Введение

Основные направления современной государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций формируются и реализуются с учетом геополитических, стратегических, социально-экономических и иных факторов, которые за последние годы претерпели значительные изменения.

Развитие военно-политической обстановки в мире в ближайшей перспективе будет характеризоваться формированием новой системы международных отношений, обусловленных углублением глобализации, становлением новых центров силы и ужесточением конкуренции между ними.

Ожидается наращивание военного присутствия сил Организации Североатлантического договора на территории восточноевропейских стран - членов альянса и в акваториях Балтийского и Черного морей. В целом в период до 2030 года возможность прямой вооруженной агрессии против Российской Федерации и ее союзников, в том числе с применением оружия массового поражения, по-прежнему представляется маловероятной, однако данный факт не снижает актуальности планирования гражданской обороны. Более того, происходящие изменения в военно-политической обстановке, в социальной и экономической сферах государства, в характере ведения современных войн обусловливают необходимость формирования новых подходов к решению задач гражданской обороны.

За последние годы Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) проделана важная работа по внедрению новых подходов к ведению гражданской обороны Российской Федерации. Вместе с тем проблемы планирования и осуществления мероприятий по гражданской обороне остаются актуальными, что обусловливает необходимость поиска возможностей по повышению эффективности данных мероприятий.

Безусловно, необходимой предпосылкой для обеспечения должного уровня проведения мероприятий по гражданской обороне является эффективное планирование данных мероприятий, одним из главных элементов которого является процесс выработки и принятия решений.

Данный процесс должен основываться на анализе возможной обстановки, которая может сложиться в результате применения современных средств поражения вероятным противником или в результате возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В условиях, когда планомерное приведение в готовность гражданской обороны невозможно, дополнительно должны учитываться и реальные возможности федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций по проведению мероприятий по гражданской обороне, т.е. должно учитываться реальное состояние гражданской обороны.