III. Предпосылки создания программы

Проблемы поддержки чтения детей и юношества могут быть в значительной степени устранены при верном понимании порождающих их причин, мобилизации соответствующих ресурсов, объединении усилий государства, существующих в России институтов поддержки и развития чтения, структур гражданского общества и частного сектора. Их потенциал достаточен для разработки научно обоснованной программы и последующей успешной ее реализации.

Определенная работа в этом направлении уже проделана. Значительную роль в осмыслении проблем чтения, корректировки функций и мобилизации институтов поддержки и развития чтения сыграло принятие в 2006 году некоммерческим партнерством "РОССИЙСКИЙ КНИЖНЫЙ СОЮЗ" и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям Национальной программы поддержки и развития чтения.

В регионах России предпринимаются действия, направленные на вовлечение в деятельность по поддержке и развитию чтения органов власти субъектов Российской Федерации, государственных и негосударственных учреждений культуры, науки, образования, институтов гражданского общества и коммерческих структур.

В обществе возросли осознание культурной значимости чтения и интерес к поддержке чтения, литературы, родного языка. Стали более эффективными формы профессиональной коммуникации, связанные с продвижением чтения, активизировались научные междисциплинарные исследования проблем чтения. В профессиональной и массовой печати, на телевидении и радио растет количество выступлений, посвященных теме чтения, появляются новые формы рекламы книги и чтения, все большее распространение приобретают комплексные массовые формы популяризации книги и чтения.

Проведение в России Года литературы, книжных фестивалей на Красной площади, создание организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации в 2016 - 2018 годах, Общества русской словесности, принятие стратегических документов (Основы государственной культурной политики, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 808 "Об утверждении Основ государственной культурной политики", федеральная целевая программа "Русский язык" на 2016 - 2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 481 "О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016 - 2020 годы", Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. N 637-р), а также возвращение сочинения (изложения) как формы допуска к государственной итоговой аттестации для обучающихся 11 (12) классов в общеобразовательной организации создали платформу для популяризации классической и современной детской литературы, привлечения внимания к совершенствованию использования детьми и юношеством родного языка.

Весь этот опыт должен быть проанализирован и использован при разработке программы.