4.4. Совершенствование механизмов управления объектами портовой инфраструктуры, находящимися в федеральной собственности

После завершения приватизации морских рыбных портов в федеральной собственности были сохранены ключевые объекты инфраструктуры морских рыбных портов - гидротехнические сооружения (далее - ГТС) (грузовые причалы, пирсы, а также берегоукрепительные сооружения). Большая часть ГТС является грузовыми причалами, которые, в силу предусмотренных при проектировании и строительстве технических и прочностных характеристик, предназначены для перевалки рыбы и обслуживания судов рыбопромыслового флота. Такие ГТС находятся в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий ("Национальные рыбные ресурсы", "Калининградский морской рыбный порт") или в доверительном управлении.

Протяженность гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности, составляет 61% от общей протяженности ГТС рыбных терминалов российских морских портов (26,5 км из 43 км).

Основным механизмом использования данного имущества является предоставление его в аренду частным портовым операторам (стивидорные и сервисные компании), рыбодобывающим и рыбоперерабатывающим предприятиям, судоремонтным предприятиям. В отдельных случаях ведется самостоятельная эксплуатация имущества государственными операторами.

В период заключения действующих договоров аренды ГТС типовые условия передачи в аренду не были отработаны, и условия действующих договоров аренды существенно различаются. В результате большинство ГТС эксплуатируется в условиях превышения проектных нагрузок и нарушения сроков регламентных ремонтных работ. Кроме того, договоры аренды не включают обязательства арендаторов по сохранению специализации терминала и поддержанию работоспособности объектов транспортно-логистической инфраструктуры, прежде всего, холодильников. Это привело к утрате ряда объектов специализированной инфраструктуры, перепрофилированию портовых терминалов под перевалку угля, иных грузов.

Условия предоставления ГТС в пользование портовым операторам оказывают влияние на деятельность морских терминалов, в частности, на номенклатуру обрабатываемых грузов. Данный инструмент необходимо использовать для продолжения деятельности морских терминалов в интересах рыбохозяйственного комплекса.

Предполагается, что новые договоры аренды ГТС будут заключаться на срок до 49 лет с возложением на арендаторов следующих обязательств (типовые условия):

поддержание пропускной способности портовой инфраструктуры по перевалке рыбы, включая грузы в рефконтейнерах, в согласованном объеме;

первоочередное обслуживание судов рыбопромыслового флота, перевалка рыбы, включая грузы в рефконтейнерах, в объемах, соответствующих пропускной способности порта;

выполнение инвестиционных обязательств по строительству и модернизации объектов портовой инфраструктуры (холодильники и другие объекты);

обеспечение работоспособного технического состояния ГТС путем проведения за счет арендатора текущих и капитальных ремонтов в сроки, определяемые арендодателем по результатам освидетельствований ГТС.

Приоритетное право на заключение долгосрочных договоров аренды ГТС получают контрагенты, инфраструктура которых технологически неразрывно связана с ГТС:

портовые операторы, имеющие объекты береговой инфраструктуры для перевалки и хранения рыбных грузов (холодильники, склады, контейнерные площадки);

сервисные предприятия, обеспечивающие обслуживание, стоянку и ремонт судов рыбопромыслового флота;

рыбохозяйственные организации, использующие ГТС для обслуживания собственного флота.

Ставка арендной платы определяется по результатам независимой оценки и устанавливается, как правило, с учетом обязательства арендатора по проведению капитальных ремонтов ГТС. Договором предусматриваются процедура изменения ставки арендной платы путем ежегодной индексации на уровень инфляции. Возможен пересмотр арендной платы по соглашению сторон в случае проведения реконструкции ГТС или иных существенных изменений деятельности морского терминала. Данный подход обеспечивает операторам ГТС прогнозируемость деятельности на долгосрочный период.

Наряду с совершенствованием практики аренды ГТС требуется внедрение дополнительных инструментов (соглашений), позволяющих привлекать частные инвестиции в реконструкцию ГТС и развитие инфраструктуры морских терминалов в целом.

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" отчуждение ГТС в пользу частных лиц, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований прямо запрещено. Стратегия исходит из неизменности данного положения.

Перспективной формой долгосрочного договора по передаче ГТС в эксплуатацию является концессионное соглашение. Заключение концессионных соглашений возможно в случае привлечения частных инвестиций в реконструкцию ГТС как отдельно, так и с одновременной модернизацией береговой инфраструктуры. Необходимо учитывать, что согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" к реконструкции объекта концессионного соглашения относятся мероприятия по его переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием, изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей, иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения. Перспективными объектами для заключения концессионных соглашений являются рыбные терминалы морских портов Калининград, Мурманск, Махачкала, Петропавловск-Камчатский, Корсаков.

Дополнительно предусматривается разработка мер по обеспечению приоритета при заключении долгосрочных и среднесрочных договоров аренды ГТС, находящихся в границах территорий опережающего социально-экономического развития или свободных портов, с резидентами территорий социально-экономического развития и свободных портов в соответствии с пунктом 3 раздела I Плана мероприятий по модернизации и развитию портовой и рыбохозяйственной инфраструктуры, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. N 2851-р.