IV. Определение показателей конкурентоспособности продукции

15. Комплексный показатель конкурентоспособности продукции может определяться по каждому i-му виду продукции для j-го государства-члена на основе агрегирования следующих показателей:

средняя цена производителей (Cij);

экспортная цена (Cэij);

объемы производства i-го вида продукции j-го государства-члена (Vij);

производство i-го вида продукции на душу населения j-го государства-члена (Пij);

доля экспорта в натуральном выражении (в том числе в другие государства-члены) i-го вида продукции j-го государства-члена (Dij);

коэффициент конкурентоспособности i-го вида продукции j-го государства-члена (Kij).

Производство отдельных видов продукции на душу населения рассчитывается на основе данных органов (служб) государственной статистики государств-членов по следующей формуле:

00000007.wmz,

где:

Пij - производство i-го вида продукции на душу населения (в килограммах);

Vi - производство i-го вида продукции (в тоннах);

Hj - среднегодовая численность населения (в тысячах человек).

Для проведения дальнейших расчетов каждый из указанных показателей делится на наибольшее значение, полученное по всем государствам-членам:

00000008.wmz,

00000009.wmz,

00000010.wmz,

00000011.wmz,

00000012.wmz,

00000013.wmz.

Для каждого j-го государства-члена рассчитывается комплексный показатель конкурентоспособности i-го вида продукции по следующей формуле:

00000014.wmz,

При отсутствии экспорта продукции данного вида данный показатель принимается равным нулю.

В целях сопоставления конкурентоспособности государств-членов комплексные показатели конкурентоспособности государств-членов по i-й продукции рассчитываются в процентах по следующей формуле:

00000015.wmz,

где:

00000016.wmz - комплексный показатель конкурентоспособности i-го вида продукции j-го государства-члена.

Чем выше комплексный показатель конкурентоспособности продукции государства-члена, тем данная продукция, экспортируемая из этого государства-члена, более конкурентоспособна.

16. Показатели конкурентоспособности продукции на внешних рынках определяются следующими способами:

а) оценка конкурентоспособности продукции на основе объемов экспорта проводится с использованием коэффициента выявленного сравнительного преимущества (индекса Балассы), рассчитанного по следующей формуле:

00000017.wmz,

где:

RCA - коэффициент выявленного сравнительного преимущества;

Xij - объем экспорта i-го вида продукции j-го государства-члена;

Xni - объем мирового экспорта i-го вида продукции;

Xjt - объем экспорта всех видов продукции, произведенной в j-м государстве-члене;

Xnt - объем мирового экспорта всех видов продукции.

Расчеты проводятся в стоимостном выражении (в долларах США).

Коэффициент выявленного сравнительного преимущества измеряет отношение стоимостных объемов экспорта i-го вида продукции из j-го государства-члена к общему стоимостному объему экспорта этого государства-члена и отношение мирового стоимостного объема экспорта i-го вида продукции к мировому стоимостному объему экспорта всех видов продукции.

Конкурентное преимущество в производстве i-го вида продукции считается доказанным в случае, если коэффициент выявленного сравнительного преимущества больше 1;

б) оценка конкурентоспособности продукции на основе стоимостных объемов ее экспорта и импорта проводится с использованием коэффициента выявленного сравнительного преимущества (индекса Лафея), рассчитанного по следующей формуле:

00000018.wmz,

где:

LFI - коэффициент выявленного сравнительного преимущества;

Xij - объем экспорта i-го вида продукции j-го государства-члена;

Mij - объем импорта i-го вида продукции j-го государства-члена;

N - число видов продукции с 1 по 24 группу Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза.

Расчеты проводятся в стоимостном выражении (в долларах США).

Формула представляет собой нормированное произведение 100 на разность между отношением чистого экспорта i-го вида продукции к ее внешнеторговому обороту в определенном году и отношением совокупного чистого экспорта i-го вида продукции к внешнеторговому обороту, а также на долю последнего по i-му виду продукции в совокупном внешнеторговом обороте государства-члена.

Положительные значения индекса Лафея указывают на наличие конкурентных преимуществ. Чем выше значение данного индекса, тем выше уровень конкурентоспособности i-го вида продукции j-го государства-члена. Отрицательные значения данного индекса свидетельствуют о неконкурентоспособности i-го вида продукции. Другой важной характеристикой данного индекса является ограничение по минимальному и максимальному значениям - от минус 50 (низкая конкурентоспособность) до плюс 50 (высокая конкурентоспособность).