Центры обслуживания флота

В составе действующего в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне рыбопромыслового флота в настоящее время насчитывается 710 судов, которые включают 639 рыбопромысловых судов и 71 транспортно-рефрижераторное судно.

Около 65% от общей производственной мощности рыбопромыслового флота проходит ремонт и межрейсовое техническое обслуживание в российских портах. Приморский край является центром портовой деятельности и обслуживания флота, на регион приходится 51% обслуживаемых судов. Доля Сахалинской области оценивается в 16%, Камчатского края - 31%, Хабаровская края и Магаданской области - по 1%.

Основную часть обслуживаемого в России рыбопромыслового флота составляют малотоннажные суда. 90% таких судов ремонтируется и обслуживается на отечественных мощностях. В сегментах средне- и крупнотоннажных, а также транспортных судов услугами российских поставщиков услуг пользуется не более 49% от общей численности таких судов.

В иностранных портах, преимущественно южнокорейских и китайских, ремонт и обслуживание проходит 35% от общей мощности рыбопромыслового флота Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, но это, как правило, наиболее современные и эффективные суда рыбопромыслового флота, принадлежащие крупнейшим рыбопромышленным компаниям.

Из числа судов рыбопромыслового флота, обслуживаемых в иностранных портах, на Южную Корею приходится 75%, на Китай - 17%, на Японию - 8%. Крупнейшим центром обслуживания судов является южнокорейский порт Пусан. Порт предлагает полный спектр услуг для рыбохозяйственных организаций: прием рыбы, снабжение, обслуживание и ремонт судов. В порту расположены холодильники совокупной мощностью хранения более 1 млн тонн. Конкурентными преимуществами порта Пусан по сравнению с российскими портами, помимо большого числа поставщиков услуг, являются минимальное время оформления судов и грузов, высокое качество и предсказуемые сроки обслуживания и ремонта судов.

Для рыбопромыслового флота Северного и Западного рыбохозяйственных бассейнов характерна зависимость от зарубежных поставщиков услуг по ремонту и обслуживанию. Из общей численности рыбопромыслового флота около 35% судов проходят техническое обслуживание и ремонты в иностранных портах. Среди крупно- и среднетоннажных судов доля обслуживаемых за рубежом больше - около 60%. Крупнотоннажные суда обслуживаются, в основном, на Фарерских островах, в Польше и Прибалтике, среднетоннажные - в Норвегии.

В отличие от Дальнего Востока основные районы добычи (вылова) водных биологических ресурсов Северной Атлантики географически удалены от российских портов, и переходы рыбопромысловых судов в российские порты для судовладельцев связаны с дополнительными расходами (до 5 суток переходов). Данный фактор не является решающим при выборе судовладельцами базы обслуживания. Российские центры судоремонта обладают необходимой инфраструктурой, включая доки, однако, в целом иностранные порты оказываются более конкурентоспособными, даже при более высокой стоимости ремонта и обслуживания. Для рыбохозяйственных организаций принципиальное значение имеют сроки ремонта и обслуживания судов. Продолжительность ремонта крупнотоннажного судна в России на 40% больше, чем за рубежом.

Действующий в Азово-Черноморском и Волжско-Каспийском рыбохозяйственных бассейнах рыбопромысловый флот полностью базируется в российских морских портах. В настоящее время условия для обслуживания судов рыбопромыслового флота в целом возможно охарактеризовать как удовлетворительные по соответствию приемной мощности причалов и наличию береговой инфраструктуры морских терминалов имеющимся потребностям по техническому обслуживанию и ремонту.