2.7. Требования охраны труда при ремонте и испытании электрооборудования

2.7. Требования охраны труда при ремонте и испытании электрооборудования.

2.7.1. Ремонт и испытание электрооборудования МВПС необходимо выполнять в соответствии с требованиями ПТЭЭП, Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, стандарта ОАО "РЖД" "Система управления охраной труда в ОАО "РЖД". Электрическая безопасность. Общие положения" и технологических процессов.

2.7.2. Перед началом ремонта электрооборудования МВПС должны быть обесточены все силовые электрические цепи, отключены выключатели тяговых электродвигателей, главный разъединитель (заземлитель трансформатора) поставлен в положение "Заземлено", выпущен воздух и перекрыты краны пневматической системы электроаппаратов. Кроме того, при необходимости ремонта отдельных аппаратов, должны быть вынуты предохранители данного участка, предусмотренные конструкцией. На дизель-поездах следует отключить аккумуляторную батарею.

2.7.3. Внешние электрические сети питания переносных диагностических приборов напряжением более 50 В переменного или 120 В постоянного тока, стенды для диагностики и ремонта электронного оборудования должны быть оборудованы защитным заземлением ("занулением" или устройством защитного отключения) в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030.

2.7.4. Установку, присоединение проводников к зажимам автоматических выключателей, их осмотр, а также замену вышедших из строя предохранителей следует производить при обесточенных электрических цепях. Плавкие вставки предохранителей следует устанавливать в соответствии с маркировкой в патроны предохранителей, окрашенные в установленные цвета. Запрещается установка нетиповых предохранителей.

2.7.5. Обточка и шлифовка коллекторов отдельных тяговых двигателей на МВПС должны осуществляться после вывешивания данной колесной пары и подключения тягового двигателя к постороннему источнику питания постоянного тока напряжением не более 110 В, крайние колесные пары с обеих сторон моторного вагона должны быть подклинены и заторможены ручным тормозом.

Перед обточкой и шлифовкой коллектора необходимо:

прекратить все работы на МВПС и вывести людей в безопасную зону;

включить вытяжное устройство;

подъемные домкраты зафиксировать установленным порядком;

щеткодержатель обтачиваемого двигателя заземлить;

работник, обтачивающий коллектор, должен надеть защитные очки (щиток для защиты лица), диэлектрические перчатки, установить защитный экран и положить под ноги диэлектрический ковер.

При обточке под МВПС коллектора якоря тягового электродвигателя, приводимого во вращение от постороннего источника питания с помощью переносного устройства, его резец должен быть электрически изолирован от устройства (суппорта).

Обточку и шлифовку коллектора разрешается выполнять только при установленных кожухах зубчатой передачи и после контроля правильности собранной схемы.

Обточку и шлифовку коллектора тягового двигателя необходимо проводить под наблюдением специально выделенного работника, имеющего группу по электробезопасности не ниже III, инструмент для шлифовки коллектора должен иметь изолирующие рукоятки.

2.7.6. Обдувка электрических машин на МВПС должна производиться с помощью специального приспособления. Работники, осуществляющие обдувку, должны применять защитные очки, щитки, респиратор, наушники противошумные или беруши.

2.7.7. Обдувку и окраску остовов (статоров) и якорей (роторов) тяговых электродвигателей и других электрических машин работники ремонтной бригады должны производить в обдувочных камерах при включенной вытяжной вентиляции. При этом работник должен надеть рукавицы, респиратор и защитные очки (маску).

2.7.8. Электрические машины, снятые с МВПС, необходимо устанавливать на специальные подставки или конвейер поточной линии. Допускается устанавливать их друг на друга, используя специальные кассеты и стеллажи, предотвращающие падение электрических машин.

2.7.9. При работе с индукционным нагревателем работник должен использовать диэлектрические перчатки.

Перед включением в сеть индукционного нагревателя необходимо проверить его техническую исправность. При работе контролировать температуру нагрева детали необходимо специальным прибором. Работу с шестернями, как в горячем, так и в холодном состоянии, следует производить в рукавицах.

2.7.10. Для поворачивания корпуса остова (статора) должны применяться кантователи.

2.7.11. Для снятия шестерен с вала тягового двигателя должны применяться съемники. При снятии шестерен гидравлическим съемником место работы необходимо оградить.

2.7.12. Разборка и сборка подшипниковых узлов должна осуществляться с помощью съемников, прессов и индукционных нагревателей.

2.7.13. Во время работы на поточных линиях разборки и сборки тяговых двигателей запрещается:

перемещать тележку подъемно-транспортной машины без предупреждения работников на соседней рабочей позиции и принятия мер безопасности;

перемещать тележку, как с двигателем, так и без него, на расстояние более 1 м от своей рабочей позиции;

перемещать тележку с поднятым столом, как с двигателем, так и без него, далее 1 м от своей позиции при установленных на соседних позициях тяговых двигателях, остовах;

переходить путь тележки;

производить какие-либо работы на перемещаемой тележке;

оставлять подключенными прессы по окончании выпрессовки подшипниковых щитов.

2.7.14. На поточной линии ремонта якорей тяговых двигателей запрещается:

пользоваться кнопками передвижения конвейера без разрешения мастера или бригадира;

спускаться в канаву или находиться на торцах конвейера при нахождении на нем якоря;

касаться руками во время движения цепей конвейера или кожуха продувочной камеры;

оставлять подключенным к воздушной магистрали пневмоинструмент и подключенным к электросети электроинструмент.

2.7.15. Якоря электрических машин и другие узлы должны транспортироваться и устанавливаться в сушильной печи на специальной тележке, конструкция которой должна обеспечивать их надежное крепление.

2.7.16. Внешний осмотр блоков электронной аппаратуры и проверку затяжки разъемов и гаек на клеммных рейках необходимо производить только после отключения блоков электронной аппаратуры от питающей электрической цепи дизель-поезда.

2.7.17. Наладочные, регулировочные и проверочные работы на блоках аппаратуры без снятия их с дизель-поезда должны производиться бригадой в составе не менее двух человек.

Наладку, проверку и ремонт блоков в отделении электронной аппаратуры допускается производить одному работнику.

2.7.18. В отделении ремонта блоки электронной аппаратуры при их испытаниях необходимо устанавливать на диэлектрические резиновые коврики.

При испытании блока не допускается "закорачивание" инструментом токоведущих его частей.

2.7.19. Запрещается подключать электроизмерительные приборы на напряжение, превышающее допустимое значение прибора.

Присоединять электроизмерительный прибор к проверяемому блоку следует при помощи щупа одной рукой, другая рука должна быть свободна.

2.7.20. Для нанесения на детали электрических машин эпоксидных смол и композиций, составленных на их основе, необходимо пользоваться кистями, шпателями, лопаточками и другими приспособлениями, снабженными защитными экранами. Грязную посуду и кисти в моечное помещение необходимо переносить в специальной закрытой таре.

2.7.21. Работы, связанные с изготовлением и ремонтом изделий из полимерных материалов, должны удовлетворять требованиям ГОСТ 12.3.008.

2.7.22. При пайке наконечников на кабеле непосредственно на МВПС должны использоваться надежно закрепленный тигель, исключающий выплескивание из него припоя, СИЗ (защитные очки) и наличие емкости с холодной водой.

2.7.23. При обслуживании аккумуляторной батареи необходимо использовать диэлектрические перчатки. Аккумуляторный ящик должен быть заземлен на кузов.

2.7.24. Транспортировка ящиков с элементами аккумуляторных батарей должна осуществляться механизированным способом. Пробки заливочных отверстий аккумуляторных банок при транспортировке должны быть завернуты.

2.7.25. Процессы слива электролита из снятых аккумуляторных элементов, мойки их и заливки электролитом должны быть механизированы. Переливание кислоты (щелочи) должно осуществляться с помощью специальных приспособлений. При приготовлении электролита работники обязаны использовать соответствующую спецодежду, спецобувь и другие СИЗ (защитные очки, маски, щитки и др.).

2.7.26. При снятии и установке перемычек аккумуляторных батарей следует применять торцовые ключи с изолирующими ручками. Эти операции работники должны выполнять в защитных очках (щитках). Отсоединять кабели от аккумуляторных батарей следует только при отключенном рубильнике. При осмотре аккумуляторных батарей должны применяться аккумуляторные фонари или переносные светильники напряжением не выше 50 В.

2.7.27. При подзарядке аккумуляторных батарей на МВПС, находящемся в цехе, должна осуществляться непрерывная вентиляция помещения. При этом в салонах вагонов могут производиться ремонтные работы, кроме огневых и сварочных работ. При подзарядке аккумуляторных батарей на МВПС запрещаются работы в аккумуляторных ящиках и сварочные работы на расстоянии ближе 5 м от аккумуляторов. Крышки и люки аккумуляторных ящиков, заливочные пробки должны быть открыты.

2.7.28. Долив электролита в аккумуляторные батареи непосредственно на МВПС должен производиться с помощью специальных приспособлений.

2.7.29. Перед работами, связанными с открыванием накрышного блока кондиционера, демонтажом компрессора и работами в электрической части системы кондиционера - аккумуляторная батарея должна быть отсоединена. Работы по монтажу, техобслуживанию и ремонту должны выполняться при выключенном двигателе и снятом напряжении.

Перед началом любых работ система должна быть полностью охлаждена, так как существует опасность ожога о конденсатор, компрессор и соединительные шланги.

2.7.30. При работах по блоку кондиционера запрещается:

выполнять монтаж и обслуживание кондиционера, включенного в электрическую цепь;

выполнять какие-либо паяльные или сварочные работы на элементах загерметизированного контура с хладагентом кондиционера или в непосредственной близости от него, во избежание нагрева и повышения давления системы;

курение и работа с открытым пламенем при работе с кондиционером, заправленным хладоном;

подогрев баллонов при заполнении системы хладоном.

2.7.31. Добавлять в систему газообразный хладагент разрешается только при работающем компрессоре и только со стороны всасывания системы. Для превращения хладагента в газ баллон необходимо устанавливать вертикально вентилем вниз. Добавление хладагента должно проводиться через контрольный прибор.

2.7.32. Испытания электрических машин и аппаратов на сопротивление изоляции после ремонта перед установкой на МВПС должны производиться на стационарной испытательной установке (станции, стенде), имеющей необходимое ограждение, сигнализацию, знаки безопасности и блокирующие устройства.

К проведению испытаний электрооборудования допускается электротехнический персонал, прошедший специальную подготовку и проверку знаний норм и правил работы в электроустановках. Право на проведение испытаний подтверждается записью в строке "Свидетельство на право проведения специальных работ" удостоверения о проверке знаний норм и правил работы в электроустановках.

Испытания с использованием стационарной испытательной установки допускается выполнять работнику, имеющему III группу по электробезопасности, единолично, в порядке, установленном для электроустановок напряжением до 1000 В, с использованием типовых методик испытаний.

Перед испытаниями на сопротивление изоляции электрических аппаратов, снятых с МВПС, необходимо проверить исправность ограждений испытательной установки, блокирующих устройств, исправность световой и звуковой сигнализации, извещающей о включении и подаче напряжения до и выше 1000 В, на двери испытательной установки должна быть вывешена предупреждающая табличка "Опасно! Высокое напряжение".

Рабочее место оператора стационарной испытательной установки должно быть отделено от части установки с напряжением выше 1000 В. Дверь, ведущая в часть установки, имеющую напряжение выше 1000 В, должна быть снабжена блокировкой, обеспечивающей снятие напряжения с испытательной схемы в случае открытия двери и невозможность подачи напряжения при открытых дверях.

При подаче испытательного напряжения работник должен стоять на изолирующей подставке (диэлектрическом ковре).

Перед началом и во время испытаний на территории испытательной установки не должны находиться посторонние лица.

2.7.33. Сборка схем на испытательных стендах должна осуществляться при полном снятии напряжения. Питающие кабели для испытания электрических машин и аппаратов повышенным напряжением должны быть надежно присоединены к зажимам, а корпуса машин и аппаратов заземлены.

Подачу и снятие напряжения необходимо осуществлять контакторами с механическим или электромагнитным приводом или рубильником, имеющим защитный кожух.

Пересоединение на зажимах испытываемых машин и аппаратов должно производиться после отключения всех источников питания и полной остановки вращающихся деталей.

2.7.34. Измерение сопротивления изоляции, контроль нагрева подшипников, проверка состояния электрощеточного механизма должны производиться после отключения напряжения и полной остановки вращения якоря.

При проверке щеток на искрение необходимо использовать защитные очки. При оценке искрения необходимо применять специальные индикаторы.

2.7.35. Испытания электрооборудования, проводимые с использованием передвижной испытательной установки, должны выполняться по наряду.

Испытания электрооборудования проводит бригада, в которой производитель работ должен иметь IV группу по электробезопасности, член бригады - III группу, а член бригады, которому поручается охрана, - II группу. В состав бригады, проводящей испытание оборудования, можно включать работников из числа ремонтного персонала, не имеющих допуска к специальным работам по испытаниям, для выполнения подготовительных работ и надзора за оборудованием.

Перед испытанием сопротивления изоляции электрического оборудования на МВПС повышенным напряжением работник должен убедиться, что все работы на МВПС прекращены, работники с используемым в работе инструментом сошли с МВПС и вышли из смотровой канавы, электропоезд впереди и сзади, с правой и левой сторон огражден четырьмя предупреждающими знаками, а впереди и сзади на расстоянии 2 м от электропоезда должны находиться два дежурных работника (для контроля ограждения зоны выполнения работ, имеющие группу по электробезопасности не ниже II). Перед подачей высокого напряжения необходимо подать звуковой сигнал и объявить по громкоговорящей связи о проведении испытания.

Передвижные испытательные установки должны быть оснащены наружной световой и звуковой сигнализацией, автоматически включающейся при наличии напряжения на выводе испытательной установки, и звуковой сигнализацией, кратковременно извещающей о подаче испытательного напряжения.

При сборке испытательной схемы, прежде всего, должно быть выполнено защитное и рабочее заземление испытательной установки. Корпус установки должен быть надежно заземлен отдельным заземляющим проводником из гибкого медного провода, сечением не менее 10 кв. мм. Перед испытанием следует проверить надежность заземления корпуса.

Перед присоединением испытательной установки к сети вывод высокого напряжения установки должен быть заземлен. Сечение медного провода, применяемого в испытательных схемах для заземления, должно быть не менее 4 кв. мм.

Регулировку испытательного напряжения следует выполнять в диэлектрических перчатках, стоя на диэлектрическом ковре.

2.7.36. Измерения мегаомметром в процессе эксплуатации разрешается выполнять обученным работникам из числа электротехнического персонала в два лица.

Запрещается оставлять одного работника при выполнении работ с мегаомметром.

Во время испытания повышенным напряжением и измерения сопротивления изоляции электрооборудования с помощью мегаомметра запрещается производить любые виды ТО и ТР электрических машин и аппаратов МВПС.

Запрещается выполнять измерение сопротивления изоляции крышевого оборудования моторных вагонов электропоезда при стоянке его под контактным проводом, находящимся под напряжением.

Измерение сопротивления изоляции мегаомметром должно осуществляться на отключенных токоведущих частях, с которых снят заряд путем предварительного их заземления. Заземление с токоведущих частей следует снимать только после подключения мегаомметра.

При измерении мегаомметром сопротивления изоляции токоведущих частей соединительные провода следует присоединять к ним с помощью изолирующих держателей (штанг). В электроустановках напряжением выше 1000 В, кроме того, следует пользоваться диэлектрическими перчатками.

Запрещается при работе с мегаомметром прикасаться к токоведущим частям, к которым он присоединен. После окончания работы следует снять с токоведущих частей остаточный заряд путем их кратковременного заземления.

2.7.37. Испытания сопротивления изоляции электрооборудования повышенным напряжением, проверку целости электрических цепей и измерение сопротивления изоляции с помощью мегаомметра следует производить при закороченных и заземленных вторичных обмотках тягового трансформатора. После проверки целости электрических цепей или измерения сопротивления изоляции необходимо снять емкостной заряд этих цепей заземляющей штангой путем касания контактным пальцем штанги одного из выводов каждой группы вторичных обмоток тягового трансформатора, которые питают соответствующие преобразователи. Только после этого можно снять перемычки и заземление вторичных обмоток тягового трансформатора.

2.7.38. Провода, отсоединяемые от электрического аппарата, необходимо предварительно обесточить, концы тщательно изолировать и укрепить в положении, исключающем возможность соприкосновения с электрическими аппаратами или заземленными частями вагона электропоезда.

2.7.39. После ремонта электропоезда подъем токоприемников и опробование их под рабочим напряжением должны производить: работник, имеющий право управления МВПС и проводивший ремонт мастер или бригадир.

До начала опробования следует убедиться в том, что:

все работники прекратили работу и отошли от электропоезда на безопасное расстояние;

двери высоковольтных шкафов закрыты;

под кузовом отсутствуют работники, инструменты, материалы и посторонние предметы;

главные разъединители (заземлители трансформатора) на электропоезде находятся в положении "Цепь";

складные лестницы и калитки технологических площадок для выхода на крышу закрыты;

с машин и аппаратов после их ремонта сняты все временные присоединения;

машины, аппараты, приборы и силовые цепи готовы к пуску и работе.

После этого по громкоговорящей внутрицеховой связи объявить: "Внимание! На пути N __ производится подъем токоприемников", подать звуковой сигнал свистком электропоезда и поднять токоприемники способом, предусмотренным конструкцией данного электропоезда.

2.7.40. Нанесение графитовой смазки на полозы токоприемников электропоезда в цехе следует производить в респираторе, рукавицах, прорезиненном фартуке.

2.7.41. Промывку деталей в керосине необходимо производить на участке, оборудованном системой вентиляции.