V. Основные направления реализации программы
Основными направлениями реализации программы являются:
научно-исследовательская и методическая деятельность;
поддержка детской литературы, книгоиздания и книгораспространения;
развитие инфраструктуры детского и юношеского чтения;
развитие кадрового потенциала;
деятельность в медиасфере, направленная на поддержку детского и юношеского чтения.
В рамках направления, касающегося научно-исследовательской и методической деятельности, предусматриваются:
проведение регулярных всероссийских научных комплексных социологических, психолого-педагогических и других исследований, в том числе:
характеристик чтения различных социальных и возрастных групп детей и юношества, отличающихся разным уровнем способностей и читательских компетенций;
влияния электронной среды на чтение и литературное развитие дошкольников и обучающихся;
проблем детского и юношеского книгоиздания и книгораспространения;
роли чтения в формировании новых медийно-информационных компетенций детей и юношества;
чтения в семьях, относящихся к различным социальным группам;
гендерных особенностей чтения детей разного возраста;
уровня владения методиками приобщения к чтению специалистов, работающих с детьми (педагогов, библиотекарей, других работников образования и культуры);
создание базы данных работ в рамках социологии, психологии, педагогики, культурологии, библиотековедения, книговедения и других наук, имеющих отношение к детскому чтению;
разработка количественных и качественных показателей владения чтением (компетенций) в каждой из возрастных групп и содержательное наполнение уровней читательских компетенций;
разработка системы классификации читательских компетенций с учетом опыта проведения международных исследований изучения качества чтения и понимания текстов и в соответствии с принятым возрастным делением (дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский);
разработка методики оценки владения читательскими компетенциями в рамках системы классификации читательских компетенций;
разработка комплекса методических рекомендаций по приобщению к чтению детей и юношества для организаций социально-культурной инфраструктуры и органов государственной и муниципальной власти.
В рамках направления, касающегося поддержки детской литературы, книгоиздания и книгораспространения, предусматриваются:
создание на федеральном и региональном уровнях системы конкурсного отбора и грантовой поддержки талантливых авторов различных по жанру и тематике произведений для детей, подростков и юношества;
создание межведомственных экспертных советов по рецензированию детской литературы;
выпуск тематических рекомендательных указателей, пособий, обзоров для детей, подростков и юношества с учетом их возраста, а также для родителей, воспитателей детских садов, педагогов, библиотекарей и других специалистов;
формирование государственного заказа на выпуск социально значимой детской и юношеской литературы (книг и периодики), книг - лауреатов литературных премий и всероссийских конкурсов;
государственная поддержка распространения указанной литературы по библиотекам, обслуживающим детей и юношество;
организация ежегодной Всероссийской выставки-ярмарки детской литературы и поддержка инициатив по проведению аналогичных региональных книжных выставок-ярмарок;
создание системы льгот и субсидий для развития книжной торговли в регионах;
поддержка полиграфического производства детских и юношеских книг и периодики на территории Российской Федерации.
В рамках направления, касающегося развития инфраструктуры детского и юношеского чтения, предусматриваются:
популяризация семейного чтения как элемента ответственного родительства с привлечением ведущих печатных и электронных средств массовой информации;
создание и развитие открытых интернет-сервисов по поддержке семейного чтения;
развитие системы консультирования родителей в области детского и юношеского чтения, общедоступных кружков и студий обучения совместному чтению родителей и детей на базе библиотек и учреждений, реализующих воспитательно-образовательные программы;
создание условий для формирования и активного внедрения в образовательных организациях образовательных программ поддержки чтения;
обеспечение информационно-методического сопровождения внеурочной деятельности в сфере поддержки чтения;
создание условий для реализации программ внеурочной деятельности, в том числе с использованием сетевой формы;
активное вовлечение детей в творчество, выявление и поддержка одаренных детей в области литературы и художественного слова;
создание в библиотеках и других культурно-просветительских учреждениях современного и привлекательного для детей и родителей пространства;
систематическое обновление фондов библиотек, обеспечение соответствия объемов и качества фондов библиотек, обслуживающих детей и юношество, международным нормативам книгообеспеченности и строгое соблюдение коэффициента обновляемости фондов;
государственная поддержка театров и театральных студий, развивающих школу художественного чтения, в том числе путем создания новых театральных постановок для детей и юношества;
создание системы поддержки инновационных библиотечных, музейных и театральных проектов, направленных на развитие у детей и юношества интереса к чтению.
В рамках направления, касающегося медиасферы, предусматриваются:
формирование системы продвижения детской литературы в медиасфере с вовлечением в эту деятельность общественно значимых фигур и использованием всех каналов коммуникации;
пропаганда посредством социальной рекламы чтения и детских книг;
разработка системы творческих соревнований и конкурсов, в том числе национальных и региональных, с активным их продвижением в медиасфере;
разработка и запуск на электронных площадках крупнейших российских средств массовой информации программ для привлечения к чтению детей и юношества с использованием новостных, текстовых, аудиовизуальных и мультимедийных материалов;
оказание государственной поддержки телевизионным каналам для детей и юношества, театрам, кино- и телестудиям, создающим контент на основе детской литературы и способствующим популяризации чтения;
распространение с помощью средств массовой информации положительного опыта различных всероссийских, региональных и международных акций по поддержке детского и юношеского чтения и литературы;
вовлечение интернет-сообщества (через социальные сети) в литературные и читательские акции, ориентированные преимущественно на детей и юношество;
разработка в партнерстве с ведущими компаниями-разработчиками и провайдерами содержательных программ, способствующих приобщению к литературе и чтению на основе новых мобильных, интерактивных и игровых платформ.
В рамках направления, касающегося развития кадрового потенциала, предусматриваются:
разработка научно обоснованных квалификационных требований к уровню подготовки специалистов по поддержке детского и юношеского чтения, работающих в сфере общего, дополнительного и профессионального образования, культуры и просвещения, книгоиздания и книгораспространения;
разработка новых форматов аттестации кадров;
открытие в федеральных и региональных вузах программ высшего образования для специалистов в области поддержки детского и юношеского чтения;
введение в соответствующие программы бакалавриата и магистратуры профилей "редактор детской литературы", "специалист по медиапродвижению детской литературы", "педагог-библиотекарь" и других;
включение в основные профессиональные образовательные программы педагогического, филологического, библиотечно-информационного, книгоиздательского, книготоргового направлений модулей по современной детской, подростковой и юношеской литературе и поддержке чтения (по выбору обучающегося);
обеспечение системы повышения квалификации и переподготовки кадров, в том числе дистанционной, для организаций инфраструктуры поддержки чтения на базе профильных вузов, федеральных и региональных учреждений и центров;
разработка и внедрение современных форм сопровождения непрерывного профессионального развития кадров системы поддержки чтения детей и юношества (сетевых форм и модульных программ повышения квалификации с возможностью обучения по индивидуальной образовательной программе);
организация повышения квалификации специалистов в сфере детского и юношеского чтения в форме стажировки на базе ведущих российских и международных центров и институтов, а также поддержка их участия в профессиональных конференциях и форумах всероссийского и международного уровня;
разработка инновационных образовательных программ общего и дополнительного образования системы поддержки и продвижения чтения с возможностью получения перспективных специальностей и дополнительных квалификаций (консультант и эксперт по детскому, юношескому и семейному чтению, тьютор-педагог, методолог чтения и другие специальности);
включение профессиональных компетенций в сфере приобщения детей, подростков и юношества к чтению в разделы квалификационных требований профессиональных стандартов соответствующих специальностей;
организация и проведение международных, всероссийских, межрегиональных и региональных научно-практических конференций, семинаров, круглых столов по проблемам поддержки и развития чтения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей