4.2.1. Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн

Прирост грузооборота водных биологических ресурсов в морских портах Приморского края в перспективе до 2030 г. оценивается в 500 - 550 тыс. тонн к текущему уровню, составляющему 850 - 880 тыс. тонн. Увеличение объема будет обеспечено, в основном, за счет увеличения добычи (вылова) сардины и скумбрии (прирост 250 тыс. тонн), развития судовой и береговой переработки, а также поставки продукции глубокой переработки на внутренний рынок (прирост на 50 тыс. тонн), производства марикультуры (прирост на 50 тыс. тонн).

Потребность в холодильных мощностях для обработки прогнозируемых объемов грузооборота в морских портах Приморского края оценивается в 170 тыс. тонн единовременного хранения с учетом снижения интенсивности использования складских мощностей. При этом ввод новых мощностей необходим в объеме, который компенсирует выбытие изношенных холодильных складов и доведет суммарную мощность по хранению до указанного выше уровня. За счет модернизации и строительства в период до 2030 года должны быть введены в эксплуатацию склады мощностью не менее 100 тыс. тонн единовременного хранения.

Процесс обновления подтверждается заявленными инвестиционными проектами по строительству холодильников суммарной мощностью 56 тыс. тонн единовременного хранения в терминалах открытого акционерного общества "Владивостокский морской рыбный порт", акционерного общества "Находкинский морской рыбный порт", общества с ограниченной ответственностью "Диомидовский рыбный порт".

В морских портах Петропавловска-Камчатского прогнозируется увеличение грузооборота рыбы на 150 тыс. тонн, до 320 тыс. тонн в год. Прирост будет обеспечен, в основном, за счет выгрузки рыбы прибывающими из районов промысла судами с последующей упаковкой грузов в контейнеры и поставкой на внутренний рынок или экспорт. Обществом с ограниченной ответственностью "Терминал "Сероглазка" планируется строительство холодильника мощностью 15 тыс. тонн единовременного хранения. При этом суммарная емкость холодильников возрастет до 52 тыс. тонн, что позволит обеспечить перевалку прогнозируемого объема грузов рыбопродукции.

В морских портах Сахалинской области в период до 2030 года прогнозируется умеренный рост грузооборота - со 120 тыс. тонн в год до 220 тыс. тонн год за счет транзитных рыбных грузов. В морском порту Корсаков планируется строительство холодильника на 20 тыс. тонн, что увеличит суммарную мощность с 13 до 33 тыс. тонн в год. Инвестором данного проекта является общество с ограниченной ответственностью "Южный терминал".

В Хабаровском крае морской порт Ванино, имеющий прямой выход на Транссиб, имеет потенциал для увеличения перевалки рыбы с 30 тыс. тонн до 135 тыс. тонн к 2030 году. С этой целью необходимо увеличение мощностей портового холодильника на 10 тыс. тонн единовременного хранения - с 9 тыс. тонн до 19 тыс. тонн.

Поддержка реализации предусмотренных проектов будет обеспечиваться за счет применения льгот в рамках режимов Свободного порта Владивосток и территорий опережающего социально-экономического развития.

При поставках рыбопродукции по железной дороге через морские порты Дальневосточного бассейна увеличение грузооборота обусловлено пропускной способностью железнодорожной инфраструктуры. Потенциал пропускной способности железной дороги по перевозкам рыбопродукции в западные регионы России оценивается в размере не менее 2 млн тонн в год (около 3 млн тонн в сырце). Фактический объем перевозок рыбной продукции со станций Дальнего Востока в 2016 году составил 668,7 тыс. тонн, то есть может быть увеличен в 3 раза, и железная дорога позволяет перевезти всю рыбу, выловленную на Дальнем Востоке.

Отгрузка рыбы на железную дорогу возможна только из нескольких крупных дальневосточных портов - Владивостока, Находки, Восточного, Ванино, Зарубино, а также ряда малых портов. Во всех крупных портах имеются портовые холодильники, но только Владивосток имеет возможности для увеличения отгрузки рыбы. Другие порты специализируются на транспортной обработке экспортных грузов - угля, нефтепродуктов, и железнодорожная инфраструктура в этих портах имеет незначительный потенциал для увеличения обработки рыбных грузов.

В рамках модернизации портовой инфраструктуры для перевалки рыбы необходимо учитывать изменение технологий транспортировки рыбопродукции и увеличение степени контейнеризации, прежде всего, при отгрузках на внутренний рынок по железной дороге. Переход к контейнерным технологиям перевозки на фоне выбытия специализированного рефрижераторного подвижного состава создает для портовых операторов Приморского и Хабаровского краев возможности увеличения пропускной способности морских терминалов за счет организации "сухих портов" - удаленных контейнерных терминалов. Отгрузки в рефрижераторных контейнерах организованы операторами рыбных терминалов морского порта Владивосток на железнодорожных станциях Угольная и Угловая. Планируется увеличение пропускной способности оптовых складских центров с температурным режимом хранения ("сухих портов"), что снизит нагрузку на припортовую инфраструктуру, позволит повысить оперативность доставки продукции отечественным потребителям.

Потенциал увеличения объема перевалки рыбопродукции через морские порты Приморского края связан с организацией транзитного коридора для доставки отечественной и иностранной рыбопродукции по железной дороге в направлении европейского рынка. Эффективность такого канала доставки обусловлена сокращением сроков транспортировки, по сравнению с морскими контейнерными линиями, на 20 - 25 дней. Дополнительный объем годового грузооборота за счет развития данного транзитного канала оценивается в 200 - 300 тыс. тонн.