II. Необходимость развития публичной нефинансовой отчетности
II. Необходимость развития публичной
нефинансовой отчетности
Публичная нефинансовая отчетность представляет собой совокупность сведений и показателей, отражающих цели, подходы и результаты деятельности организаций по всем существенным вопросам социальной ответственности и устойчивого развития, включая минимальный перечень обязательно раскрываемых показателей.
Публичная нефинансовая отчетность раскрывает информацию о деятельности организации в контексте социальной ответственности и устойчивого развития, отражает взаимодействие с заинтересованными сторонами, а также достигнутые результаты, включая экономические, экологические и социальные аспекты, рассматриваемые в их взаимосвязи.
Практика публичной нефинансовой отчетности развивается в мире на протяжении более 20 лет. Публикация нефинансовых отчетов осуществляется большинством транснациональных и крупных национальных компаний, а также рядом государственных и муниципальных организаций в странах мира. Регулярные отчеты публикуют около 90 процентов компаний из списков Fortune Global 500 и S&P 500.
К числу решающих факторов расширения практики публичной нефинансовой отчетности и повышения ее качества относится законодательное регулирование в этой сфере в ряде стран. Существенную роль играют также такие факторы, как включение социальных и экологических данных в процедуры принятия решений инвесторами, в правила листинга фондовых бирж, предъявление к подрядчикам со стороны деловых партнеров требований к раскрытию информации о соблюдении норм в сфере охраны труда (в соответствии с трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда), этики ведения бизнеса, экологической безопасности, требований к охране окружающей среды и оценке воздействия на окружающую среду. Наряду с этим заметно возрастает внимание потребителей, а также организаций гражданского общества к вопросам корпоративной социальной ответственности.
Публичная нефинансовая отчетность является важным элементом системы управления, в том числе рисками, и развития коммуникаций с заинтересованными сторонами, предпосылкой повышения эффективности и укрепления конкурентоспособности организаций.
Среди значимых событий, влияющих на развитие публичной нефинансовой отчетности в мире в последние годы, следует назвать принятие и введение в действие Европейским союзом директивы по раскрытию нефинансовой информации, действие которой распространяется на крупные компании, имеющие листинг на европейских биржах, а также на некоторые компании, не имеющие листинга на финансовых рынках Европейского союза, перечень которых определяется с учетом вида и масштаба их деятельности, включая количество сотрудников.
Похожие правовые инициативы реализуются в ряде стран БРИКС, а также в других странах, использующих публичную нефинансовую отчетность как источник информации о влиянии организаций на окружающую среду и общество.
Такие крупные международные инициативы, как Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 год), Парижское соглашение, принятое 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменениях климата, усиливают внимание различных заинтересованных сторон к результатам деятельности и воздействию организаций на экономику, общество и окружающую среду. Появление подобных инициатив стимулирует спрос на соответствующую информацию, способствует росту требований к информационной открытости организаций и развитию публичной нефинансовой отчетности.
Стимулирующую роль в развитии публичной нефинансовой отчетности может оказать резолюция Организации Объединенных Наций, содержащая 17 целей в сфере устойчивого развития и определяющая, с одной стороны, необходимость разработки системы показателей с целью мониторинга достижения этих целей как на национальном, так и на глобальном уровне, с другой стороны, включающая задачи по отражению вклада организаций в устойчивое развитие, решаемые в рамках публичной нефинансовой отчетности. В частности, компаниям, особенно крупным и транснациональным, рекомендуется применять устойчивые методы производства и отражать информацию о рациональном использовании ресурсов в своих отчетах.
Финансовые рынки все активнее включаются в процесс формирования запроса на нефинансовые показатели. По заказу Всемирной Федерации бирж разработаны и выпущены в 2015 году рекомендации для ее членов по использованию нефинансовых показателей в процессе оценки организаций, а также критерии такой оценки.
Индексы и рейтинги в сфере социальной ответственности и устойчивого развития, число которых в мире растет, являются еще одним существенным фактором, который способствует развитию публичной нефинансовой отчетности, ориентирует заинтересованные стороны, прежде всего инвесторов, государственные структуры и различные общественные организации на принятие решений относительно оценки деятельности организаций.
Российская практика публичной нефинансовой отчетности активно развивается начиная с 2000 года в соответствии с мировыми тенденциями, но с некоторым отставанием от них по темпам. В Российской Федерации публичная нефинансовая отчетность сохраняет статус добровольной инициативы, прежде всего крупного бизнеса, которая в меньшей степени затронула некоммерческие организации и государственные учреждения. В 2016 году в Российской Федерации насчитывалось более 160 организаций, которые когда-либо выпускали публичные нефинансовые отчеты, в их числе более 150 - коммерческие организации, менее 10 - некоммерческие организации. Порядка 30 процентов публичных нефинансовых отчетов проходят процедуру независимого подтверждения (заверения). В дальнейшем процесс публичной нефинансовой отчетности будет развиваться под влиянием тех же факторов, которые действуют в мире.
Организациям, работающим на глобальных и национальных рынках, предстоит решать сходные задачи, включая укрепление конкурентоспособности, обеспечение устойчивого развития, подтверждение своей ответственности перед обществом, различными заинтересованными сторонами.
В связи с этим актуальной национальной задачей является необходимость повышать осведомленность в государстве и обществе по вопросам социальной ответственности, устойчивого развития и публичной нефинансовой отчетности, а также о регламентирующих эту сферу документах и поддерживать практику публичной нефинансовой отчетности.
На уровне государственной политики Российской Федерации в сфере социально-экономического и экологического развития сформулированы цели, достижение которых становится возможным при условии совместных усилий государственного, частного и общественного секторов. Эти цели включают в себя построение экономики лидерства и инноваций, конкурентоспособной на мировом уровне, повышение качества человеческого капитала как важного фактора конкурентоспособности страны в XXI веке, обеспечение экологической безопасности, достижение социального благополучия и согласия в обществе.
Публичная нефинансовая отчетность является одним из важных источников данных, на основании которых на государственном уровне могут приниматься решения о степени достижения обозначенных стратегических целей, а также о необходимости объединения или разграничения усилий различных секторов общества.
Подход к пониманию социальной ответственности как ответственности перед обществом, ее связи с устойчивым развитием выражен в международном стандарте ISO 26000:2010 "Руководство по социальной ответственности". В Российской Федерации в 2012 году утвержден и введен в действие идентичный стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012, который соотносится с основными международными и национальными документами в сфере устойчивого развития, социальной ответственности и публичной нефинансовой отчетности, в обобщенной форме представляет ключевые подходы в этой сфере и предназначен для использования организациями всех форм собственности и видов деятельности.
В отношении публичной нефинансовой отчетности стандарт ГОСТ Р ИСО 26000-2012 рекомендует учитывать и отражать в содержании публичных нефинансовых отчетов ключевые темы социальной ответственности и устойчивого развития, включая вопросы управления, трудовых отношений, окружающей среды, этики, добросовестной деловой практики, противодействия коррупции, соблюдения прав человека и взаимодействия с заинтересованными сторонами, а также вклад в развитие территорий и местных сообществ.
Рекомендации по раскрытию информации в области социальной и экологической ответственности, в том числе по составлению отчета в сфере устойчивого развития в соответствии с требованиями, признанными на международном уровне (например, в соответствии с руководством GRI), содержатся в Кодексе корпоративного управления.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей