Уточнение параметров базового варианта прогноза
Осуществление после утверждения сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 - 2018 годы мер по консолидации федерального бюджета с сокращением его расходов отразилось на снижении реальных располагаемых доходов населения, сокращении оборота розничной торговли и инвестиций. Снижение инвестиций в основной капитал сказывается на возможностях экономического роста в последующие годы. На изменение прогнозной динамики ВВП оказало влияние также снижение экспорта товаров. В результате оценка темпов роста ВВП понижена на 0,4 п. п. в 2016 году и на 0,1 - 0,2 п. п. в 2017 - 2018 годах.
Вместе с тем улучшились оценки инфляции на 2016 год. Оценка роста потребительских цен на 2016 год понижена до 5,8% против 6,5% в сценарных условиях, что обусловлено более низкими, чем ожидалось, темпами роста потребительских цен за прошедший период на фоне снизившегося потребительского спроса и значительного увеличения предложения сельскохозяйственной продукции нового урожая.
В течение прогнозного периода 2017 - 2018 гг. темпы снижения инфляции сохраняются примерно на уровне сценарных условий.
Оценка стоимостных объемов экспорта товаров по сравнению со сценарными условиями снижена в 2016 году на 9 млрд. долларов США. Это объясняется сокращением физических объемов экспорта и снижением цен на сырьевые товары (металлы и продукцию химической промышленности. Стоимостные объемы экспорта в 2017 - 2018 годах также на 10 - 13 млрд. долларов США ниже оценки, принятой в сценарных условиях, динамика товарного экспорта почти сохранится на утвержденном уровне.
В результате улучшения динамики импорта товаров в первом полугодии 2016 г. оценка импорта товаров в целом за 2016 год повышена на 7 млрд. долларов США, предполагается замедление темпов снижения физических объемов импорта.
В физическом выражении импорт в 2016 году сократится, по оценке Минэкономразвития России, на 0,3% (по сравнению с сокращением на 3,3% в сценарных условиях). В 2017 - 2018 гг. оценка стоимостных объемов товарного импорта также повышена на 7 - 9 млрд. долларов США, до 205 млрд. долларов США в 2018 году. Динамика импорта в среднесрочный период будет находиться в интервале 3,5 - 3,9%, что объясняется изменением динамики обменного курса, инвестиций в основной капитал и оборота розничной торговли.
В результате уточнения параметров внешней торговли профицит счета текущих операций снижен в 2016 году с 43 до 32 млрд. долларов США. В последующие годы сальдо счета по текущим операциям будет сокращаться при ускорении роста внутреннего спроса и стабилизации объемов экспорта и составит к 2018 году 18 млрд. долларов США.
Оценка оттока капитала понижена в 2016 году с 40 млрд. долларов США до 18 млрд. долларов США, к 2018 году ожидается, что отток капитала снизится до 18 млрд. долларов США. В сценарных условиях предполагалось, что к 2018 году отток капитала будет на уровне 25 млрд. долларов США.
Среднегодовой курс доллара США практически сохранится на уровне, предусмотренном в сценарных условиях и составит в 2016 году 67,5 рублей за доллар США, в 2017 году - 65,5 рублей за доллар США, в 2018 году - 65,0 рубля за доллар США.
Индекс промышленного производства в 2016 году ожидается на уровне 100,4%, что на 0,4 п. п. выше оценки, принятой в сценарных условиях.
Среднегодовой рост промышленного производства в 2017 - 2018 гг. по сравнению со сценарными условиями в целом возрос на 0,1 п. пункта. При этом в добыче полезных ископаемых он увеличился на 1,3%, в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды понижен до 0,5%, что на 0,3 п. п. ниже предыдущей оценки в связи со снижением потребления со стороны энергоемких производств. В обрабатывающих производствах среднегодовой рост понижен до 2,0% (2,3% - предыдущая оценка), в том числе снижение производства пищевых продуктов - до 1,9% (на 0,6 п. п.) в связи с низким потребительским спросом; металлургического производства - до 1,5% (на 0,6 п. п.) за счет медленного восстановления внутреннего спроса, низких цен на металлургическую продукцию на мировых рынках и введения пошлин со стороны ЕС на российский прокат; машиностроительных отраслей - до 2,6% (на 0,4 п. п.) в связи с низким платежеспособным спросом на продукцию машиностроительных отраслей. Наибольшее повышение оценок среднегодового роста произошло в производстве резиновых и пластмассовых изделий - до 5% (на 2,4 п. п.) в связи с возросшими поставками продукции на экспорт; в производстве прочих неметаллических минеральных продуктов - до 5% (на 3,7 п. п.) в связи с ростом внутреннего спроса; в отраслях лесного комплекса в связи с ростом внутреннего и внешнего спроса: в целлюлозно-бумажном производстве; издательской и полиграфической деятельности (на 1,6 п. п.); обработке древесины и производстве изделий из дерева (на 1,6 п. пункта).
Оценка 2016 года по реальной заработной плате существенно повышена с -1,5% в сценарных условиях до 0,3% в текущей версии прогноза, исходя из имеющейся статистической информации, а также более низкой оценки по инфляции.
Кроме того, в соответствии с принятыми решениями сроки достижения целевых уровней по оплате труда отдельных категорий работников бюджетной сферы (в соответствии с майскими указами) перенесены с 2017 года на 2018 год. В результате в 2017 году рост реальной заработной платы прогнозируется на 0,6% (на 0,6 п. п. ниже, чем в сценарных условиях), в 2018 году ожидается максимальный рост реальной заработной платы - 1,9% (1,3% в сценарных условиях).
Оценка по реальным располагаемым доходам в текущем году, напротив, существенно понижена - на 2,8 п. п. по сравнению со сценарными условиями - до -5,6 процента. Негативный вклад в динамику доходов вносят доходы от предпринимательской деятельности и неформальные доходы.
Поддержку доходам будут оказывать социальные трансферты. Пенсии будут индексироваться на отчетный уровень инфляции (в сценарных условиях - на целевое значение 4%). Кроме того, в 2017 году предусматривается единовременная компенсационная выплата всем пенсионерам в размере 5000 рублей. Но за счет более низкой динамики заработной платы рост реальных располагаемых доходов в 2017 году ожидается несколько ниже, чем в сценарных условиях (0,5% против 0,7 процента). В 2018 году рост реальных располагаемых доходов ускорится до 1,0% (1,0% - в сценарных условиях).
Оценка по обороту розничной торговли в 2016 году, так же как и по доходам, существенно понижена до -4,6% против -2,7% в сценарных условиях.
В 2017 - 2018 гг. ожидаются более сдержанные темпы роста потребительского спроса, чем предусматривалось в сценарных условиях: среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли будут на 0,7 п. п. меньше.
Дефлятор ВВП в 2016 году снизился до 3,1% (на 1,5 п. п.) в результате более низкого, чем ожидалось, дефлятора в I квартале и понижения оценок роста потребительских цен. В последующие годы дефлятор ВВП будет находиться на уровне 4,6 - 4,2% (против 5,2-4,1% по предыдущим оценкам).
В 2016 году уточнение дефлятора ВВП привело к снижению номинального объема ВВП по сравнению со сценарными условиями. За счет более низкой базы 2016 года номинальные объемы ВВП в 2017 - 2018 годах будут ниже, чем в сценарных условиях.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей