Приложение

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 14 апреля 2017 г. N БС-4-21/7157@

ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ

РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА РАНЕЕ УЧТЕННЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОСТИ

В ЦЕЛЯХ ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ В НАЛОГОВЫЙ ОБОРОТ

Во исполнение протокола совещания у заместителя Министра экономического развития Российской Федерации - руководителя Росреестра (от 23.03.2017 N ВА/14-ПР) информируем по следующему вопросу, касающемуся мобилизации налоговых доходов бюджетов муниципальных образований.

В настоящее время для достижения показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления, установленных Указом Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 и предусматривающих сравнение доли площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения, к общей площади территории городского округа (муниципального района), в субъектах Российской Федерации проводятся мероприятия по выявлению ранее учтенных земельных участков (далее - РУ ЗУ), по которым не рассчитан земельный налог.

В ходе мероприятий выявляется необходимость уточнения сведений о правообладателях РУ ЗУ в объеме, позволяющем обеспечить постановку на учет в налоговом органе, в т.ч. с присвоением ИНН.

При этом выявляются случаи, когда в выданных до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правоустанавливающих и (или) правоподтверждающих документах отсутствуют сведения, позволяющие исчерпывающе определить правообладателей РУ ЗУ (паспортные данные и т.п.). Например: в государственном акте о праве на землю, оформленном в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.09.1991 N 493, в свидетельстве о праве на землю, оформленном в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.1992 N 177, указаны сведения о правообладателе только в объеме ФИО. При этом правоустанавливающие документы не представлены.

Исходя из позиции Росреестра, для внесения в Единый государственный реестр недвижимости уточненных сведений о правообладателе объекта недвижимости может использоваться порядок государственной регистрации ранее возникших прав, согласно части 1 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Для регистрации ранее возникших прав без личного обращения в регистрирующий орган физического лица - правообладателя объекта статьей 12 Федерального закона от 30.06.2006 N 93-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления могут обеспечивать проведение государственной регистрации прав граждан на земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и находящиеся на таких участках объекты капитального строительства. В частности, органы местного самоуправления уполномочены осуществлять прием заявлений на проведение государственной регистрации прав на земельные участки и находящиеся на таких участках объекты капитального строительства, подавать от имени граждан (в качестве уполномоченных лиц) заявления о регистрации прав и иные документы, а также получать документы и передавать их гражданам, в интересах которых осуществлялась такая регистрация.

В дальнейшем сведения о зарегистрированных правах на РУ ЗУ передаются в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Вместе с тем, вышеуказанные мероприятия, направленные на мобилизацию дополнительных налоговых поступлений при минимальной административной нагрузке на правообладателей недвижимости, влекут расходы муниципальных бюджетов на уплату государственной пошлины по подпункту 24 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ за регистрацию ранее возникшего права физического лица на объект недвижимости (350 рублей за один объект).

С учетом изложенного предлагаем проработать вопрос об освобождении от уплаты государственной пошлины органов местного самоуправления за регистрацию ранее возникших прав на объекты недвижимости.

Указанная мера, по мнению ФНС России, позволит активизировать работу по дополнительному вовлечению в налоговый оборот ранее учтенных объектов недвижимости.

При необходимости предлагаем провести совещание с участием ФНС России, Минэкономразвития России и Росреестра.

Действительный

государственный советник

Российской Федерации

2 класса

С.Л.БОНДАРЧУК