Применяется с учетом запросов на изменение.

2. Содержание приоритетного проекта

Цель проекта

Сформировать в 2017 году комплекс государственных инструментов финансовой и нефинансовой поддержки, в том числе исполнение агентской функции Правительства Российской Федерации на базе АО "Российский экспортный центр" для целей поддержки российского несырьевого экспорта в объеме не менее 20,3 млрд. долл. США охват поддержки - не менее 6 600 компаний-экспортеров

(к концу 2025 года объем экспорта, поддержанного с участием АО "Российский экспортный центр", - не менее 39,0 млрд долл. США, охват поддержки - не менее 12 000 компаний-экспортеров).

Сформировать с участием АО "Российский экспортный центр" благоприятную экспортно ориентированную среду для ведения экспортной деятельности

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение <*>

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025

Объем экспорта, поддержанного с участием группы РЭЦ <1> (в том числе в рамках реализации агентской функции Правительства Российской Федерации) (млрд. долл. США <2>) <3>

Основной

<**>

20,3

29,7

34,7

33,0

39,0

Объем экспорта, поддержанного в рамках реализации агентской функции Правительства Российской Федерации с участием группы РЭЦ (млрд. долл. США) <4>

Основной

<**>

8,3

13,7

15,7

13,0

14,0

Количество экспортеров, воспользовавшихся услугами группы РЭЦ, в том числе образовательными услугами, услугами Аналитического конъюнктурного центра, услугами по лицензированию экспортных поставок и проч. включая услуги, предоставляемые онлайн (ед.) <5>

Основной

200

(31 декабря 2016 г., прогноз)

6 600

7 400

7 700

8 000

12 000

Количество экспортеров, поддержанных в рамках реализации агентской функции Правительства Российской Федерации с участием группы РЭЦ4

Основной

<**>

3 200

3 500

3 700

3 900

5 800

Объем экспортных кредитов, предоставленных коммерческими банками с использованием субсидии в целях компенсации процентной ставки (агентом которой выступает АО "РЭЦ" <6>), (млрд. руб.)

Показатель второго уровня

<**>

165

200

235

240

300

Объем кредитов, предоставленных АО "Росэксимбанк" в целях поддержки экспорта (млрд. руб. <7>)

Показатель второго уровня

35

(31 декабря 2016 г., прогноз) <8>

80

120

150

150

150

Количество точек присутствия в субъектах Российской Федерации, через которые реализуются программы РЭЦ по поддержке экспорта (ед.)

Показатель второго уровня

25

(31 декабря 2016 г., прогноз)

30

(не менее чем в 20 субъектах Российской Федерации)

35

(не менее чем в 25 субъектах Российской Федерации)

40

(не менее чем в 30 субъектах Российской Федерации)

40

(не менее чем в 30 субъектах Российской Федерации)

40

(не менее чем в 40 субъектах Российской Федерации)

Объем несырьевого экспорта, поддержанного группой РЭЦ через различные форматы международного присутствия (млрд. долл. США)

Аналитический

<**>

0,1

0,4

1,7

2,2

5,9

Объем издержек экспортера, связанных с осуществлением экспортной поставки через морской порт (долл. США)

Аналитический

765

450

375

300

290

250

Количество документов, требуемых для пропуска товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой экспорта, которые не идентифицированы как рисковые товары, требующие дополнительной проверки, через границу в морских портах (ед.)

Аналитический

9

6

3

3

3

3

Срок прохождения таможенных операций и таможенных процедур в морских портах для товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой экспорта, которые не идентифицированы как рисковые товары, требующие дополнительной проверки (часов)

Аналитический

96

12

3

1

1

0,5

Срок подготовки документов, необходимых для прохождения всех процедур, связанных с перемещением экспортируемых товаров, которые не идентифицированы как рисковые товары, требующие дополнительной проверки, через границу в морских портах (дней)

Аналитический

25

18

12

7

6

3

Срок нахождения товара в морском порту, за исключением хранения товаров (грузов) по инициативе участников внешнеэкономической деятельности (дней)

Аналитический

6

4

2

2

2

1

Результаты проекта

I. Развитие институциональной среды поддержки несырьевого экспорта.

1. В 2017 - 2019 годах реализован комплекс мер для обеспечения потребностей экспортеров в мерах финансовой поддержки (на всех этапах реализации экспортного контракта):

Новые меры:

1.1. В 2017 - 2019 годах реализована программа кредитования коммерческими банками экспорта несырьевой и сельскохозяйственной продукции, работ, услуг с фокусом на приоритетных отраслях:

- Предоставление экспортных кредитов коммерческими банками в объеме 165 млрд. руб. в 2017 году (с учетом выделения 3,30 млрд. рублей из средств федерального бюджета);

- Предоставление экспортных кредитов коммерческими банками в объеме 200 млрд. руб. в 2018 году (с учетом выделения 3,96 млрд. рублей из средств федерального бюджета);

- Предоставление экспортных кредитов коммерческими банками в объеме 235 млрд. руб. в 2019 году (с учетом выделения 4,75 млрд. рублей из средств федерального бюджета).

1.2. В 2017 году разработаны и запущены новые финансовые продукты АО "РЭЦ", в том числе "Проектное финансирование" и "Акционерное финансирование".

Масштабирование текущих мер:

1.3. В 2017 - 2019 годах реализуется программа Банка России по предоставлению коммерческим банкам кредитов, обеспеченных залогом активов, являющихся правами требования по кредитам, обеспеченным договорами страхования АО "ЭКСАР".

1.4. Обеспечено масштабирование финансовой поддержки экспорта с использованием инструментов АО "Росэксимбанк":

- Предоставление кредитов в целях поддержки экспорта в объеме 80 млрд. рублей в 2017 году (с учетом докапитализации в объеме 10 млрд. рублей из средств федерального бюджета). Предоставление кредитов в целях поддержки экспорта в объеме 120 млрд. рублей в 2018 году (с учетом докапитализации в 2018 году в объеме 10 млрд. рублей из средств федерального бюджета). Предоставление кредитов в целях поддержки экспорта в объеме 150 млрд. рублей в 2019 году (с учетом докапитализации в 2019 году в объеме 10 млрд. рублей из средств федерального бюджета).

2. В 2017 - 2025 годах реализован комплекс мер нефинансовой поддержки несырьевого экспорта.

2.1. Разработан и запущен механизм взаимодействия с отраслевыми, некоммерческими и деловыми ассоциациями в целях содействия реализации программ, разработанных ассоциациями для продвижения продукции и услуг предпринимателей (в том числе внедрен механизм оценки программ отраслевых ассоциаций по поддержке экспорта), предусматривающий:

- механизм субсидирования поддержки продвижения: выставки, ярмарки, бизнес-миссии и т.д.,

- механизм субсидирования международной инфраструктуры: промышленные зоны и торговые дома за рубежом;

- механизм субсидирования региональной инфраструктуры, включая консигнационные центры и иные элементы экспортной логистики

2.2. В субъектах Российской Федерации созданы точки присутствия, через которые реализуются программы АО "РЭЦ" (в том числе на базе региональных центров координации поддержки экспортно ориентированных субъектов малого и среднего предпринимательства и иной инфраструктуры, оказывающей услуги экспортерам) и сформирована система контроля качества;

- в 2017 году - создано 30 точек присутствия, но не менее чем в 20 регионах;

- в 2018 году - создано 35 точек присутствия, но не менее чем в 25 регионах;

- в 2019 году - создано 40 точек присутствия, но не менее чем в 30 регионах;

- выход на проектную мощность в 2025 году - 40 ед. точек присутствия, но не менее чем в 40 регионах.

2.3. Создана и функционирует на базе различных форм (агентской, партнерской, государственно-частного партнерства, использования государственной инфраструктуры) международная сеть АО "РЭЦ", что позволит обеспечить поддержку экспорта в объеме:

- 0,1 млрд. долл. США в 2017 году;

- 0,4 млрд. долл. США в 2018 году;

- 1,7 млрд. долл. США в 2019 году;

- 5,9 млрд. долл. США в 2025 году.

2.4. Запущена в 2017 году и реализована в 2017 - 2025 годах программа, направленная на повышение узнаваемости известных российских брендов и российской продукции за рубежом.

2.5. Обеспечивается комплекс мероприятий по содействию развитию российской предпринимательской инициативы и вовлечению предпринимателей в экспортную деятельность, в том числе:

- запущена в 2017 году и реализована в 2017 - 2025 годах на постоянной основе программа содействия участию в выставочно-ярмарочной деятельности;

- создана информационно-образовательная среда для консультационного сопровождения потребностей российских экспортеров (в том числе Аналитический конъюнктурный центр, портал поддержки экспорта);

- разработан механизм поддержки участников Национальной технологической инициативы.

II. Развитие регуляторной среды для безбарьерного осуществления несырьевого экспорта.

3. В 2017 году принят Федеральный закон Российской Федерации "О поддержке экспорта в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "О банке развития", разработаны и изданы нормативные правовые акты, необходимые для его реализации.

3.1. Обеспечено распределение функций по поддержке экспорта между федеральными органами исполнительной власти и уточнены положения о соответствующих федеральных органах исполнительной власти, закрепляющие данные функции.

3.2. Определены и закреплены в соответствующих нормативных правовых актах компетенции и функционал АО "РЭЦ" как единого института развития в сфере поддержки экспорта.

3.3. В 2017 году обеспечена синхронизация, целей, задач и целевых показателей программных документов Российской Федерации в сфере развития несырьевого экспорта и Стратегии развития группы РЭЦ.

3.4. Определен порядок планирования и оценки эффективности государственной поддержки экспорта, в том числе порядок участия в такой деятельности делового сообщества.

3.5. Разработана методология учета несырьевого экспорта и количества экспортеров.

4. В 2017 году снижены издержки экспортеров за счет снятия административных и инфраструктурных барьеров для осуществления несырьевого экспорта <9>.

4.1. Оптимизированы административные процедуры, связанные с получением документов, необходимых для осуществления внешнеторговых поставок.

4.2. Оптимизированы административные процедуры, связанные с осуществлением таможенных операций.

4.3. Оптимизированы административные процедуры, связанные с подтверждением ставки 0% и возмещением НДС.

4.4. Оптимизированы административные процедуры, связанные с осуществлением валютного контроля в связи с экспортом.

4.5. Реализована программа развития системы пунктов пропуска, нацеленная на снижение издержек экспортеров при перемещении товаров через пункты пропуска

Описание модели функционирования результатов проекта

I. Институциональная среда поддержки экспорта

1. В 2017 - 2019 годах реализован комплекс мер для обеспечения потребностей экспортеров в мерах финансовой поддержки (на всех этапах реализации экспортного контракта).

Комплекс мер по оказанию системной финансовой поддержки российского несырьевого экспорта направлен на достижение целевых показателей проекта за счет повышения конкурентоспособности предложения российских экспортеров на внешних рынках посредством доведения условий финансирования экспортных контрактов до уровня, сопоставимого с предложением зарубежных конкурентов.

При этом результаты проекта предполагают не только обеспечение конкурентоспособности стоимости финансирования, но также направлены на расширение доступа участников внешнеэкономической деятельности к финансовым (страховым, гарантийным, кредитным) механизмам поддержки, в том числе за счет предоставления субсидированных экспортных кредитов коммерческими банками, что также будет способствовать достижению показателей проекта, в первую очередь:

- объем экспорта, поддержанного с участием группы РЭЦ (в том числе в рамках реализации агентской функции Правительства Российской Федерации) (млрд. долл. США);

- объем экспорта, поддержанного в рамках реализации агентской функции Правительства Российской Федерации с участием группы РЭЦ (млрд. долл. США);

- объем экспортных кредитов, предоставленных коммерческими банками с использованием субсидии в целях компенсации процентной ставки (агентом которой выступает АО "РЭЦ"), (млрд. руб.);

- объем кредитов, предоставленных АО "Росэксимбанк" в целях поддержки экспорта (млрд. руб.);

- объем несырьевого экспорта, поддержанного группой РЭЦ через различные форматы международного присутствия (млрд. долл. США).

2. В 2017 - 2025 годах реализован комплекс мер нефинансовой поддержки несырьевого экспорта. Данный комплекс мер направлен на внедрение эффективной модели, обеспечивающей предоставление широкого спектра востребованных рынком услуг нефинансовой поддержки и продвижения, и предоставление данных услуг экспортерам, а также на формирование качественной экспортной среды в партнерстве с отраслевыми, некоммерческими и деловыми ассоциациями, участниками рынка, что будет способствовать росту количества экспортеров, и, как следствие, увеличению объемов российского несырьевого экспорта.

Результаты проекта в рамках данного блока направлены на обеспечение ценового преимущества российской промышленной несырьевой продукции, стимулирование спроса на нее на зарубежных рынках, в том числе за счет компенсации части затрат экспортеров на продвижение высокотехнологичной и инновационной продукции и иной продукции и услуг на внешние рынки повышение и повышения осведомленности зарубежных потребителей о ее потребительских свойствах и характеристиках, что в свою очередь приведет к увеличению объема и диверсификации географии экспорта.

Этому дополнительно будет способствовать принятие среднесрочной Стратегии группы РЭЦ на 2017 - 2020 годы, которая позволит закрепить среднесрочные цели, задачи, планы, формы и механизмы поддержки участников внешнеэкономической деятельности со стороны группы РЭЦ.

Реализация обозначенных задач обеспечит эффективное решение поставленных перед группой РЭЦ на уровне государства целей по содействию развитию российской экономики через расширение поддержки несырьевого экспорта из Российской Федерации и создание благоприятной среды для достижения показателей проекта, прежде всего:

- количество экспортеров, воспользовавшихся услугами группы РЭЦ, в том числе образовательными услугами, услугами Аналитического конъюнктурного центра, услугами по лицензированию экспортных поставок и проч. включая услуги, предоставляемые онлайн (ед.);

- количество точек присутствия в субъектах Российской Федерации, через которые реализуются программы РЭЦ по поддержке экспорта (ед.);

- количество экспортеров, поддержанных в рамках реализации агентской функции Правительства Российской Федерации с участием группы РЭЦ;

- объем несырьевого экспорта, поддержанного группой РЭЦ через различные форматы международного присутствия (млрд. долл. США).

II. Развитие регуляторной среды для безбарьерного осуществления экспорта.

3. Созданы правовые основы государственной поддержки экспорта.

Принят Федеральный закон "О поддержке экспорта в Российской Федерации и о внесении изменений в Федеральный закон "О банке развития", а также нормативные правовые акты, необходимые для его реализации. Данными нормативными правовыми актами определены функции и задачи органов государственной власти и порядок их деятельности при осуществлении функций по поддержке экспорта, включая порядок планирования поддержки экспорта, порядок взаимодействия с деловым сообществом, закреплена роль РЭЦ как единого института развития в сфере поддержки экспорта, определены ключевые понятия в сфере поддержки экспорта товаров и услуг. Обеспечена синхронизация целей, задач и целевых показателей программных документов Российской Федерации в сфере развития несырьевого экспорта и Стратегии развития группы РЭЦ. Обеспечение законодательного оформления системы поддержки экспорта и ее элементов позволит создать понятную, прозрачную среду для российских компаний-производителей, что будет стимулировать их экспортную инициативу и обеспечит рост, в том числе:

- объем экспорта, поддержанного с участием группы РЭЦ (в том числе в рамках реализации агентской функции Правительства Российской Федерации) (млрд. долл. США);

- объем экспорта, поддержанного в рамках реализации агентской функции Правительства Российской Федерации с участием группы РЭЦ (млрд. долл. США);

- количество экспортеров, поддержанных в рамках реализации агентской функции Правительства Российской Федерации с участием группы РЭЦ;

- количество экспортеров, воспользовавшихся услугами группы РЭЦ, в том числе образовательными услугами, услугами Аналитического конъюнктурного центра, услугами по лицензированию экспортных поставок и проч. включая услуги, предоставляемые онлайн (ед.)

4. Снижены связанные с экспортом издержки за счет устранения избыточных административных барьеров.

Осуществлено поступательное снятие административных и регуляторных барьеров для развития экспорта в сфере таможенного администрирования, экспортного, валютного контроля, иных видов государственного контроля.

В результате осуществления мероприятий по оптимизации административных процедур срок выполнения всех процедур, необходимых для осуществления экспортной поставки, а также средства, затрачиваемые на их прохождение, будут сведены до минимума. Данная работа обеспечит достижение следующих показателей проекта:

- объем издержек экспортера, связанных с осуществлением экспортной поставки через морской порт;

- количество документов, требуемых для пропуска товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой экспорта, которые не идентифицированы как рисковые товары, через границу в морских портах;

- срок прохождения таможенных операций и таможенных процедур в морских портах для товаров, перемещаемых в соответствии с таможенной процедурой экспорта, которые не идентифицированы как рисковые товары, требующие дополнительной проверки;

- срок подготовки документов, необходимых для прохождения всех процедур, связанных с перемещением экспортируемых товаров, которые не идентифицированы как рисковые товары, требующие дополнительной проверки, через границу в морских портах;

- срок нахождения товара в морском порту, за исключением хранения товаров (грузов) по инициативе участников внешнеэкономической деятельности.

В целом, достижение перечисленной совокупности результатов позволит сформировать комплексную инфраструктуру финансовой и нефинансовой поддержки несырьевого экспорта на всех этапах осуществления экспортной поставки и обеспечит эффективное решение поставленных на уровне государства целей по содействию развитию российской экономики через расширение поддержки несырьевого экспорта из Российской Федерации и создание благоприятной среды для становления новых экспортеров

--------------------------------

<*> Базовое значение показателя на отчетную дату.

<**> Новый показатель, не рассчитывающийся рядом.

<1> Группа РЭЦ, РЭЦ - здесь и далее АО "Российский экспортный центр", АО "Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций", АО "РОСЭКСИМБАНК" и иные дочерние и зависимые общества.

<2> Показатель рассчитывается в долл. США в связи с тем, что статистика Российской Федерации по внешнеэкономической деятельности ведется в долл. США.

<3> При условии своевременного доведения соответствующих ассигнований из федерального бюджета.

<4> При условии своевременного доведения соответствующих ассигнований из федерального бюджета. Включает в себя все функции и услуги (в том числе лицензирование экспортной деятельности), а также субсидии предоставляемые РЭЦ в качестве Агента Правительства Российской Федерации.

<5> Показатель может быть детализирован по результатам запуска всего комплекса мер нефинансовой поддержки в 2017 году.

<6> При условии своевременного доведения соответствующих ассигнований из федерального бюджета.

<8> При условии реализации программы по компенсации АО РОСЭКСИМБАНК недополученных доходов при финансировании экспортных контрактов.

<9> Включают результаты, зафиксированные в распоряжениях и поручениях Правительства Российской Федерации, включая Дорожную карту "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1128-р), Дорожную карту "Совершенствование таможенного администрирования" (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р), протокол совещания у Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 3 июня 2016 г. N ИШ-П13-33пр.