2. Цели, задачи, предмет и объекты последующего контроля за исполнением федерального бюджета

2. Цели, задачи, предмет и объекты последующего контроля

за исполнением федерального бюджета

2.1. Последующий контроль за исполнением федерального бюджета представляет собой проводимый в соответствии со Стандартом комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год, включающий внешнюю проверку годового отчета об исполнении федерального бюджета и представляемых одновременно с ним иных документов, годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета и подготовку на основе их результатов заключений Счетной палаты по каждому главному администратору средств федерального бюджета, заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета для представления их в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума) и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), направления заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство Российской Федерации.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 16.06.2020 N 10ПК)

Также последующий контроль может осуществляться в ходе проведения самостоятельных тематических контрольных или экспертно-аналитических мероприятий, проводимых в соответствии с требованиями стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 101 "Общие правила проведения контрольного мероприятия" (далее - стандарт СГА 101) и стандарта внешнего государственного аудита (контроля) СГА 102 "Общие правила проведения экспертно-аналитических мероприятий" (далее - стандарт СГА 102).

2.2. Целями последующего контроля за исполнением федерального бюджета в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" являются определение соответствия фактических показателей исполнения федерального бюджета показателям, утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период, полноты и своевременности исполнения показателей федерального бюджета, соблюдение требований законодательства Российской Федерации при исполнении федерального бюджета, достоверности учета и отчетности, эффективности использования средств федерального бюджета.

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 16.06.2020 N 10ПК, Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 10ПК)

2.3. Задачами последующего контроля за исполнением федерального бюджета являются:

проверка соблюдения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и иных законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации, Федеральным казначейством, Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и иными главными администраторами средств федерального бюджета при исполнении федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год;

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 10ПК)

анализ реализации документов стратегического планирования, показателей исполнения федерального бюджета за отчетный финансовый год по каждому главному администратору средств федерального бюджета и показателей, содержащихся в материалах бюджетных проектировок на проверяемый период по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета, представленных главным администратором средств федерального бюджета и рассмотренных Минфином России;

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 16.06.2020 N 10ПК)

установление на документальной основе показателей кассового исполнения федерального бюджета, а также достоверности бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета каждого главного администратора средств федерального бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета;

сопоставление фактических показателей исполнения федерального бюджета с показателями, утвержденными федеральным законом о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период;

оценка эффективности администрирования доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;

проверка соблюдения требований законодательства Российской Федерации при исполнении федерального бюджета, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета;

(в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 16.06.2020 N 10ПК)

(в ред. Постановления от 18.07.2023 N 10 ПК)

проверка соблюдения порядка ведения бюджетного учета, составления и представления бюджетной отчетности;

комплексная оценка причин неисполнения федерального бюджета и недостижения результатов использования средств федерального бюджета, выявление резервов бюджетных средств;

осуществление контроля эффективности и соответствия нормативным правовым актам Российской Федерации порядка формирования федеральной собственности, управления и распоряжения ею;

(в ред. Постановления от 18.05.2018 N 4ПК)

(в ред. Постановления от 18.07.2023 N 10ПК)

проверка и анализ эффективности внутреннего финансового аудита;

осуществление контроля реализации полномочий и функций федеральных органов исполнительной власти в установленной сфере деятельности в соответствии с пунктом 3.3 Стандарта.

2.4. Предметом последующего контроля за исполнением федерального бюджета являются процесс и результаты исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год, в том числе деятельность объектов последующего контроля в процессе использования средств федерального бюджета, а также формирования, управления и распоряжения федеральной собственностью.

Данные и информация о предмете последующего контроля за исполнением федерального бюджета содержатся в следующих документах:

годовом отчете об исполнении федерального бюджета;

иных документах, представляемых одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета;

годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета, а также бюджетной отчетности подведомственных им получателей (распорядителей) бюджетных средств;

(абзацы 4 и 5 в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 16.06.2020 N 10ПК, абзац 5 в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 10ПК)

прогнозе поступлений доходов в федеральный бюджет, показателях по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, расчетах при формировании проекта бюджета;

обоснованиях бюджетных ассигнований на отчетный финансовый год и на плановый период, представленных главными распорядителями средств федерального бюджета в Минфин России при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на отчетный финансовый год и на плановый период и при внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете;

утвержденной сводной бюджетной росписи и сводной бюджетной росписи с изменениями;

консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя в отношении федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности подведомственных им федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений;

бухгалтерской и иной отчетности федеральных государственных унитарных предприятий, права собственника имущества которых осуществляют федеральные органы государственной власти - главные администраторы средств федерального бюджета, а также иных юридических лиц, получающих средства из федерального бюджета;

(абзацы 9 и 10 в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 16.06.2020 N 10ПК)

годовых отчетах (уточненных годовых отчетах) о ходе реализации государственных программ Российской Федерации;

(абзац 11 введен Постановлением Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 10ПК)

отчетах о ходе реализации национальных проектов и федеральных проектов, входящих в их состав;

(абзац 12 введен Постановлением Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 10ПК)

паспортах государственных программ, паспортах структурных элементов государственных программ;

(абзац 13 введен Постановлением Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 10ПК)

государственных заданиях и отчетах о их выполнении;

(абзац 14 введен Постановлением Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 10ПК)

статистической и иной отчетности, предусмотренной законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

(в ред. Постановления от 18.05.2018 N 4ПК)

документах (в том числе государственных контрактах, договорах, первичных и иных финансовых документах), подтверждающих возникновение обязательств за счет средств федерального бюджета, в том числе выделенных в виде субсидий, взносов в уставные (складочные) капиталы юридическим лицам;

законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и распорядительных документах, регламентирующих порядок исполнения федерального бюджета.

(абзацы 12 и 13 в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 16.06.2020 N 10ПК)

2.5. Объектами последующего контроля за исполнением федерального бюджета являются:

Минфин России;

Казначейство России;

Минэкономразвития России;

Минстрой России;

(абзац 5 введен Постановлением Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 10ПК)

другие главные администраторы средств федерального бюджета;

Центральный банк Российской Федерации;

иные юридические лица в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с Планом работы Счетной палаты на текущий год.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 10ПК)

(абзац 7 изменен, абзац 8 исключен в ред. Постановления Коллегии Счетной палаты РФ от 16.06.2020 N 10ПК)

2.6. Контрольная и экспертно-аналитическая деятельность в рамках осуществления последующего контроля за исполнением федерального бюджета, в том числе по проверке исполнения федерального закона о федеральном бюджете за отчетный финансовый год, внешней проверке годового отчета об исполнении федерального бюджета и годовой бюджетной отчетности главных администраторов средств федерального бюджета осуществляется в виде финансового аудита (контроля), аудита соответствия, аудита эффективности и иных видов аудита (контроля) в соответствии с Федеральным законом "О Счетной палате Российской Федерации" и стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

(в ред. Постановления от 18.05.2018 N 4ПК, Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 10ПК)

Конкретные виды аудита (контроля), применяемые при последующем контроле за исполнением федерального бюджета, а также их сочетание определяются в программе проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия в зависимости от поставленных целей и задач.

2.7. Методами осуществления контрольной и экспертно-аналитической деятельности при проведении последующего контроля за исполнением федерального бюджета являются проверка, ревизия, анализ, обследование, мониторинг, а также иные методы, предусмотренные стандартами внешнего государственного аудита (контроля), утверждаемыми Счетной палатой.

(в ред. Постановления Счетной палаты РФ от 18.07.2023 N 10ПК)

Сочетание указанных методов зависит от видов аудита (контроля) и целей контрольного или экспертно-аналитического мероприятия.

2.8. Последующий контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется в соответствии с организационным планом-графиком проведения последующего контроля за исполнением федерального бюджета, приведенным в приложении N 7 к Стандарту.

(п. 2.8 введен Постановлением заседания коллегии Счетной палаты РФ от 19.08.2022 N 8ПК)