4.2.2. Северный и Западный рыбохозяйственные бассейны

Стратегическими факторами увеличения грузооборота рыбы в портах Северного и Западного бассейнов являются:

ожидаемое увеличение объемов переработки в рамках предоставления квот на инвестиционные цели (модернизация флота и строительство береговых перерабатывающих заводов);

рост перевозок по Северному морскому пути (СМПТ);

увеличение объемов добычи (вылова) за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации.

Прирост объемов перевалки рыбопродукции планируется до 500 тыс. тонн в год, из которых на Мурманск придется 200 - 220 тыс. тонн, на Архангельск - 40 - 50 тыс. тонн, на Калининград - 230 - 250 тыс. тонн. Для обработки данных объемов не потребуется существенного увеличения объема мощностей холодильников, необходима модернизация действующих мощностей.

В Калининградской области планируется развитие центра глубокой переработки и дистрибуции рыбы, ориентированного на последующий экспорт в европейские страны. Конкурентные преимущества региона заключаются в действующем режиме Особой экономической зоны, наличии относительно дешевых, по сравнению с европейскими странами, трудовых ресурсов, географической близости к целевым рынкам. Проект по созданию рыбоперерабатывающего кластера планируется на территории Федерального государственного унитарного предприятия "Калининградский морской рыбный порт", располагающего 114 га территории и 3,5 км причального фронта.

Развитие центра комплексной переработки тресковых видов на базе Мурманского морского рыбного порта позволит увеличить грузооборот в 2 раза и довести его до 400 тыс. тонн в год. В рамках кластера будут созданы мощности по производству филе, по глубокой переработке субпродуктов и отходов, жиромучное производство. Основным стимулом для развития рыбопереработки в Мурманске является предоставление квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов на инвестиционные цели в области рыболовства для осуществления промышленного и (или) прибрежного рыболовства.