4.3. Упрощение и ускорение оформления судов рыбопромыслового флота и грузов рыбопродукции в российских морских портах

Снижение административных барьеров является ключевым условием результативности реализации Стратегии.

Действующие законодательные и иные нормативные правовые акты, включая постановление Правительства Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 184 "О порядке доставки уловов водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) при осуществлении промышленного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, и произведенной из них рыбной и иной продукции в морские порты Российской Федерации, а также в иные места доставки", предусматривают преференции при оформлении рыбопромысловых судов и грузов рыбопродукции, развивают принципы "одного окна" и электронного документооборота.

В то же время правоприменительная практика показывает, что рациональное снижение количества и сроков проведения контрольных процедур в интересах развития рыбохозяйственного комплекса и внутреннего рынка не является приоритетом в деятельности контролирующих органов. Материальное и кадровое обеспечение контрольных органов не в полной мере соответствует содержанию контроля и установленным предельным срокам, а ответственность за нарушение сроков контроля фактически отсутствует. Одновременно предусматриваются жесткие санкции к судовладельцам за нарушения, связанные с незаконным, нерегулируемым и несообщаемым промыслом (ННН-промыслом), оформлением рыбопродукции.

Более сложная ситуация складывается при таможенном оформлении и контроле при импорте запасных частей и судовых материалов, поскольку отсутствуют специальные нормы по вопросам ускорения и упрощения процедур. В результате скорость таможенного оформления запчастей и материалов в Российской Федерации в несколько раз ниже, чем в иностранных портах, что снижает конкурентоспособность отечественных поставщиков сервисных услуг для рыбопромыслового флота.

Одновременно с реализацией инвестиционных проектов по развитию портовой инфраструктуры необходимо обеспечить закрепление в числе приоритетов для контрольно-надзорных органов разумное снижение административных барьеров. Требуется оптимизация действующей системы контроля в части сокращения сроков оформления запчастей и материалов, соблюдения сроков оформления рыбопродукции. Деятельность контролирующих органов должна предусматривать усиление аналитической функции, последовательное внедрение риск-ориентированного подхода, развитие электронного документооборота и практики выборочного контроля. Повышение привлекательности российских морских портов для рыбохозяйственных организаций может обеспечить упрощение таможенного контроля в случае доставки и выгрузки в морских портах продукции, произведенной на российских рыбопромысловых судах, вне зависимости от района промысла, а также создание правовой практики применения такой меры ответственности, как конфискация судна в случаях незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, когда эта мера является исключительной, соответствует общественной опасности деяния и экономически целесообразна.

Кроме того, необходимо создание условий по привлечению для заходов на техническое обслуживание, ремонт и выгрузки рыбопродукции в российские порты рыбопромысловых судов, которые были построены или модернизированы на территории иностранных предприятий, но не были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления на территории Российской Федерации с уплатой налога на добавленную стоимость.

Дополнительно требуется внести изменения в утверждаемый Минпромторгом России перечень оборудования, не имеющего аналогов в Российской Федерации и освобождаемого от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, включив в него отдельные позиции технологического и морозильного оборудования для обработки уловов водных биологических ресурсов и рыбопродукции.