4.1.1. Дальневосточный рыбохозяйственный бассейн

Целевым уровнем локализации обслуживания рыбопромыслового флота Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в рамках Стратегии определяется 80% от общей численности судов, что соответствует аналогичным показателям в других отраслях промышленности. Его достижение предполагает переход на обслуживание в российские порты не менее 100 крупных и средних рыбопромысловых судов.

В целях повышения конкурентоспособности отечественных сервисных предприятий планируется модернизация действующих терминалов, которая должна обеспечить:

комплексность услуг по снабжению и техническому обслуживанию судна, быстрое оформление судна, груза, запчастей и материалов;

наличие необходимой береговой инфраструктуры (складские мощности, мастерские и т.п.);

наличие доступных для межрейсовых стоянок причалов, не задействованных в обработке грузов;

возможность сдачи рыбопродукции на портовый холодильник для сокращения расходов на переход судна;

возможность проведения ремонта судов, включая докование.

С учетом оптимизации расходов рыбохозяйственных организаций, связанных с переходами судов из основных районов добычи (вылова) в порты обслуживания целесообразно обеспечить развитие центров комплексного обслуживания рыбопромыслового флота, прежде всего, в морских портах Камчатского края. По сравнению с южнокорейскими или китайскими портами срок перехода из района добычи (вылова) основных видов водных биологических ресурсов (минтай, сельдь) в порты обслуживания сокращается на 10 суток. Это позволит снизить производственные затраты судовладельца на 10 - 12 млн рублей в расчете на крупнотоннажное судно при проведении обслуживания или ремонта. Перспективными центрами для комплексного обслуживания рыбопромыслового флота остаются Сахалинская область и Приморский край.

С учетом иностранного опыта оптимальный набор характеристик и услуг терминала по обслуживанию рыбопромысловых судов (целевой стандарт) включает следующее:

1) глубина у причалов оставляет не менее 8 метров, что позволяет обслуживать практически все крупнотоннажные рыбопромысловые суда;

2) протяженность причалов составляет не менее 100 м, что достаточно для размещения не менее 5 судов одновременно и обслуживания не менее 15 судов в течение года;

3) береговая инфраструктура включает холодильные и судоремонтные мощности в непосредственной близости от терминала, складские площади для хранения материалов и запчастей, гостиницу для экипажа, открытые площадки и цеха для проведения ремонтных работ;

4) техническое оснащение терминала позволяет провести:

корпусные работы;

ремонт тралового комплекса;

ремонт технологического и морозильного оборудования;

ремонт электрических систем;

ремонт силовых установок;

5) предоставление услуг бункеровки топливом и водой;

6) обеспечение снабжения провизией и подготовка судна к рейсу;

7) имеются причалы для длительной стоянки судов продолжительностью не менее 30 суток;

8) продолжительность оформления судна, материалов составляет не более 6 часов.

Предполагается реализация ряда инвестиционно-организационных проектов по созданию и развитию центров (баз) комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота. Крупный проект по созданию базы технического обслуживания флота в морском порту Петропавловска-Камчатского инициирован обществом с ограниченной ответственностью "Терминал "Сероглазка", входящим в группу компаний акционерного общества "Норебо Холдинг". Терминал рассчитан на обслуживание 20 - 30 судов в год, будет иметь мощности по перевалке и хранению рыбы. Объем инвестиций в проект оценивается в 900 млн рублей. Кроме того, имеющаяся в морских портах инфраструктура позволяет организовать путем модернизации действующих причальных сооружений и производственных объектов центры обслуживания судов в Петропавловске-Камчатском, Корсакове, Магадане, Находке, Славянке и Владивостоке. Суммарная потребность в инвестициях для модернизации инфраструктуры оценивается в 4 млрд рублей.

Для реализации подобных проектов возможно привлечение иностранных специалистов и инвесторов, в первую очередь, южнокорейских, что позволит использовать имеющийся опыт и технологии создания соответствующей портовой инфраструктуры.

Поддержка реализации проектов будет обеспечиваться за счет применения льгот в рамках режимов Свободного порта Владивосток и территорий опережающего социально-экономического развития, а также механизмов государственно-частного партнерства при использовании портовой инфраструктуры, находящейся в федеральной собственности.