и разработок, обеспечивающих высокую результативность и востребованность в социально-экономической сфере исследований и разработок |
||
средняя численность молодых специалистов (студентов, аспирантов, молодых ученых, иных молодых специалистов), привлеченных к выполнению научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, в расчете на один проект; среднее количество патентов (заявок), в том числе международных, и ноу-хау, полученных по проектам в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства, в рамках подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы, в расчете на один проект; количество лабораторий мирового уровня, созданных в рамках программы по привлечению ведущих ученых в образовательных организациях высшего образования, научных учреждениях, подведомственных Федеральному агентству научных организаций, и в государственных научных центрах Российской Федерации; удельный вес стоимости машин и оборудования (в возрасте до 5 лет) в общей стоимости машин и оборудования в организациях, выполняющих научные исследования и разработки; число выданных премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники, а также в области науки и техники для молодых ученых; общий объем товаров (выполненных работ, оказанных услуг), произведенных научно-производственными комплексами наукоградов Российской Федерации, в общем объеме произведенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по наукоградам, за исключением организаций, образующих инфраструктуру наукограда, в среднем по всем наукоградам; удельный вес аспирантов и докторантов, защитивших диссертационные работы в отчетном году, в общей численности фактического выпуска в отчетном году аспирантов и докторантов научных организаций, подведомственных Федеральному агентству научных организаций; количество поддержанных проектов в целях реализации планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы; |
||
объем привлеченного внебюджетного финансирования на реализацию планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы в соотношении с объемом средств федерального бюджета, использованных на реализацию таких проектов |
||
2013 - 2020 годы, в том числе: I этап - 2013 год; II этап - 2014 - 2017 годы; III этап - 2018 - 2020 годы |
||
объем бюджетных ассигнований федерального бюджета составляет: на 2013 год - 10430117,7 тыс. рублей; на 2014 год - 14233460,9 тыс. рублей; на 2015 год - 15137994,8 тыс. рублей; на 2016 год - 15797207,7 тыс. рублей; на 2017 год - 21480975,7 тыс. рублей; на 2018 год - 27979379,2 тыс. рублей; на 2019 год - 31266558,4 тыс. рублей; на 2020 год - 55277854,6 тыс. рублей |
||
формирование эффективной системы взаимодействия научных организаций с бизнесом, развитие механизмов стимулирования спроса и повышения востребованности результатов исследований и разработок; обеспечение подготовки высококвалифицированных научных кадров в российских образовательных и научных организациях; обеспечение создания точек роста - научных лабораторий, возглавляемых ведущими учеными мира; повышение качества подготовки научных кадров в российских вузах и улучшение профессиональной подготовки талантливой молодежи; функционирование сформированной единой инфраструктуры сектора исследований и разработок, включающей сверхкрупные установки нового поколения, на базе которых будут проводиться исследования мирового уровня по наиболее востребованным направлениям развития науки; развитие инфраструктуры наукоградов, реализация инновационных проектов и выполнение научных исследований мирового уровня на базе научно-производственных комплексов наукоградов; создание эффективной системы планирования и управления реализацией мероприятий Программы; формирование авторитетной в научном сообществе системы общественного признания и премирования за достижения в области науки и техники |
подпрограммы 5 "Международное сотрудничество в сфере науки"
государственной программы Российской Федерации "Развитие
науки и технологий" на 2013 - 2020 годы
"Исследования и разработки по приоритетным
направлениям развития научно-технологического
комплекса России на 2007 - 2013 годы"
(завершена в 2013 году)
федеральной целевой программы "Исследования
и разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России
на 2007 - 2013 годы"
федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы" |
||
Основание для разработки Программы (наименование, дата и номер нормативного акта) |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2006 г. N 977-р |
|
Министерство образования и науки Российской Федерации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" |
||
развитие научно-технологического потенциала Российской Федерации в целях реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации |
||
обеспечение ускоренного развития научно-технологического потенциала по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации в соответствии с перечнем критических технологий Российской Федерации; реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; обеспечение притока молодых специалистов в сферу исследований и разработок, развитие ведущих научных школ; развитие исследовательской деятельности в высших учебных заведениях; содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации; развитие научной приборной базы конкурентоспособных научных организаций, ведущих фундаментальные и прикладные исследования, а также высших учебных заведений; развитие эффективных элементов инфраструктуры инновационной системы |
||
дополнительное производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в размере 142 - 150 млрд. рублей за счет коммерциализации созданных передовых технологий; дополнительный экспорт высокотехнологичной продукции в размере 39 - 44 млрд. рублей; привлечение внебюджетных средств в размере 59 - 62 млрд. рублей; дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая внебюджетные средства, в размере 154 - 157 млрд. рублей; разработка 127 - 136 конкурентоспособных технологий, предназначенных для коммерциализации; внедрение 8 - 10 передовых коммерческих технологий; внедрение 5 - 8 критических технологий, по которым Российская Федерация имеет мировой приоритет; создание 7 - 10 новых организаций, обладающих приборной научной базой мирового уровня; создание новых рабочих мест для высококвалифицированных работников в количестве 36,5 - 41 тыс. рабочих мест; привлечение к выполнению исследований и разработок 20 - 23,5 тыс. молодых специалистов |
||
2007 - 2013 годы, в том числе: I этап - 2007 - 2009 годы; II этап - 2010 - 2013 годы |
||
всего на 2007 - 2013 годы (в ценах соответствующих лет) предусматривается 170,41 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 109,81 млрд. рублей, из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 97,53 млрд. рублей, капитальные вложения - 11,5 млрд. рублей, прочие нужды - 0,78 млрд. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 60,6 млрд. рублей. Объем и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год и плановый период |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
создание основы для качественного изменения структуры российской экономики и ее перехода к модели устойчивого инновационного развития; формирование научно-технологического потенциала по критическим технологиям Российской Федерации в качестве основы технологического перевооружения отраслей российской экономики и обеспечения национальной безопасности; реализация отдельных прорывных направлений технологического развития, обеспечение консолидации ресурсов государства и частного бизнеса на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации; расширение круга инновационно-активных компаний за счет демонстрационного эффекта от реализации Программы; реализация потенциала российской науки, укрепление статуса Российской Федерации как мировой научной державы; обеспечение значимого вклада в создание эффективной инновационной системы; содействие формированию конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня; обеспечение стимулирующих факторов для развития эффективных научных коллективов; повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок; ежегодный прирост валового внутреннего продукта в размере 0,018 - 0,023 процентного пункта; ежегодный прирост доли внутренних затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте в размере 0,05 - 0,08 процентного пункта; ежегодный прирост доли внебюджетных средств во внутренних затратах на исследования и разработки в размере 0,7 - 1,2 процентного пункта; ежегодный прирост доли инновационно-активных предприятий в общем числе предприятий промышленности в размере 1,1 - 3,6 процентного пункта; ежегодный прирост доли высокотехнологичной продукции в объеме произведенной промышленной продукции в размере 0,04 - 0,12 процентного пункта; прирост доли исследователей до 39 лет в общем числе исследователей в размере 1,6 процентного пункта; доведение коэффициента бюджетной эффективности Программы до 40 - 45 процентов |
"Исследования и разработки по приоритетным направлениям
развития научно-технологического комплекса России
на 2014 - 2020 годы"
федеральной целевой программы "Исследования
и разработки по приоритетным направлениям развития
научно-технологического комплекса России
на 2014 - 2020 годы"
федеральная целевая программа "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы" |
||
распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 мая 2013 г. N 736-р |
||
формирование конкурентоспособного и эффективно функционирующего сектора прикладных научных исследований и разработок |
||
поддержка прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий для модернизации отраслей экономики, выполняемых по приоритетам развития научно-технологической сферы с использованием результатов фундаментальных и поисковых исследований; обеспечение системного планирования и координации исследований и разработок на основе выстраивания системы приоритетов развития научно-технологической сферы, опирающейся на систему технологического прогнозирования и учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, перспективные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской Федерации; обеспечение возможности решения сектором исследований и разработок качественно новых по объему и сложности научно-технологических задач, а также повышение результативности выполняемых исследований и разработок; обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в глобальную международную инновационную систему на основе сбалансированного развития международных научно-технических связей Российской Федерации; повышение результативности сектора исследований и разработок за счет обеспечения единства его инфраструктуры, координации направлений развития инфраструктуры с системой приоритетов развития научно-технологической сферы |
||
прирост числа публикаций по результатам исследований и разработок в ведущих научных журналах на 7,6 тыс. единиц; прирост числа патентных заявок, поданных по результатам исследований и разработок на 3 тыс. единиц; снижение среднего возраста исследователей - участников Программы к 2020 году до 43 лет; рост доли исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей - участников Программы до 35 процентов; прирост количества новых рабочих мест на 900 единиц; привлечение внебюджетных средств в размере 41,4 млрд. рублей; дополнительное увеличение внутренних затрат на исследования и разработки, включая средства внебюджетных источников, в размере 161,8 млрд. рублей |
||
2014 - 2020 годы, в том числе: I этап - 2014 - 2017 годы; II этап - 2018 - 2020 годы |
||
всего на 2014 - 2020 годы (в ценах соответствующих лет) предусматривается 228669,515 млн. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 187289,32 млн. рублей, из них на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки гражданского назначения - 121963,443 млн. рублей, капитальные вложения - 28358,903 млн. рублей, прочие нужды - 36966,974 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 41380,195 млн. рублей. Объем и источники финансирования ежегодно уточняются при формировании федерального бюджета на соответствующий год и плановый период |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
формирование системы приоритетов развития научно-технологической сферы, учитывающей конкурентные преимущества в различных областях науки, перспективные задачи социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе отдельных субъектов Российской Федерации; концентрация на приоритетных направлениях кадровых и материальных ресурсов; получение результатов прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, в том числе межотраслевого характера, направленных на создание продукции и технологий, востребованных отраслями экономики; расширение масштаба и тематического охвата выполняемых прикладных научных исследований и экспериментальных разработок и развитие форм их поддержки; увеличение объема полученных в рамках Программы результатов исследований и разработок, принятых к дальнейшей реализации в организациях корпоративного сектора в отраслях экономики; эффективная интеграция российского сектора исследований и разработок в глобальную инновационную систему, развитие кооперационных связей российских и иностранных научно-исследовательских организаций; увеличение количества пользователей и повышение интенсивности использования объектов инфраструктуры для обеспечения передового уровня исследований и разработок, интеграция объектов инфраструктуры в систему приоритетов развития научно-технологической сферы; формирование конкурентоспособного сектора исследований и разработок, обладающего технологической базой мирового уровня; повышение привлекательности профессиональной деятельности в сфере исследований и разработок; улучшение качества кадрового состава научных организаций, выполняющих прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, направленные на создание продукции и технологий |
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2009 - 2013 годы
(завершена в 2013 году)
федеральной целевой программы "Научные
и научно-педагогические кадры инновационной России"
на 2009 - 2013 годы
федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы |
||
поручения Президента Российской Федерации от 4 августа 2006 г. N Пр-1321 и от 16 января 2008 г. N Пр-78; распоряжение Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 440-р |
||
создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в науке и образовании |
||
создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда; создание системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности), а также закрепления ее в этой сфере; создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров; развитие сети национальных исследовательских университетов |
||
доля исследователей в возрасте 30 - 39 лет (включительно) в общей численности исследователей - 13,8 - 14,6 процентов; доля исследователей в возрасте 30 - 39 лет (включительно) в общей численности исследователей в секторе высшего образования - 20,5 - 21 процент; доля профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений в возрасте до 39 лет (включительно) в общей численности профессорско-преподавательского состава - 39 - 40 процентов; доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей в возрасте до 39 лет (включительно) - 13,2 - 14 процентов; доля профессорско-преподавательского состава высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных высших учебных заведений - 63 - 64 процента; доля аспирантов и докторантов - участников Программы, представивших диссертации в диссертационный совет (нарастающим итогом), - 80 процентов; количество студентов, аспирантов, докторантов и иных молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом), - 60 - 65 тыс. человек; количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в образовательные учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия оборонно-промышленного комплекса, энергетической, авиационно-космической, атомной и иных приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности (нарастающим итогом), - 8 - 11 тыс. человек; доля исследователей в области естественных и технических наук - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в высокорейтинговых российских и иностранных журналах (нарастающим итогом), - 42 - 47 процентов; доля обучающихся в национальных исследовательских университетах по приоритетным направлениям развития национальных исследовательских университетов в общем числе обучающихся в национальных исследовательских университетах - 82 процента; доля доходов от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ из всех источников по приоритетным направлениям развития национальных исследовательских университетов в общих доходах национальных исследовательских университетов - 28 процентов |
||
всего на 2009 - 2013 годы (в ценах соответствующих лет) - 99786,872 млн. рублей, в том числе: средства федерального бюджета - 84302,689 млн. рублей, из них: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 32937,5 млн. рублей, из них гранты для физических лиц - 220 млн. рублей, гранты в форме субсидий для юридических лиц (за исключением федеральных казенных учреждений, а также учреждений, созданных субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями) - 6650 млн. рублей; прочие нужды - 39287,235 млн. рублей; капитальные вложения - 12077,954 млн. рублей; средства внебюджетных источников - 15484,183 млн. рублей |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей, включая снижение среднего возраста исследователей на 3 - 4 года, увеличение доли исследователей высшей квалификации на 2 - 4 процента, увеличение доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4 - 6 процентов; создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий; повышение качества научных публикаций, увеличение доли Российской Федерации в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1 - 1,5 процента общего уровня; увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов; рост международного признания российской высшей школы, появление сети университетов мирового уровня; увеличение числа выпускников высших учебных заведений, принятых на работу в государственные общеобразовательные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные общеобразовательные учреждения; создание инфраструктуры путем строительства жилищного фонда (общежитий) для поддерживания мобильности научных и научно-педагогических кадров |
"Научные и научно-педагогические кадры
инновационной России" на 2014 - 2020 годы
(реализация досрочно прекращена с 1 января 2015 г.
в соответствии с постановлением Правительства Российской
Федерации от 23 октября 2014 г. N 1094 "О внесении
изменений в федеральную целевую программу "Научные
и научно-педагогические кадры инновационной России"
на 2014 - 2020 годы и досрочном прекращении
ее реализации")
федеральной целевой программы "Научные
и научно-педагогические кадры инновационной России"
на 2014 - 2020 годы
федеральная целевая программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2014 - 2020 годы |
||
Основание для разработки Программы (наименование, дата и номер нормативного акта) |
распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 мая 2013 г. N 760-р |
|
развитие системы эффективного воспроизводства высокопрофессиональных кадров научной и научно-образовательной сферы и повышение их конкурентоспособности на мировом уровне |
||
развитие системы механизмов расширения количественного и улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров; повышение результативности научных и научно-педагогических кадров, развитие механизмов стимулирования их научной и инновационной активности; развитие внутрироссийской и международной мобильности научных и научно-педагогических кадров; развитие сети национальных исследовательских университетов |
||
средний возраст исследователей - участников Программы - 43 года; доля исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей - участников Программы - 35 процентов; доля исследователей высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) в общей численности исследователей - участников Программы в возрасте до 39 лет (включительно) - 17 процентов - 17,5 процента; количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей из организаций - участников Программы, закрепленных в сфере науки, образования и высоких технологий (зачисленных в аспирантуру или принятых на работу в учреждения высшего профессионального образования, научные организации, предприятия приоритетных для Российской Федерации отраслей промышленности) (нарастающим итогом), - 13 тыс. человек; доля аспирантов и докторантов, представивших диссертации в диссертационный совет, в общей численности аспирантов и докторантов - участников Программы (нарастающим итогом) - 60 процентов; количество студентов, аспирантов, докторантов и молодых исследователей, принимавших участие в предметных олимпиадах, конкурсах научных работ и других мероприятиях, проводимых в области науки и техники в рамках Программы (нарастающим итогом), - 60 тыс. человек; доля исследователей - участников Программы, результаты работы которых в рамках мероприятий Программы опубликованы в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science) (нарастающим итогом), - 27 процентов; число цитирований в расчете на одну подготовленную в рамках исследовательских проектов Программы публикацию в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), - 4 единицы; доля научно-педагогических работников вузов - участников Программы, охваченных программами международной и внутрироссийской академической мобильности научно-педагогических работников в форме стажировок, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и других формах (нарастающим итогом), - 9 процентов; доля доходов от научно-исследовательских и опытно-констукторских работ из всех источников по приоритетным направлениям развития национальных исследовательских университетов в общих доходах национальных исследовательских университетов - 40 процентов. В результате достижения программных индикаторов будет сформирована устойчивая сбалансированная и обеспечивающая переход на эффективный контракт система воспроизводства конкурентоспособных научных и научно-педагогических кадров, что в дальнейшем не потребует использования программно-целевого метода и дополнительных затрат в данной области |
||
I этап - 2014 - 2017 годы; II этап - 2018 - 2020 годы |
||
всего на 2014 - 2020 годы (в ценах соответствующих лет) - 201018,935 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 153481,435 млн. рублей, из них на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 143162,695 млн. рублей, прочие нужды - 8054,04 млн. рублей, капитальные вложения - 2264,7 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 47537,5 млн. рублей |
||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности |
создание необходимых условий для укрепления и развития конкурентоспособности национальной системы подготовки научных и научно-педагогических кадров для инновационного экономического развития Российской Федерации. Реализация предусмотренных Программой мероприятий должна обеспечить к концу 2020 года достижение следующих результатов: обеспечение воспроизводства кадров в научной и научно-образовательной сфере Российской Федерации за счет притока и закрепления молодых высококвалифицированных специалистов; стабилизация возрастных и квалификационных характеристик кадрового потенциала научной и научно-образовательной сферы; рост эффективности и результативности труда ученых и преподавателей за счет развития кадрового потенциала науки национальных исследовательских университетов и повышения уровня фундаментальных научных исследований; рост востребованных экономикой компетенций сотрудников научных организаций и образовательных учреждений высшего профессионального образования, в том числе за счет развития внутрироссийской и международной мобильности. Реализация Программы в полном объеме позволит повысить эффективность научной работы. Итоги Программы будут определять интеллектуальные возможности страны на долгосрочную перспективу и создадут основу для равноправного участия Российской Федерации на мировых рынках высокотехнологичной продукции |
"Мировой океан"
(завершена в 2013 году)
федеральной целевой программы "Мировой океан"
Дата принятия решения о разработке Программы и дата ее утверждения |
Указ Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11 "О федеральной целевой программе "Мировой океан"; постановление Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1997 г. N 192 "О разработке федеральной целевой программы "Мировой океан"; постановление Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 919 "О федеральной целевой программе "Мировой океан" |
|
Министерство обороны Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральное агентство связи, Федеральное агентство по науке и инновациям, Российская академия наук |
||
целью Программы является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны ее морских границ. Задачами Программы являются: обеспечение геополитических и экономических интересов Российской Федерации на арктическом направлении; создание нового зимовочного и транспортного комплекса в Антарктиде (на базе антарктической станции Прогресс); накопление знаний о природной среде Антарктики; подготовка предложений по повышению эффективности единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане; увеличение количества прибрежных субъектов Российской Федерации, которые пользуются единой государственной системой информации об обстановке в Мировом океане; разработка мероприятий по комплексному управлению прибрежными зонами (в рамках стратегий и программ комплексного социально-экономического развития приморских регионов, программ развития прибрежных муниципальных образований), морскими ресурсами и пространствами; разработка предложений по повышению эффективности комплексных межведомственных проектов, направленных на интеграцию подходов заинтересованных сторон в области развития морской деятельности Российской Федерации |
||
количество построенных и введенных в эксплуатацию объектов на антарктической станции Прогресс; прирост количества параметров, характеризующих состояние обстановки в Мировом океане, включенных в единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане; рост доли прибрежных регионов (субъектов Российской Федерации), органы государственной власти которых используют единую государственную систему информации об обстановке в Мировом океане, в общем числе прибрежных регионов; прирост среднесуточного количества обращений к единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане всех категорий пользователей; прирост объема информации о природной среде Антарктики в информационной системе "Антарктика"; количество подготовленных проектов методических документов; количество полученных патентов на результаты интеллектуальной деятельности; размер предотвращенного экологического ущерба в Арктике; количество реализуемых комплексных межведомственных проектов; очистка загрязненных территорий в Арктической зоне Российской Федерации и на архипелаге Шпицберген |
||
реализуется с 1998 года по 2013 год в 3 этапа: I этап - 1998 - 2002 годы; II этап - 2003 - 2007 годы; III этап - 2008 - 2013 годы |
||
подпрограмма "Исследование природы Мирового океана"; подпрограмма "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане"; подпрограмма "Освоение и использование Арктики"; подпрограмма "Изучение и исследование Антарктики"; подпрограмма "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане" |
||
общий объем финансирования Программы на 2008 - 2013 годы составляет 6002,3337 млн. рублей, в том числе за счет: средств федерального бюджета - 4825,3268 млн. рублей; средств внебюджетных источников - 1177,0069 млн. рублей. Средства направляются: на капитальные вложения - в размере 1748,0739 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 1748,0739 млн. рублей; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - в размере 3536,0417 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 2414,7348 млн. рублей; на прочие нужды - в размере 718,2181 млн. рублей, из них за счет средств федерального бюджета - 662,5181 млн. рублей |
||
реализация мероприятий Программы должна способствовать сохранению и развитию научно-технического, социально-экономического и сырьевого потенциалов Российской Федерации, повысить достоверность и оперативность получения информации о состоянии обстановки в Мировом океане, достоверность прогнозов климатических изменений, а также способствовать социально-экономическому развитию приморских регионов страны и создать основу для дальнейшей реализации проектов комплексного освоения, использования, сохранения и исследования Арктики |
Приоритеты и цели государственной политики
в сфере реализации государственной программы Российской
Федерации "Развитие науки и технологий"
на 2013 - 2020 годы
Особенности формирования государственной политики в области научно-технологического развития Российской Федерации с учетом больших вызовов определяют новую роль науки и технологий как основополагающих элементов решения многих национальных и глобальных проблем, обеспечения возможности прогнозировать происходящие в мире изменения, учитывать внутренние тенденции, ожидания и потребности российского общества, своевременно распознавать большие вызовы и эффективно отвечать на них.
Реакцией на большие вызовы должно стать создание технологий, продуктов и услуг, не только отвечающих национальным интересам Российской Федерации, но и востребованных в мире.
Реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации позволила получить результаты и сформировать компетенции, необходимые для перехода к реализации новых приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации, отвечающих на большие вызовы.
Стратегической целью государственной политики в области развития науки и технологий, определенной в Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденных Президентом Российской Федерации 11 января 2012 г. N Пр-83, является обеспечение к 2020 году мирового уровня исследований и разработок и глобальной конкурентоспособности Российской Федерации на направлениях, определенных национальными научно-технологическими приоритетами.
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, определяет вариант достижения лидерства в ведущих научно-технологических секторах и фундаментальных научных исследованиях, который характеризуется:
восстановлением лидирующих позиций российской фундаментальной науки;
существенными усилиями государства по модернизации сектора исследований и разработок;
концентрацией усилий на наиболее перспективных научно-технологических направлениях, которые позволяют резко расширить применение российских разработок и улучшить позицию Российской Федерации на мировом рынке высокотехнологичной продукции и услуг;
увеличением спроса на научные и инженерные кадры;
ростом финансирования исследований и разработок со стороны бизнеса, в том числе со стороны новых создаваемых компаний и секторов экономики;
формированием развитой национальной инновационной системы.
Согласно Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации", основной целью научно-технологического развития Российской Федерации является обеспечение независимости и конкурентоспособности страны за счет создания эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
Целевые ориентиры научно-технической и инновационной сферы на среднесрочный период направлены прежде всего на создание эффективной системы наращивания и наиболее полного использования интеллектуального потенциала нации.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) детализованы механизмы реализации указанных стратегий и определены конкретные меры, источники и объемы финансирования.
Так, например, в подпрограмме 1 "Фундаментальные научные исследования" предусмотрены мероприятия по реализации Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р, направленной на поддержку фундаментальной науки как системообразующего института долгосрочного развития нации и на восстановление лидирующих позиций российской фундаментальной науки. Ключевым показателем, характеризующим результаты научных исследований, преимущественно фундаментальных, является показатель "Удельный вес Российской Федерации в общемировом количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (WEB of Science), который отражен в Программе.
В части развития кадрового потенциала в рамках подпрограмм 1 "Фундаментальные научные исследования" и 3 "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" реализуются мероприятия по усилению государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов и докторов наук, по созданию под руководством ведущих ученых конкурентоспособных лабораторий мирового уровня, проводящих прорывные научные исследования и готовящих высококвалифицированные научные кадры. Научно-исследовательский сектор характеризуют показатели Программы "Средний возраст исследователей", "Удельный вес исследователей в возрасте до 39 лет в общей численности исследователей".
Положение Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, о переводе государственного финансирования науки в основном на конкурсную основу учтено путем реализации нового механизма финансирования науки в подведомственных вузах в рамках государственного задания, направленного на концентрацию выделяемых бюджетных средств на ведущих исследователях, ведущих лабораториях, отдельных задельных научных проектах и востребованной научной инфраструктуре.
Также в Программе предусмотрены мероприятия, направленные на финансирование научных исследований на основе всестороннего развития системы государственных и негосударственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности.
В целях реализации положений указанных стратегий учтены такие мероприятия, характеризующие основные направления и меры государственной политики в области науки, технологий, инноваций и развития интеллектуального потенциала, как кадры и человеческий капитал, инфраструктура сектора исследований и разработок, взаимодействие и кооперация, в том числе в рамках Национальной технологической инициативы, международное сотрудничество и интеграция.
Для успешной реализации проводимой государством политики нужно понимать, какие главные проблемы (прежде всего социально-экономические) стоят перед человечеством в целом и перед страной в частности, и эффективно решать их за счет развития науки и новых технологий.
Системные изменения в государственной научно-технической политике (изменение регулирования, масштабные структурные реформы - реформа Российской академии наук, развитие системы фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, формирование новой системы регулирования труда научных работников) направлены на предоставление большей свободы научным и образовательным организациям в выборе направлений, тематик и способов организации научных исследований и разработок.
Одновременно в сфере науки и технологий формируются новые механизмы, обеспечивающие развитие конкуренции, создающие возможность концентрации ресурсов на наиболее интересных идеях, результативных ученых, коллективах, организациях. Расширяются возможности научных и образовательных организаций по управлению полученными научными, научно-техническими результатами, их самостоятельной коммерциализации, передачи прав индустриальным партнерам, развитию новых направлений бизнеса с использованием возможностей, предоставляемых институтами развития.
Таким образом, стратегия действий, направленная на научно-технологическое развитие Российской Федерации, нацелена на встраивание науки в общеэкономические процессы Российской Федерации и призвана обеспечить структурные сдвиги экономики, рост качества жизни и благосостояния нации, в том числе за счет эффективного использования ее интеллектуального потенциала. Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
создание возможности для выявления талантливой молодежи и построения успешной карьеры в области науки, технологий и инноваций, обеспечив тем самым развитие интеллектуального потенциала страны;
создание условий для проведения исследований и разработок, соответствующих современным принципам организации научной, научно-технической, инновационной деятельности и лучшим российским и мировым практикам;
формирование эффективной системы коммуникации в области науки, технологий и инноваций, обеспечив повышение восприимчивости экономики и общества к инновациям, создав условия для развития наукоемкого бизнеса;
формирование современной системы управления в области науки, технологий и инноваций, обеспечивающей повышение инвестиционной привлекательности сферы исследований и разработок;
формирование модели международного научно-технического сотрудничества и международной интеграции в области исследований и технологического развития, позволяющей защитить идентичность российской научной сферы и государственные интересы в условиях интернационализации науки.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" определяет задачу повышения экономической привлекательности работы в сфере науки и фиксирует необходимость повышения к 2018 году средней заработной платы научных работников до 200 процентов средней заработной платы в соответствующем регионе. Решение этой задачи будет осуществляться в том числе через поддержку научных коллективов, демонстрирующих высокие результаты научной деятельности.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" определяет задачи:
систематизации проводимых фундаментальных исследований через формирование Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р, и развитие механизмов ее финансирования;
развития конкурсных механизмов поддержки научных исследований через расширение деятельности государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и увеличение к 2018 году их финансирования в части фундаментальных и поисковых научных исследований до 25 млрд. рублей;
интернационализации и распространения результатов научной деятельности российских исследователей через увеличение доли их публикаций в общем количестве публикаций в мировых научных журналах, индексируемых в базе данных "Сеть науки" (Web of Science), до 2,44 процента.
Ключевым индикатором, отражающим усиление влияния национальной системы науки и технологий на экономику, является достижение установленного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" значения объема внутренних затрат на исследования и разработки 1,77 процента общего объема валового внутреннего продукта. Это позволит обеспечить поддержку наукоемких отраслей экономики за счет увеличения притока частных инвестиций в исследования и разработки вследствие повышения востребованности результатов науки реальным сектором экономики.
В 2015 году сформулирована важная задача - объем бюджетных ассигнований на проведение фундаментальных научных исследований в процентном отношении к валовому внутреннему продукту не должен уменьшаться. Такое поручение было дано по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию.
Во избежание рисков снижения наукоемкости валового внутреннего продукта необходимо наращивать объемы частного финансирования. Увеличение поддержки за счет средств частного капитала должно происходить в части прикладных исследований и экспериментальных разработок и создать возможности для государства увеличить поддержку фундаментальных исследований и сформировать в конечном итоге глобально конкурентоспособный сектор фундаментальной науки.
Согласно результатам сценарных расчетов обеспечения значения объема внутренних затрат на исследования и разработки 1,77 процента общего объема валового внутреннего продукта для сценария 1, характеризующегося сохранением текущих тенденций развития исследований и разработок, значения показателя внутренних затрат на исследования и разработки по годам составят в 2016 году 793,1 млрд. рублей, в 2017 году - 921,3 млрд. рублей, в 2018 году - 969,7 млрд. рублей, в 2019 году - 1000,4 млрд. рублей, в 2020 году - 1089,3 млрд. рублей или 0,958 процента, 1,061 процента, 1,051 процента, 1,012 процента, 1,012 процента валового внутреннего продукта соответственно, в том числе за счет бюджетных источников в 2016 году 387,2 млрд. рублей, в 2017 году - 498,4 млрд. рублей, в 2018 году - 493 млрд. рублей, в 2019 году - 473,2 млрд. рублей, в 2020 году - 515,2 млрд. рублей или 0,468 процента, 0,574 процента, 0,534 процента, 0,479 процента, 0,479 процента валового внутреннего продукта соответственно и за счет внебюджетных источников в 2016 году 405,9 млрд. рублей, в 2017 году - 423 млрд. рублей, в 2018 году - 476,7 млрд. рублей, в 2019 году - 527,2 млрд. рублей, в 2020 году - 574,1 млрд. рублей или 0,49 процента, 0,487 процента, 0,517 процента, 0,533 процента, 0,533 процента валового внутреннего продукта соответственно.
Для сценария 2, характеризующегося скоординированной межведомственной политикой по развитию исследований и разработок, значения показателя внутренних затрат на исследования и разработки по годам составят в 2016 году 908,4 млрд. рублей, в 2017 году - 1161,8 млрд. рублей, в 2018 году - 1376,3 млрд. рублей, в 2019 году - 1599,9 млрд. рублей, в 2020 году - 1905,3 млрд. рублей или 1,097 процента, 1,3338 процента, 1,491 процента, 1,618 процента, 1,77 процента валового внутреннего продукта соответственно, в том числе за счет бюджетных источников в 2016 году 387,2 млрд. рублей, в 2017 году - 498,4 млрд. рублей, в 2018 году - 493 млрд. рублей, в 2019 году - 473,2 млрд. рублей, в 2020 году - 515,2 млрд. рублей или 0,468 процента, 0,574 процента, 0,534 процента, 0,479 процента, 0,479 процента валового внутреннего продукта соответственно и за счет внебюджетных источников в 2016 году 521,2 млрд. рублей, в 2017 году - 663,4 млрд. рублей, в 2018 году - 883,3 млрд. рублей, в 2019 году - 1126,8 млрд. рублей, в 2020 году - 1390,1 млрд. рублей или 0,629 процента, 0,764 процента, 0,957 процента, 1,14 процента, 1,291 процента валового внутреннего продукта соответственно.
Достижение соответствующих сценарию 2 скоординированной межведомственной политики по развитию исследований и разработок темпов роста внутренних затрат на исследования и разработки возможно лишь в случае скоординированных мероприятий всех государственных программ Российской Федерации, нацеленных на развитие фундаментальных и прикладных исследований в Российской Федерации, и лишь частично обеспечивается инструментами Программы.
В рамках указанных стратегий главными задачами, решаемыми для достижения стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий, в сфере реализации Программы (создание научно-технологического задела и развитие современной инфраструктуры сектора исследований и разработок) являются:
повышение эффективности государственного участия в развитии отечественной фундаментальной и прикладной науки, а также технологий, необходимых для обеспечения национальной безопасности, систем жизнеобеспечения и других сфер ответственности государства;
активизация инновационных процессов в национальной экономике и социальной сфере;
обеспечение рациональной интеграции отечественной науки и технологий в мировую инновационную систему в национальных интересах Российской Федерации;
создание условий для активизации инновационной деятельности частного капитала.
В соответствии с основными целями и задачами государственной политики в рассматриваемой сфере в рамках реализации Программы основные усилия будут сосредоточены на создании научно-технологического задела, формировании исследовательского потенциала и ориентированы:
на поддержку и развитие конкурентных преимуществ высокотехнологичных секторов российской экономики (атомная, авиакосмическая и ряд других, в том числе новых высокотехнологичных секторов экономики);
на формирование принципиально новой технологической базы российской экономики, основанной на конвергенции наук и технологий;
на обеспечение секторов экономики, создающих в ходе своего развития гарантированный внутренний спрос на инновации, и, как следствие, на исследования и разработки (медицина, агрокомплекс, транспорт, энергетика, строительство и ряд других секторов экономики);
на решение задач национальной безопасности, включая предотвращение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию их последствий.
В развитие указанных выше задач, решаемых для достижения стратегической цели государственной политики в области развития науки и технологий, с учетом изложенных приоритетов определены следующие основные задачи Программы:
развитие фундаментальных научных исследований;
создание опережающего научно-технологического задела на приоритетных направлениях научно-технологического развития;
институциональное развитие сектора исследований и разработок, совершенствование его структуры, системы управления и финансирования, интеграция науки и образования;
формирование современной материально-технической базы сектора исследований и разработок;
обеспечение интеграции российского сектора исследований и разработок в международное научно-технологическое пространство.
на повышение конкурентоспособности исследований и разработок, их результативности, а также на обеспечение эффективности государственных расходов на их поддержку;
на постепенное увеличение доли конкурсного финансирования научных исследований в структуре финансирования научных исследований, расширение роли фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности в финансировании научных исследований, использование института независимой вневедомственной оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой, расширение состава инструментов финансирования государственного сектора науки, включая фундаментальную науку, опережающего развития инструментов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличение финансирования из внебюджетных источников, в том числе за счет увеличения доходов от распоряжения правами на результаты интеллектуальной деятельности, осуществление подготовки научных кадров научными организациями в пределах установленных государственных заданий, формирование и реализацию комплекса мер по развитию негосударственного сектора науки;
на развитие материально-технической базы фундаментальной науки;
на адресную поддержку работ, осуществляемых исследователями и научными коллективами, способными на выполнение научных исследований на мировом уровне;
на реализацию стратегических программ (проектов) национальной значимости на базе федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт";
на содействие развитию внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию, центрам коллективного пользования научным оборудованием в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры и поддержки распространения среди предприятий лучших достижений в организации внутрифирменных инновационных систем;
на осуществление модернизации кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности (планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрений);
на реформирование системы оплаты труда в сфере науки, устанавливающей зависимость оплаты труда от результатов и качества работы;
на развитие финансирования науки через долгосрочные формы адресного финансирования на конкурсной основе отдельных научных групп, реализующих исследовательские проекты под руководством ведущих ученых;
на содействие кооперации университетов и научных организаций с производственными комплексами через реализацию инновационных проектов, обеспечивающих эффективное взаимодействие с бизнесом;
на реализацию ключевых проектов планов мероприятий ("дорожных карт") Национальной технологической инициативы в целях создания, развития и продвижения передовых технологий, продуктов и услуг, обеспечивающих приоритетные позиции российских организаций на формируемых глобальных рынках, в том числе путем поэтапного совершенствования нормативно-правовой базы в целях устранения барьеров для использования передовых технологических решений и создания системы стимулов для их внедрения, совершенствования системы образования для обеспечения перспективных кадровых потребностей динамично развивающихся компаний, научных и творческих коллективов, участвующих в создании новых глобальных рынков, развития системы профессиональных сообществ и популяризации Национальной технологической инициативы;
на содействие расширению и ускорению использования в экономике результатов российских исследований и разработок, в том числе путем развития инструментов трансфера результатов исследований и разработок между гражданской и военной сферами.
В рамках Программы предусмотрена поддержка мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию их научно-производственного комплекса, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации.
Направления научных исследований, финансируемых за счет средств Программы, будут скоординированы с направлениями научных исследований государственных программ, ответственными исполнителями которых являются иные федеральные органы исполнительной власти, в частности Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации и другие.
Программа определяет направления и условия развития до 2020 года работ по созданию научно-технологического задела в Российской Федерации, формирует единое, открытое к международной кооперации научно-образовательное пространство в стране, устанавливает ориентиры научному и образовательному сообществам, коммерческим компаниям, молодежи, международным партнерам в отношении тенденций в развитии науки и технологий в стране.
В рамках Программы с 2017 года предусмотрена новая форма поддержки социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации. Такую поддержку предусмотрено осуществлять путем предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации. Правила предоставления и распределения указанных субсидий утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. N 1561 "Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально-экономического развития наукоградов Российской Федерации, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов Российской Федерации, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм, федеральных целевых программ и их значениях приведены в приложении N 1.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2.
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 3.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета приведено в приложении N 4.
План реализации Программы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов приведен в приложении N 5.
к государственной программе
Российской Федерации "Развитие науки
и технологий" на 2013 - 2020 годы
О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ НАУКИ И ТЕХНОЛОГИЙ"
НА 2013 - 2020 ГОДЫ, ПОДПРОГРАММ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей