Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2017 г. N 382-13
ВЫПИСКА
Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 328
(в редакции постановления Правительства
Российской Федерации
от 31 марта 2017 г. N 382-13)
ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации "Развитие
промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
Ответственный исполнитель Программы
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Соисполнитель Программы
|
-
|
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
|
Участники Программы
|
-
|
Министерство образования и науки Российской Федерации;
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Федеральное агентство по недропользованию;
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
|
Подпрограммы Программы (в том числе федеральные целевые программы)
|
-
|
подпрограмма 1 "Развитие транспортного и специального машиностроения";
подпрограмма 2 "Развитие производства средств производства";
подпрограмма 3 "Развитие легкой и текстильной промышленности, народных художественных промыслов, индустрии детских товаров";
подпрограмма 4 "Развитие производства традиционных и новых материалов";
подпрограмма 5 "Содействие в реализации инвестиционных проектов и поддержка производителей высокотехнологической продукции в гражданских отраслях промышленности";
подпрограмма 6 "Содействие проведению научных исследований и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности";
подпрограмма 7 "Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности";
подпрограмма 8 "Развитие системы технического регулирования, стандартизации и обеспечение единства измерений";
федеральная целевая программа "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации"
|
Цель Программы
|
-
|
создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленных на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития страны
|
Задачи Программы
|
-
|
обновление технологической и материальной базы отраслей гражданской промышленности;
обеспечение промышленности средствами производства, координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию;
обеспечение потребности промышленности в доступных, технологичных и экологичных традиционных и новых материалах;
расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции;
стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью с учетом ограничений Всемирной торговой организации, снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции;
стимулирование научных исследований и опытных разработок, направленных на обеспечение промышленности новыми технологиями и образцами продукции;
опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития традиционных и новых отраслей промышленности;
совершенствование национальной системы стандартизации, обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики, сохранение метрологического суверенитета Российской Федерации, содействие внедрению промышленными предприятиями наилучших доступных технологий, технической модернизации отраслей промышленности при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду
|
Целевые индикаторы и показатели Программы
|
-
|
индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году;
индекс производительности труда по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году;
индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году;
прирост высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году;
энергоемкость обрабатывающих производств к базовому 2011 году;
внутренние затраты на исследования и разработки в рамках Программы за счет бюджетных средств;
внутренние затраты на исследования и разработки в рамках Программы за счет внебюджетных источников
|
Этапы и сроки реализации Программы
|
-
|
I этап - 2013 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы
|
Объемы бюджетных ассигнований Программы
|
-
|
объемы финансирования за счет федерального бюджета составляют 1058972125,1 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 55311588,4 тыс. рублей;
2014 год - 152964360,2 тыс. рублей;
2015 год - 134727709,9 тыс. рублей;
2016 год - 156635400,2 тыс. рублей;
2017 год - 146432670,1 тыс. рублей;
2018 год - 139327878,9 тыс. рублей;
2019 год - 136784517,4 тыс. рублей;
2020 год - 136788000 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации Программы
|
-
|
формирование в гражданских отраслях промышленности условий в целях ведущей роли предприятий, конкурентоспособных на российском и мировом рынке, оснащенных современными производственными технологиями;
создание условий в отраслевой структуре промышленности для развития современных производств, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью;
увеличение производства современной инновационной продукции;
обеспечение позитивной динамики и промышленного производства, увеличение объемов выпуска промышленной продукции даже в условиях неблагоприятной экономической ситуации;
поддержание положительной динамики инвестиций в основной капитал;
существенное сокращение зависимости экономики Российской Федерации от импорта критически важных для устойчивого развития продуктов, оборудования и технологий, обеспечение выполнения планов по импортозамещению в отраслях промышленности;
модернизация технологической базы отраслей промышленности, ориентированных на инвестиционный спрос (машиностроение, станкоинструментальная промышленность и др.), обеспечение значительного по объему притока внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности, формирование потенциала для развития Российской Федерации на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечение роста производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования;
|
|
|
обеспечение за счет инвестирования в основные фонды промышленности существенного, опережающего по отношению к другим отраслям экономики роста производительности труда;
увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест путем создания новых производств;
создание полноценной инфраструктуры, включая пилотные, опытно-промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий, для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции, в том числе производств новых видов материалов (композиты, редкие и редкоземельные металлы) и оборудования (робототехника, цифровое производство, аддитивные технологии, инженерное программное обеспечение);
обеспечение локализации в Российской Федерации инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций, формирование эффективной системы поддержки спроса на продукцию новых отраслей;
создание новых рабочих мест в отраслях, требующих высококвалифицированных кадров;
обеспечение необходимой для устойчивого развития экономики интенсивности затрат на исследования и разработки в гражданских отраслях промышленности как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников;
применение современных национальных стандартов и средств измерений для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и продвижения инновационной продукции и технологий на мировые рынки;
обеспечение наиболее полного развития российской метрологической инфраструктуры для сохранения метрологической независимости Российской Федерации;
создание эталонов нового поколения;
утверждение в качестве документов национальной системы стандартизации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям;
технологическое обновление промышленности и внедрение наилучших доступных технологий для значительного снижения энергоемкости наиболее энергоемких производств и выпуска современной экологичной продукции
|
ПАСПОРТ
подпрограммы 1 "Развитие транспортного
и специального машиностроения"
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Участники подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Цель подпрограммы
|
-
|
развитие конкурентоспособной промышленности в условиях антикризисной стабилизации рынка и формирование внутренних источников инновационного развития
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
обеспечение потребностей транспортного комплекса страны, включая личные потребности граждан и нужды национальной обороны, за счет внутреннего производства конкурентоспособной техники, отвечающей современному уровню международных требований по безопасности, экологическим характеристикам и экономичности;
совершенствование законодательства Российской Федерации и нормативно-правовой базы, в том числе в сфере технического регулирования, в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации;
максимальная локализация производств на территории Российской Федерации и повышение их экспортного потенциала;
развитие инфраструктуры проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок по созданию новых видов продукции, компонентов и технологий мирового уровня конкурентоспособности;
совершенствование системы кадрового обеспечения отрасли на основе системного прогнозирования потребности организаций и предприятий отрасли в компетенциях, соответствующих текущему и перспективному уровню развития техники, технологий и форм управления
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
индекс производства по отношению к предыдущему году (производство автомобилей, прицепов и полуприцепов);
индекс производства по отношению к предыдущему году (производство железнодорожного подвижного состава (локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава);
индекс производства по отношению к предыдущему году (производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства);
индекс производства по отношению к предыдущему году (производство машин и оборудования для изготовления пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий);
производство важнейших видов продукции (машиностроение специализированных производств)
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
|
-
|
I этап - 2013 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы
|
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
объемы финансирования за счет федерального бюджета составляют 717626714,2 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 10617472 тыс. рублей;
2014 год - 100815204,1 тыс. рублей;
2015 год - 78806777,3 тыс. рублей;
2016 год - 110654043,5 тыс. рублей;
2017 год - 98982761,6 тыс. рублей;
2018 год - 105358233,5 тыс. рублей;
2019 год - 106196111,1 тыс. рублей;
2020 год - 106196111,1 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
повышение доли на внутреннем рынке продукции, производимой в Российской Федерации, в общем объеме рынка;
повышение вклада продукции автомобильной промышленности, транспортного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроения специализированных производств в валовом внутреннем продукте;
увеличение объемов и доли экспорта продукции российского производства в общем объеме производства;
увеличение инвестиционной и инновационной активности предприятий отрасли;
повышение эффективности и производительности труда работников, занятых в отрасли;
обеспечение в полном объеме внутреннего спроса на современный железнодорожный подвижной состав, ликвидация дефицита железнодорожной техники к 2020 году;
повышение уровня обновления основных фондов;
обновление парка общественного автомобильного транспорта и транспорта дорожно-коммунальных служб;
улучшение экологической обстановки в регионах;
расширение использования природного газа в качестве моторного топлива;
увеличение доли продукции автомобильной промышленности, транспортного машиностроения, сельскохозяйственного машиностроения, машиностроения для пищевой и перерабатывающей промышленности, машиностроения специализированных производств, соответствующей установленным требованиям;
защита рынка комплектующих изделий транспортного и сельскохозяйственного машиностроения от контрафактной продукции;
развитие высокотехнологичного инновационного производства в Российской Федерации
|
ПАСПОРТ
подпрограммы 2 "Развитие производства средств производства"
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Участники подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Цели подпрограммы
|
-
|
повышение технологической независимости ключевых промышленных секторов российской экономики, обеспечение высокотехнологичными импортозамещающими средствами производства в объеме не менее 1000 ключевых технологий к 2020 году;
повышение востребованности российской продукции на внутреннем рынке за счет реализации мер государственной поддержки к 2020 году не менее чем на 10 процентов уровня 2015 года;
создание системы государственной поддержки вывода новых типов импортозамещающего оборудования на рынок, способствующей коммерциализации не менее 70 инновационных средств производства к 2020 году;
увеличение объема отгруженной инновационной импортозамещающей продукции до 10 млрд. рублей в год к 2020 году;
повышение конкурентоспособности российских средств производства на мировом рынке, обеспечивающее рост доли экспорта в общем объеме внутреннего производства не менее 15 процентов к 2020 году
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
создание условий для инновационного развития производств средств производства на основе отечественного научно-технического и инновационного потенциала;
создание правовой, организационной и технологической инфраструктуры, способствующей эффективному внедрению новой техники и технологий (в особенности в сфере робототехники, цифрового производства и аддитивных технологий) для решения стратегических задач развития промышленности, а также поддержки разработки (доработки, отладки) и использования в деятельности промышленных предприятий российского оборудования и инженерного программного обеспечения;
формирование устойчивого спроса на средства производства, произведенные на территории Российской Федерации;
удовлетворение спроса новыми образцами высокотехнологичного оборудования;
обеспечение импортозамещения за счет ускоренного инновационного обновления российской промышленности
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
объем отгруженных товаров собственного производства;
объем экспорта средств производства;
количество высокопроизводительных рабочих мест;
количество произведенных и реализованных импортозамещающих средств производства;
объем отгруженных импортозамещающих средств производства
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
|
-
|
I этап - 2013 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы
|
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
объемы финансирования за счет федерального бюджета составляют 16411912,9 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 6227950 тыс. рублей;
2014 год - 2277150 тыс. рублей;
2015 год - 1775075 тыс. рублей;
2016 год - 1537214,9 тыс. рублей;
2017 год - 956639,8 тыс. рублей;
2018 год - 1241178,2 тыс. рублей;
2019 год - 1198352,5 тыс. рублей;
2020 год - 1198352,5 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
повышение конкурентоспособности продукции и обеспечение промышленных предприятий высокотехнологичным, надежным и энергоэффективным оборудованием, отвечающим современным техническим, экономическим и экологическим требованиям на основе внедрения инновационных технологий;
обеспечение сокращения критической зависимости российских стратегических организаций машиностроительного и оборонно-промышленного комплексов (авиастроительного, ракетно-космического, судостроительного и энергомашиностроительного) от поставок иностранных технологических средств машиностроительного производства, обеспечение технологического перевооружения организаций российского машиностроения и процесса постоянного воспроизводства и совершенствования применяемых ими технологий производства;
увеличение объема производства востребованных отечественных станков;
сокращение доли импорта во внутреннем потреблении продукции тяжелого машиностроения, энергетического машиностроения, электротехники и кабеля, станкоинструментальной промышленности, промышленной робототехники, продукции аддитивного производства, инженерного программного обеспечения
|
ПАСПОРТ
подпрограммы 3 "Развитие легкой и текстильной
промышленности, народных художественных промыслов,
индустрии детских товаров"
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Участники подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Цели подпрограммы
|
-
|
создание устойчиво развивающейся легкой промышленности, интегрированной в мировую систему разделения труда и основанную на естественных конкурентных преимуществах страны;
сохранение в современных условиях традиций и самобытности народных художественных промыслов как базиса национальной культуры, престижа и гордости Российской Федерации;
создание конкурентоспособной и структурно сбалансированной индустрии детских товаров
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
обеспечение реализации инвестиционных проектов по модернизации и созданию новых производств в легкой промышленности, в том числе сохранение и развитие существующих успешных сегментов отрасли, выстраивание технологической цепочки синтетических материалов, производства кожевенных материалов (от сырых шкур до готовой кожи для швейной, обувной, мебельной и автомобильной промышленности), создание условий для частичной локализации производства швейной и обувной продукции, а также поддержка и развитие отечественных брендов;
поддержка производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
создание инновационной инфраструктуры исследований и разработок индустрии детских товаров
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
индекс производства по отношению к предыдущему году (текстильное и швейное производство);
индекс производства по отношению к предыдущему году (производство кожи, изделий из кожи и производство обуви);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к предыдущему году (текстильное и швейное производство);
индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к предыдущему году (производство кожи, изделий из кожи и производство обуви);
индекс производства по отношению к предыдущему году (производства изделий народных художественных промыслов);
доля российских товаров для детей на рынке детских товаров (за исключением детского питания);
число отечественных патентных заявок на изобретения в сфере детских товаров, поданных в соответствующий уполномоченный орган в России и за рубежом;
объем экспорта товаров для детей
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
|
-
|
I этап - 2013 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы
|
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
объемы финансирования за счет федерального бюджета составляют 16012797 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 1410000 тыс. рублей;
2014 год - 2529907 тыс. рублей;
2015 год - 2631036 тыс. рублей;
2016 год - 1507022,5 тыс. рублей;
2017 год - 1730452,7 тыс. рублей;
2018 год - 2090000 тыс. рублей;
2019 год - 2057189,4 тыс. рублей;
2020 год - 2057189,4 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
создание и устойчивое развитие новых предприятий легкой промышленности, интегрированных в мировую систему разделения труда и опирающихся на естественные конкурентные преимущества страны, а также обладающих мощным инновационным заделом для ежегодного повышения отраслевых темпов экономического роста;
создание технологической цепочки синтетических материалов, в первую очередь производства полиэстеровых и вискозных волокон и тканей в целях наибольшего эффекта для валового внутреннего продукта, включая экспортные поставки;
сохранение объемов выпуска и номенклатуры продукции народных художественных промыслов;
продвижение продукции народных художественных промыслов как базиса национальной культуры, престижа и гордости Российской Федерации;
создание конкурентоспособной и структурно сбалансированной индустрии детских товаров;
сохранение производителями устойчивых позиций на внутреннем рынке, обеспечение удовлетворения спроса населения на детские товары;
существенное снижение доли контрафакта на внутреннем рынке в общем объеме продукции легкой промышленности, обеспечение равных условий конкуренции для российских и иностранных производителей;
обеспечение спроса на качественные и доступные предложения отечественной и импортной продукции
|
ПАСПОРТ
подпрограммы 4 "Развитие производства традиционных
и новых материалов"
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Участники подпрограммы
|
-
|
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации;
Федеральное агентство по недропользованию;
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Цели подпрограммы
|
-
|
обеспечение российской экономики современными высокотехнологичными материалами;
удовлетворение спроса на материалы в необходимых номенклатуре, качестве и объемах поставок
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
создание условий для роста потребления металлургической продукции отечественного производства на российском рынке, а также конкурентоспособной редкоземельной промышленности полного технологического цикла для удовлетворения потребностей отечественного оборонно-промышленного комплекса, гражданских отраслей экономики и выхода на иностранные рынки;
формирование основы для создания и развития современной отрасли промышленности композиционных материалов, обеспечивающей глобальную конкурентоспособность, инновационное развитие и рост экспортного потенциала ключевых секторов российской экономики;
повышение конкурентоспособности лесной промышленности путем улучшения инвестиционного климата и реализации инвестиционных проектов, в том числе приоритетных;
увеличение производства высококачественной лесобумажной продукции с высокой добавленной стоимостью и ее экспорта;
развитие деревянного домостроения;
обеспечение модернизации действующих и создание новых производственных мощностей по приоритетным направлениям химического комплекса;
организационно-структурное развитие химического комплекса в части увеличения выпуска и экспорта высокотехнологичной продукции глубокой переработки с высокой добавленной стоимостью;
развитие внутреннего рынка химической продукции и снижение доли импортируемой продукции
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
индекс производства по отношению к предыдущему году (металлургическое производство и производство готовых металлических изделий);
индекс производства редких (ниобий, тантал, германий, галлий, иридий) и редкоземельных металлов;
объем внутреннего производства продукции композитной отрасли;
количество разработанных технологий мирового уровня в отрасли производства композитных материалов, прошедших опытную отработку и готовых к коммерциализации или переданных в производство;
количество домов деревянных заводского изготовления;
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели);
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них);
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами (химический комплекс);
доля импорта в структуре потребления продукции химического комплекса глубокой переработки в общем количестве продукции химического комплекса;
доля экспорта в структуре выпуска продукции химического комплекса глубокой переработки в общем количестве внутреннего производства
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
|
-
|
I этап - 2013 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы
|
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
объемы финансирования за счет федерального бюджета составляют 26351380,7 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 4150000 тыс. рублей;
2014 год - 4514152,5 тыс. рублей;
2015 год - 5651652,3 тыс. рублей;
2016 год - 6734107,5 тыс. рублей;
2017 год - 1901468,4 тыс. рублей;
2018 год - 1600000 тыс. рублей;
2019 год - 900000 тыс. рублей;
2020 год - 900000 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
повышение качества и конкурентоспособности металлопродукции из черных и цветных металлов;
рост поставок металлопродукции на внутренний рынок с увеличением доли на нем отечественной металлопродукции во внутреннем металлопотреблении;
дальнейшая модернизация предприятий отрасли и внедрение наилучших доступных технологий, которые позволят уменьшить объем выбросов загрязняющих веществ и парниковых газов, сбросов и образования отходов производства;
обеспечение в производстве редкоземельных металлов сокращения импортной зависимости;
обеспечение экономической безопасности страны путем гарантированных поставок редких и редкоземельных металлов;
обеспечение создаваемых промышленных производств сырьем редких и редкоземельных металлов на долгосрочный период путем подготовки новых запасов руд редких и редкоземельных металлов;
ликвидация технологического отставания от Китая, Соединенных Штатов Америки, Японии в части технологий извлечения, разделения и получения редких и редкоземельных металлов, их чистых и высокочистых индивидуальных соединений, материалов и высокотехнологичной продукции нового поколения на основе и с применением редких и редкоземельных металлов;
увеличение объема производства редких и редкоземельных металлов к 2020 году по сравнению с 2015 годом на 42,6 процента;
осуществление условий привлечения инвестиций для создания и развития государственно важной индустрии производства редких и редкоземельных металлов в Российской Федерации;
|
|
|
обеспечение возможности восстановления отечественной промышленности редкоземельных металлов, создание новых конкурентоспособных производств, новых материалов из редких и редкоземельных металлов, изделий на их основе;
в целях развития химического комплекса рост объема инвестиций, снижение средней стоимости капитала для бизнеса;
увеличение темпов модернизации основных фондов, обеспечение повышения производительности труда на предприятиях отрасли, что в конечном счете приведет к развитию производства высоких переделов и увеличению выпуска инновационной продукции;
увеличение добавленной стоимости на один куб. метр заготовленной древесины путем развития глубокой переработки древесины, снижение доли импортной лесобумажной продукции, развитие внутреннего спроса и экспорта лесобумажной продукции;
объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в лесопромышленном комплексе к 2020 году, в размере 1367 млрд. рублей;
увеличение объема производства в композитной отрасли до 120 млрд. рублей;
формирование основы для создания и развития современной отрасли промышленности, обеспечивающей глобальную конкурентоспособность, инновационное развитие и рост экспортного потенциала ключевых секторов российской экономики, обеспечение технической, технологической и экономической безопасности страны, что позволит избежать деградации отечественной технологической базы в области производства и применения композиционных материалов (композитов)
|
ПАСПОРТ
подпрограммы 5 "Содействие в реализации инвестиционных
проектов и поддержка производителей высокотехнологической
продукции в гражданских отраслях промышленности"
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Участники подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Цель подпрограммы
|
-
|
создание и развитие на территории Российской Федерации новых высокотехнологичных производств (как готовой продукции, так и комплектующих) в гражданских отраслях промышленности
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
создание системообразующих условий для реализации приоритетных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях промышленности, защита организаций промышленности, реализующих инвестиционные проекты и развивающих высокотехнологичные производства, от воздействия внешних экономических рисков;
предоставление производителям конкурентоспособной на внешних рынках высокотехнологичной промышленной продукции государственной поддержки, обеспечивающей выход и расширение присутствия на мировом рынке;
поддержка реализации инвестиционных проектов, направленных в том числе на развитие компонентной базы для всех гражданских отраслей промышленности, способствующих повышению уровня локализации в стране;
обеспечение поддержки реализации инвестиционных проектов в гражданских отраслях промышленности за счет средств федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития";
защита организаций промышленности, реализующих инвестиционные проекты и развивающих высокотехнологичные производства, от воздействия внешних экономических рисков
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
количество приоритетных комплексных инвестиционных проектов в приоритетных отраслях промышленности, получающих государственную поддержку;
количество созданных высокопроизводительных рабочих мест (по комплексным инвестиционным проектам в гражданской промышленности, получающим государственную поддержку);
индекс промышленного производства реабилитационной индустрии;
количество созданных новых рабочих мест на предприятиях реабилитационной индустрии;
общее количество проектов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития" в соответствующем финансовом году;
объем средств частных инвесторов, привлекаемых для реализации проектов дополнительно к сумме займов, предоставленных федеральным государственным автономным учреждением "Российский фонд технологического развития";
суммарный объем выручки российских юридических лиц и российских индивидуальных предпринимателей, обеспеченный за счет реализации проектов, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития";
объем налоговых поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, обеспечиваемый за счет реализации проектов, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития";
|
|
|
количество высокопроизводительных рабочих мест, создаваемых заемщиком в ходе реализации проектов, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития";
количество заявок поданных на регистрацию объектов интеллектуальной собственности, созданных в ходе реализации проектов, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального государственного автономного учреждения "Российский фонд технологического развития";
объем поддержанного государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" экспорта высокотехнологичной промышленной продукции в приоритетных отраслях промышленности с использованием средств субсидии;
объем поддержанного высокотехнологичного экспорта акционерным обществом "Российский экспортно-импортный банк" с использованием средств субсидии
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
|
-
|
I этап - 2013 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы
|
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
объемы финансирования за счет федерального бюджета составляют 74478755,7 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 100000 тыс. рублей;
2014 год - 4335000 тыс. рублей;
2015 год - 9581571,8 тыс. рублей;
2016 год - 8042860,3 тыс. рублей;
2017 год - 22461266,5 тыс. рублей;
2018 год - 9372931,7 тыс. рублей;
2019 год - 10292562,7 тыс. рублей;
2020 год - 10292562,7 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
создание и введение в эксплуатацию новых промышленных производств, выпускающих современную высокотехнологичную продукцию, в том числе конкурентоспособную на мировом рынке (экспортируемую за рубеж);
создание государственной инфраструктуры реализации промышленной политики, поддержка инновационных проектов и минимизация инвестиционных рисков, связанных с макроэкономическими и политическими факторами;
обеспечение стабильности промышленного развития, в особенности в сфере средних промышленных предприятий, составляющих основу современных технологических комплексов
|
ПАСПОРТ
подпрограммы 6 "Содействие проведению научных исследований
и опытных разработок в гражданских отраслях промышленности"
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Участники подпрограммы
|
-
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Цели подпрограммы
|
-
|
создание отечественных конкурентоспособных технологий и их внедрение в промышленное производство гражданских отраслей промышленности
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
создание условий для взаимодействия промышленных предприятий и научных институтов в контексте повышения конкурентоспособности и наукоемкости российской промышленной продукции;
обеспечение реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в гражданских отраслях промышленности;
обеспечение развития критически важных продуктов и технологий;
обеспечение обновления и развития научно-технологической инфраструктуры, создание институциональной среды и инфраструктуры для развития индустрии инжиниринга и промышленного дизайна;
создание условий для реализации научно-технической политики в гражданских отраслях промышленности
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
объем продаж высокотехнологичной продукции, созданной в результате планируемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
количество созданных высокопроизводительных рабочих мест в гражданских отраслях промышленности (в результате реализации планируемых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ);
количество технологий мирового уровня, патентов и других правоохранных документов, полученных в результате государственной поддержки;
количество организаций, воспользовавшихся льготным доступом к специализированному программному обеспечению;
число отечественных патентных заявок на изобретения организаций реабилитационной индустрии, поданных в России и за рубежом;
количество созданных инжиниринговых центров на базе образовательных организаций высшего образования и научных организаций
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
|
-
|
I этап - 2013 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы
|
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
объемы финансирования за счет федерального бюджета составляют 52936923,8 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 3690496,3 тыс. рублей;
2014 год - 8045079,8 тыс. рублей;
2015 год - 9120754,5 тыс. рублей;
2016 год - 7011544,5 тыс. рублей;
2017 год - 4904230,7 тыс. рублей;
2018 год - 5718447,6 тыс. рублей;
2019 год - 7223185,2 тыс. рублей;
2020 год - 7223185,2 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
решение проблемы технологической поддержки импортозамещающих процессов в гражданских отраслях промышленности;
технологическое обновление гражданских отраслей промышленности, внедрение в производство технологий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной импортозамещающей продукции;
обеспечение развития производств критически важных товаров и технологий;
создание условий для модернизации промышленных предприятий и строительства производственных мощностей, отвечающих показателям энергоэффективности и ресурсосбережения и обеспечивающих снижение негативного воздействия на окружающую среду;
управление сферой прикладных исследований и разработок на основе комплекса инструментов статистического наблюдения, технических регламентов и стандартов, профессиональных стандартов, методических материалов;
получение в результате выполняемых научных исследований и разработок коммерциализируемых и готовых к внедрению результатов;
значительный рост индустрии инжиниринга и становление отечественной индустрии промышленного дизайна, появление в Российской Федерации лидеров в области комплексного создания объектов строительства, развитие малого и среднего предпринимательства в сфере инжиниринга;
формирование системы поддержки внедрения в производство российских результатов интеллектуальной деятельности;
содействие использованию результатов исследований и разработок, проводимых в ведущих российских образовательных организациях высшего образования и научных организациях
|
ПАСПОРТ
подпрограммы 7 "Развитие промышленной инфраструктуры
и инфраструктуры поддержки деятельности
в сфере промышленности"
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Участники подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
не предусматриваются
|
Цели подпрограммы
|
-
|
опережающее развитие современной промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности в субъектах Российской Федерации, направленное на усиление их индустриального потенциала и обеспечение долгосрочного социально-экономического роста
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
разработка и реализация мер стимулирования инвестиций в создание и развитие индустриальных (промышленных) парков и технопарков, промышленных кластеров;
разработка и внедрение механизмов привлечения передовых технологий и передового международного опыта в области создания и развития индустриальных (промышленных) парков, технопарков, промышленных кластеров и управлении ими;
содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность в индустриальных (промышленных) парках и технопарках, промышленных кластерах;
стимулирование процессов производственной кооперации в рамках промышленных кластеров;
создание промышленной инфраструктуры, обеспечение финансовой, образовательной и информационно-методологической поддержки развития промышленности субъектов Российской Федерации;
обеспечение развития промышленной инфраструктуры на территориях, требующих особого внимания;
синхронизация региональной и федеральной промышленной политики;
стимулирование импортозамещения, а также развитие институтов повышения качества российской продукции;
автоматизация процессов сбора, обработки информации, необходимой для обеспечения реализации промышленной политики и осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти по стимулированию деятельности в сфере промышленности
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
количество предприятий, осуществляющих деятельность в индустриальных (промышленных) парках;
количество предприятий, осуществляющих деятельность в промышленных технопарках;
количество индустриальных (промышленных) парков;
количество промышленных технопарков;
количество промышленных кластеров;
объем инвестиций в проектирование и строительство объектов промышленной инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков;
объем инвестиций в проектирование и строительство объектов промышленной инфраструктуры промышленных технопарков;
объем внебюджетных инвестиций на реализацию совместных проектов участников промышленных кластеров;
количество высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях, осуществляющих деятельность в индустриальных (промышленных) парках и технопарках;
налоговые и таможенные платежи предприятий, осуществляющих деятельность в индустриальных (промышленных) парках, в федеральный бюджет;
налоговые и таможенные платежи предприятий, осуществляющих деятельность в промышленных технопарках, в федеральный бюджет;
налоговые и таможенные платежи предприятий, осуществляющих деятельность в промышленных кластерах, в федеральный бюджет;
количество рабочих мест (в том числе высокопроизводительных) на предприятиях, осуществляющих деятельность в рамках инвестиционных проектов в составе региональных программ развития промышленности;
объем внебюджетных инвестиций в реализацию инвестиционных проектов в рамках мероприятий региональных программ развития промышленности;
уровень доверия к знаку системы подтверждения качества российской продукции;
количество видов продукции, сертифицируемых в системе подтверждения качества российской продукции (за год)
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
|
-
|
I этап - 2014 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы
|
Объем бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
объемы финансирования за счет федерального бюджета составляют 28012601,5 тыс. рублей, в том числе (2014 год - не предусмотрен):
2015 год - 300000 тыс. рублей;
2016 год - 5104210 тыс. рублей;
2017 год - 4948305,9 тыс. рублей;
2018 год - 5663332,6 тыс. рублей;
2019 год - 5998376,5 тыс. рублей;
2020 год - 5998376,5 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
обеспечение ускоренного роста числа создаваемых индустриальных (промышленных) парков, технопарков и промышленных кластеров, имеющих высокий уровень инвестиционной привлекательности;
обеспечение сбалансированного территориального развития индустриальных (промышленных) парков и технопарков, создание в них современных диверсифицированных высокотехнологичных производств;
обеспечение доступности кредитов для финансирования создания индустриальных (промышленных) парков и технопарков и усовершенствование механизмов привлечения инвестиций в целях осуществления инвестиционных процессов в субъектах Российской Федерации и роста собственной налоговой базы регионов;
гармонизация эффективно функционирующей и сбалансированной системы мер государственной поддержки развития промышленности регионов, а также система поддержки принятия управленческих решений в сфере развития промышленности, сформированных и отлаженных в ходе реализации подпрограммы;
формирование инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности, обеспечивающей производство современной высокотехнологичной продукции, обладающей высокой конкурентоспособностью;
обеспечение распространения информации в сфере промышленной политики и вовлечения в развитие промышленного производства широкого круга участников и заинтересованных сторон
|
ПАСПОРТ
подпрограммы 8 "Развитие системы технического
регулирования, стандартизации и обеспечение
единства измерений"
Ответственный исполнитель подпрограммы (соисполнитель Программы)
|
-
|
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
|
Участники подпрограммы
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
ведомственная целевая программа "Проведение фундаментальных исследований в области метрологии, разработки государственных (в том числе первичных) эталонов единиц величин"
|
Цели подпрограммы
|
-
|
развитие системы технического регулирования, совершенствование национальной системы стандартизации, содействие соблюдению требований технических регламентов Таможенного союза, обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики, недопущение научного и технологического отставания Российской Федерации от мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета Российской Федерации;
содействие внедрению промышленными предприятиями наилучших доступных технологий, технической модернизации отраслей промышленности при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
реализация программ национальной стандартизации Российской Федерации, в том числе в целях дальнейшей гармонизации национальных и межгосударственных стандартов с международными стандартами, обновления фонда стандартов и создания доказательной базы для подтверждения соответствия требованиям
технических регламентов Таможенного союза (Евразийского экономического союза), формирование и ведение федерального каталога продукции для федеральных государственных нужд, а также создание и ведение федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и формирование и ведение федерального информационного фонда стандартов;
разработка и совершенствование государственных эталонов единиц величин;
поддержка организаций в области стандартизации, информации и обеспечения единства измерений;
недопущение научного и технологического отставания Российской Федерации от признаваемого мирового уровня точности измерений, сохранение метрологического суверенитета Российской Федерации;
реализация мероприятий по разработке и утверждению информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям в соответствии с поэтапным графиком создания в 2015 - 2017 годах справочников наилучших доступных технологий, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2014 г. N 2178-р, и с положениями документов национальной системы стандартизации серии "Наилучшие доступные технологии", а также формирование механизмов для осуществления их правоприменения
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
уровень гармонизации национальных стандартов Российской Федерации с международными стандартами;
количество утвержденных национальных стандартов;
количество утвержденных государственных первичных эталонов;
точность сведения национальной и международной шкал времени;
количество зарегистрированных стандартных справочных данных;
доля новых стандартов в общем фонде стандартов в области инжиниринга и промышленного дизайна;
количество утвержденных информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям на конец года
|
Этапы и сроки реализации подпрограммы
|
-
|
I этап - 2013 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2020 годы
|
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
объемы финансирования за счет федерального бюджета составляют 21805453,6 тыс. рублей, в том числе:
2013 год - 2215619,3 тыс. рублей;
2014 год - 2101580,6 тыс. рублей;
2015 год - 2497368,6 тыс. рублей;
2016 год - 3331174,8 тыс. рублей;
2017 год - 2907552,4 тыс. рублей;
2018 год - 2911195,3 тыс. рублей;
2019 год - 2918740 тыс. рублей;
2020 год - 2922222,6 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
устранение неоправданных технических барьеров в торговле путем гармонизации национальных и межгосударственных стандартов, а также классификаторов с международными стандартами;
повышение конкурентоспособности отечественной продукции (работ, услуг) и увеличение объемов выпуска в обращение инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе применение современных национальных стандартов и средств измерений и повышение экспорта продукции российских товаропроизводителей на 5 - 7 процентов;
содействие взаимопроникновению технологий, знаний и опыта, накопленных в различных отраслях экономики, ежегодное обновление фонда национальных стандартов на уровне, соответствующем мировому (10 - 12 процентов);
обеспечение продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки;
обеспечение наиболее полного развития современной российской метрологической инфраструктуры для сохранения метрологической независимости Российской Федерации, обеспечение разработки и производства высокотехнологичной продукции, в том числе оборонного назначения, повышение конкурентоспособности отечественной промышленности;
создание эталонов нового поколения на основе новых физических принципов и явлений, обеспечивающих измерение и контроль параметров новых видов инновационной продукции, веществ и материалов в приоритетных направлениях российской экономики;
внедрение промышленными предприятиями наилучших доступных технологий, техническая модернизация отраслей промышленности при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду;
содействие в получении промышленными предприятиями комплексного экологического разрешения в обеспечение реализации требований Федерального закона "Об охране окружающей среды"
|
I. Приоритеты и цели государственной политики,
в том числе общие требования к государственной политике
субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере
В основу приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" (далее - Программа) заложен принцип управления рисками развития промышленности на основе матричного соотнесения параметров приоритетных отраслей промышленности и возможных инструментов промышленной политики. Выделение отраслей промышленности и соответственно отраслевых подпрограмм Программы осуществляется по типу рынков выпускаемой продукции.
Преимущественно на внутренний рынок ориентирована продукция следующих традиционных отраслей машиностроения:
автомобильная промышленность;
сельскохозяйственное машиностроение, машиностроение в пищевой и перерабатывающей промышленности;
машиностроение специализированных производств;
транспортное машиностроение.
На обслуживание интересов промышленности и обеспечение ее средствами производства ориентированы следующие отрасли:
станкостроение;
легкая промышленность;
тяжелое машиностроение;
энергомашиностроение;
робототехника;
аддитивные технологии и технологии "цифрового производства";
промышленное программное обеспечение.
На потребительский сектор ориентированы следующие традиционные отрасли:
легкая промышленность;
народные художественные промыслы;
индустрия детских товаров.
На обеспечение промышленности материалами ориентированы следующие отрасли:
металлургия;
композиты;
редкие и редкоземельные металлы;
химический комплекс.
Помимо указанных 4 категорий отраслей и соответственно 4 отраслевых подпрограмм, Программа включает комплекс следующих мероприятий, обеспечивающих развитие промышленности в целом:
обеспечение устойчивого финансового положения промышленности и формирование комплекса мер государственной финансовой поддержки;
создание условий для технологического развития отраслей промышленности и поддержка инноваций;
меры по управлению региональным промышленным развитием, поддержке и координации усилий субъектов Российской Федерации по созданию и развитию индустриальных (промышленных) парков, технопарков, промышленных кластеров и по реализации региональных программ развития промышленности;
действия в сфере технического регулирования и обеспечения единства измерений, оказывающие общесистемное воздействие на промышленное производство.
Приоритетными направлениями гражданской промышленности в сфере реализации Программы (подпрограммам в ее составе) являются направления промышленности (продуктовые и технологические направления в рамках отраслей), осуществление деятельности по которым способствует:
созданию новых экономически эффективных и экологически безопасных производств;
развитию промышленного производства в направлении увеличения выпуска высокотехнологичной продукции;
росту производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования и созданию высокопроизводительных рабочих мест;
созданию условий для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки;
повышению энергоэффективности и ресурсосбережения.
В рамках реализации основных положений Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, Программой предусмотрен ряд основных мероприятий, нацеленных на существенные преобразования в ведущих отраслях обрабатывающей промышленности. Эти мероприятия составляют основу промышленной политики Российской Федерации.
Для решения задач в области модернизации и инновационного развития предполагается реализация мероприятий по развитию национальной инновационной системы, формированию системы технологического прогнозирования, ориентированного на обеспечение перспективных потребностей обрабатывающего сектора экономики с учетом развития ключевых производственных технологий. В связи с этим предполагается координация мероприятий подпрограмм с формируемыми технологическими платформами и пилотными проектами инновационных территориальных кластеров.
Важным направлением реализации Программы является обеспечение технологического развития отечественной промышленности на основе создания и внедрения прорывных, ресурсосберегающих, экологически безопасных промышленных технологий для производства конкурентоспособной наукоемкой продукции. Достижение целей Программы и ее подпрограмм предполагается создание новых передовых технологий и оборудования, необходимых для их применения на уровне экспериментальных линий, демонстрационных установок и (или) опытных образцов, подтверждающих готовность технологических решений к промышленной реализации.
Стратегической целью Программы является создание в Российской Федерации конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности (в структуре отраслей, относящихся к предмету Программы), способной к эффективному саморазвитию на основе интеграции в мировую технологическую среду, разработки и применения передовых промышленных технологий, нацеленной на формирование и освоение новых рынков инновационной продукции, эффективно решающей задачи обеспечения экономического развития и повышения обороноспособности страны.
Программа в соответствии с системой отраслевых приоритетов ориентирована на решение комплекса задач.
Эффективное саморазвитие российской промышленности на основе интеграции в мировую технологическую среду обеспечивается решением таких задач, как обновление технологической и материальной базы соответствующих отраслей промышленности и обеспечение промышленности средствами производства, координация программ технологического развития отраслей промышленности с тенденциями спроса на технологическую продукцию.
Необходимость разработки и применения передовых промышленных технологий требует решения задач по обеспечению потребности промышленности в доступных, технологичных и экологичных традиционных и новых материалах, стимулированию научных исследований и разработок, направленных на создание новых технологий и материалов.
Для формирования и освоения новых рынков инновационной продукции, развития новых отраслей в рамках реализации мероприятий Программы необходимо решение следующих задач:
расширение производства современной высокотехнологичной промышленной продукции;
стимулирование экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью с учетом ограничений Всемирной торговой организации, снятие регуляторных барьеров и формирование паритетных условий для вывода на рынок инновационной продукции;
стимулирование научных исследований и опытных разработок, направленных на обеспечение промышленности новыми технологиями и образцами продукции;
опережающее создание инновационной инфраструктуры для развития традиционных и новых отраслей промышленности.
В сферах технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений требуется развитие национальной системы стандартизации, обеспечение единства измерений в интересах повышения качества жизни населения и конкурентоспособности экономики, сохранение метрологического суверенитета Российской Федерации, содействие внедрению промышленными предприятиями наилучших доступных технологий и технической модернизации отраслей промышленности при одновременном снижении негативного воздействия на окружающую среду.
Успешное выполнение задач Программы необходимо для достижения долгосрочных целей устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации. Это позволит придать дополнительный импульс модернизации и диверсификации российской экономики, снизит ее зависимость от внешней конъюнктуры в первую очередь от цен на углеводородное сырье. Меры, направленные на решение задач Программы, призваны сделать продукцию российских промышленных предприятий конкурентоспособной и востребованной на российском рынке и обеспечить расширение присутствия на мировых рынках. Реализация Программы будет также иметь значительный мультипликативный эффект для смежных отраслей экономики. При этом ожидается возникновение дополнительных стимулов для развития сферы научных исследований и опытных разработок (в контексте развития профильных отраслевых исследовательских центров, инновационных территориальных кластеров) и коммерциализации новых технологий, для осуществления инфраструктурных проектов, в том числе в сфере транспорта и связи, для развития системы образования, а также для сферы услуг.
До 2017 года целевые индикаторы и показатели Программы, подпрограмм Программы предусматривают мониторинг макроэкономической динамики и в силу влияния внешних факторов и рисков глобального характера используются как иллюстрация потенциальной динамики экономического развития, соответствующей условиям и прогнозам социально-экономического развития Российской Федерации. Основные мероприятия Программы решают задачу максимально возможного (с учетом складывающихся ограничений) приближения фактической макроэкономической динамики к теоретически запланированной (потенциальной). Оценка результативности Программы осуществляется с учетом сведений ежегодных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период (на 2013 - 2015 годы, на 2014 год и на плановый период 2015 - 2016 годов, на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов, на 2016 год и на плановый период 2017 - 2018 годов).
Оценка эффективности и результативности Программы осуществляется в соответствии с методикой оценки эффективности государственной программы.
С 2017 года и до окончания реализации Программы одновременно с уточнением состава и структуры Программы исходя из результатов реализации I этапа Программы осуществляется уточнение целевых индикаторов и показателей Программы в форме перехода от индикаторов и показателей макроэкономического характера к показателям, фактически отражающим достигнутые результаты в сфере реализации Программы. Переход реализуется с учетом практики осуществления мониторинга целевых индикаторов и показателей Программы, предложений заинтересованных федеральных органов исполнительной власти по совершенствованию состава, значений и методологии показателей Программы. При переходе обеспечивается преемственность вновь включаемых целевых индикаторов Программы и показателей по отношению к целевым индикаторам и показателям Программы, мониторинг которых прекращается, за исключением целевых индикаторов и показателей Программы, относящихся к мероприятиям Программы, реализация которых завершена.
В результате реализации Программы в гражданских отраслях промышленности ведущую роль станут играть предприятия, конкурентоспособные на российском и мировом рынках, оснащенные современными производственными технологиями.
В отраслевой структуре промышленности произойдет переориентация в пользу современных производств на территории Российской Федерации, создающих продукцию с высокой добавленной стоимостью, увеличится производство современной инновационной продукции. Планируется обеспечить позитивную динамику промышленного производства, объемы выпуска промышленной продукции планируется увеличить даже в условиях неблагоприятной экономической ситуации.
Реализация Программы способствует поддержанию положительной динамики инвестиций в основной капитал. Существенным образом сократится зависимость экономики Российской Федерации от импорта критически важных для устойчивого развития продуктов, оборудования и технологий, а также будет обеспечено выполнение планов по импортозамещению в отраслях промышленности. Отрасли промышленности, ориентированные на инвестиционный спрос (машиностроение, станкоинструментальная промышленность и другие отрасли), проведут модернизацию технологической базы, обеспечат значительный по объему приток внебюджетных инвестиций в обновление основных фондов и увеличение производственной мощности, сформируют потенциал для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности, обеспечат рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования. За счет инвестирования в основные фонды промышленности предусматривается обеспечение существенного, опережающего по отношению к другим отраслям экономики роста производительности труда. Создание новых производств повлечет за собой увеличение количества высокопроизводительных рабочих мест.
Для отраслей, ориентированных на создание новых видов инновационной продукции, в том числе производств новых видов материалов (композиты, редкие и редкоземельные металлы) и оборудования (робототехника, технологии "цифрового производства", аддитивные технологии, инженерное программное обеспечение), необходимо создать полноценную инфраструктуру, включая пилотные, опытно-промышленные, промышленные предприятия, инжиниринговые компании и центры отработки технологий применения инновационных продуктов и технологий, обеспечить локализацию в Российской Федерации инновационных производств и исследовательских центров ведущих международных технологических корпораций, сформировать эффективную систему поддержки спроса на продукцию новых отраслей, создать новые рабочие места в отраслях, требующих высококвалифицированных кадров. Планируется обеспечить необходимую для устойчивого развития экономики интенсивность затрат на исследования и разработки в гражданских отраслях промышленности как за счет бюджетных, так и за счет внебюджетных источников.
В рамках содействия внедрению в промышленности наилучших доступных технологий предусматривается обеспечить разработку и утверждение в качестве документов национальной системы стандартизации информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям, сформировать механизмы для их правоприменения. Технологическое обновление промышленности и внедрение наилучших доступных технологий приведут к значительному снижению энергоемкости и выпуску современной экологичной продукции.
Применение современных национальных стандартов и средств измерений способствует повышению конкурентоспособности отечественной продукции и продвижению инновационной продукции и технологий на мировые рынки, а также обеспечению наиболее полного развития российской метрологической инфраструктуры, сохранению метрологической независимости Российской Федерации и созданию эталонов нового поколения.
Общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации не устанавливаются.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы, подпрограмм Программы, федеральной целевой программы и их значениях приведены в приложении N 1.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы по субъектам Российской Федерации приведены в приложении N 2.
Ресурсное обеспечение реализации Программы за счет средств федерального бюджета приведено в приложении N 3.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 4.
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 5.
План реализации Программы на 2016 год приведен в приложении N 6.
План реализации Программы на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов приведен в приложении N 7.
Паспорт Программы, в том числе паспорта входящих в ее состав подпрограмм, и соответствующие приложения предусмотрены приложениями N 8 - 11 (секретно) <*>.
--------------------------------
<*> Не приводятся.
II. Общая характеристика участия субъектов Российской
Федерации в реализации государственной Программы
Участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы не предусматривается. Вместе с тем в рамках подпрограммы 7 "Развитие промышленной инфраструктуры и инфраструктуры поддержки деятельности в сфере промышленности" предусматривается взаимодействие с регионами в рамках поддержки реализации региональных программ развития промышленности и предоставления субсидий регионам на возмещение затрат по созданию инфраструктуры индустриальных парков или технопарков, за исключением технопарков в сфере высоких технологий.
Приложение N 1
к государственной программе
Российской Федерации "Развитие
промышленности и повышение
ее конкурентоспособности"
СВЕДЕНИЯ
О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПОВЫШЕНИЕ
ЕЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ", ПОДПРОГРАММ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПРОГРАММЫ, ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ
Наименование показателя (индикатора)
|
Единица измерения
|
Ответственный исполнитель
|
2012 год <2>
|
2013 год <2>
|
2014 год
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
2020 год
|
план.
|
факт.
|
план.
|
факт.
|
план.
|
факт.
|
Государственная программа Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности"
|
Индекс производства по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
105,1
|
- <1>
|
100,5
|
- <1>
|
102,1
|
- <1>
|
94,6
|
100
|
102,1
|
102,5
|
103,9
|
104
|
Индекс производительности труда по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
105,7
|
- <1>
|
106
|
- <1>
|
102,3
|
- <1>
|
96,5
|
102,8
|
104,7
|
105,1
|
106,4
|
106,4
|
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
112,4
|
- <1>
|
107,3
|
- <1>
|
103,4
|
- <1>
|
90,6
|
100,6
|
102,4
|
103,2
|
108,1
|
107,3
|
Прирост высокопроизводительных рабочих мест по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
12,8
|
- <1>
|
5,4
|
- <1>
|
1,4
|
- <1>
|
-10,9
|
2,3
|
3
|
3,4
|
5,6
|
5,1
|
Энергоемкость обрабатывающих производств к базовому 2011 году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
-
|
- <1>
|
-
|
- <1>
|
-
|
- <1>
|
98
|
96,9
|
93,5
|
90,1
|
86,4
|
83,5
|
Внутренние затраты на исследования и разработки в рамках Программы за счет бюджетных средств
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
-
|
- <1>
|
7,8
|
- <1>
|
10,9
|
- <1>
|
12,3
|
11,1
|
4,3
|
5,3
|
6,7
|
6,7
|
Внутренние затраты на исследования и разработки в рамках Программы за счет внебюджетных источников
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
-
|
- <1>
|
-
|
- <1>
|
-
|
- <1>
|
4,2
|
4,4
|
4,7
|
5,1
|
5,5
|
5,9
|
Индекс промышленного производства по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
105,1
|
- <2>
|
100,3
|
103,2
|
97,3
|
103,5
|
99,2
|
103,2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Индекс промышленного производства к 2011 году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
105,1
|
- <2>
|
105,4
|
108,9
|
102,7
|
112,7
|
102
|
116,2
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Индекс производительности труда по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
105,6
|
- <2>
|
102,7
|
103,8
|
97,4
|
104,9
|
98,9
|
104
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
104,7
|
- <2>
|
101,7
|
110,3
|
100
|
106,8
|
103,3
|
106
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест в процентах по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
8,8
|
- <2>
|
7,9
|
7,2
|
3,9
|
10,2
|
-8,1
|
8,4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Индекс промышленного производства (показатель, ориентированный на потребительский рынок) по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
109,8
|
- <2>
|
106
|
105,8
|
88,5
|
106,2
|
80,4
|
106,7
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Индекс промышленного производства (показатель, ориентированный на потребительский рынок) по отношению к 2011 году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
109,8
|
- <2>
|
116,5
|
123,2
|
111
|
130,8
|
82,9
|
139,6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Индекс производительности труда (показатель, ориентированный на потребительский рынок) по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
107,2
|
- <2>
|
105,9
|
107,5
|
88,1
|
106,5
|
95,5
|
106,6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал (показатель, ориентированный на потребительский рынок) по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
103,7
|
- <2>
|
103,7
|
101
|
124,7
|
103,1
|
80,3
|
107,6
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Индекс промышленного производства (показатель, ориентированный на инвестиционный и промежуточный спрос) по отношению к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
104,3
|
- <2>
|
99,3
|
102,8
|
99,7
|
103
|
97,1
|
102,5
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Индекс промышленного производства (показатель, ориентированный на инвестиционный и промежуточный спрос) по отношению к 2011 году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
104,3
|
- <2>
|
103,6
|
106,4
|
103,3
|
109,6
|
103,3
|
112,3
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.