Ответы на часто задаваемые вопросы (Стилистика авторов вопросов сохранена)

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

(Стилистика авторов вопросов сохранена)

1. ВОПРОС: В нашем муниципалитете всего 10 общеобразовательных организаций. 1 сентября 2017 года в одну школу (предварительно) придет 1 ребенок с ОВЗ, в остальные школы - дети с ОВЗ не придут. К тому же, мы сделали анализ до 2020 года, у нас детей с ОВЗ будет всего 4 и они придут в две школы. В связи с этим у нас вопрос: Нужно ли во всех школах принимать локальные акты по введению ФГОС с ОВЗ? разрабатывать адаптированные программы? заключать договора о сотрудничестве и т.д.

ОТВЕТ: Согласно статистическим данным только детей с инвалидностью в Российской Федерации от 4 до 6% от общего количества детей. Детей с ОВЗ в 3 - 4 раза больше, причем с каждым годом число детей с ОВЗ увеличивается. При этом, семьи мигрируют. Поэтому, приведенный Вами прогноз, очень сомнителен. Подготовка к введению ФГОС ОВЗ предполагает, кроме прочего, подготовку кадров, и это важно сделать заранее. Что касается разработки адаптированных программ, то они разрабатываются для ребенка. Если ребенка с ОВЗ нет в вашей школе, то и адаптированная программа не нужна.

2. ВОПРОС: В чем разница между коррекционным классом и инклюзивным классом? Коррекционный класс - это где все дети обучаются по АООП, а инклюзивный класс - среди здоровых детей обучается 1 - 2 ребенка с ОВЗ. Это правильно?

ОТВЕТ: Правильно, коррекционный класс - это класс, в котором дети одной категории (например, все дети с задержкой психического развития) обучаются по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с ЗПР (АООП НОО ЗПР), а инклюзивный класс - это класс, в котором совместно с нормально развивающимися сверстниками обучается ребенок с ЗПР по адаптированной основной общеобразовательной программе. В условиях введения ФГОС ОВЗ в обоих случаях должна быть разработана адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ЗПР.

3. ВОПРОС: Разъясните, правильно ли мы поняли, что в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. N ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ", адаптированная образовательная программа, которая соответствует ФГОС ОВЗ, необходима для детей с ОВЗ, пришедших в первый класс с 1 сентября 2016 года, а дети с ОВЗ, обучающиеся в 3 - 4 классах, занимаются по-старому, по скорректированным программам по предметам и программам коррекционных занятий.

ОТВЕТ: Дети с ОВЗ, зачисленные в образовательную организацию до 1 сентября 2016 года (обучающиеся во 2, 3, 4 и т.д. классах) обучаются по тем программам, по которым обучались ранее. Вместе с тем, всем детям, независимо от класса, должны быть созданы специальные условия для получения образования в соответствии со ст. 79 Закона об образовании и с учетом заключения ПМПК.

Для обучения детей с ОВЗ, зачисленных в общеобразовательную организацию до 1 сентября 2016 года (обучающиеся 2, 3, 4 и т.д. классов) и обучающихся в отдельных (коррекционных) классах или школах, необходимо разработать адаптированную основную общеобразовательную программу начального, или основного, или среднего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы НОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373"), или в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы ООО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 N 1577 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897"); или в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и с учетом примерной основной образовательной программы СОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 N 1578 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 413").

4. ВОПРОС: 1. Может ли ТПМПК, не присвоив ребенку статус с ОВЗ, дать заключение в группу компенсирующей направленности ДОО (на основании действующих нормативно-правовых документов, например, ПООП и др.)? Имеет ли право ребенок без статуса ОВЗ посещать данную группу ДОО? 2. Если дети без статуса ОВЗ посещают группу компенсирующей направленности детского сада (по рекомендации ПМПК), например, для детей с нарушениями речи (в официальном порядке установлены диагнозы: ОНР 3 уровень, дизартрия), какая программа должна реализовываться с данной категорией детей в специальной группе: основная образовательная программа ДОО или АООП, ведь статуса ОВЗ нет?

ОТВЕТ: 1. ТПМПК не присваивает статус. ТПМПК определяет необходимость создания специальных условий получения образования (работа специалистов, адаптация программы, сроки обучения и т.д.). Заключение ТПМПК выдается родителям, а не группе компенсирующей направленности. Если ребенку ПМПК рекомендовала обучение по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для обучающихся (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с тяжелыми нарушениями речи (или с ФФНР, или с ОНР), с ЗПР, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, с тяжелыми и множественными нарушениями развития), то ребенок имеет право посещать группу компенсирующей направленности, созданную для детей определенной категории. Если ПМПК не рекомендовала обучение по АООП, то посещать группу компенсирующей направленности ребенок не может. Он будет посещать группу общеразвивающей направленности.

2. В группе компенсирующей направленности должна реализовываться адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для конкретной категории воспитанников. Работа с воспитанниками с общим недоразвитием речи (ОНР), чья речь соответствует III уровню развития речи, требует учета состояния и развития всех компонентов речи, т.е. совместной работы воспитателя и логопеда, что и происходит при реализации АООП.

5. ВОПРОС: Убедительно прошу оказать содействие в вопросе, касающемся ФГОС ОВЗ для глухих детей в части сроков обучения: согласно методическим рекомендациям период обучения по АООП ОВЗ начального общего образования для глухих детей с нормой развития интеллекта составляет 5 - 6 лет, обучение по программе основного общего образования - 5 лет (ранее в соответствие с Приказом министерства образования и науки Российской Федерации N 29/2065-п от 10 апреля 2002 г. сроки обучения глухих детей с нормой интеллекта составляли: начальное общее образование - 4 года (5 лет с подготовительным классом без базовой дошкольной подготовки) основное общее образование - 7 лет.

Уменьшение сроков обучения по основному общему образованию до 5 лет значительно усложняет получение знаний по предметам программы основного общего образования в связи с увеличением количества образовательных предметов и объема учебного материала по дисциплинам, а так же, начиная с 2016/17 учебного года, увеличением количества Государственных выпускных экзаменов с двух обязательных, до 4-х: двух обязательных и двух по выбору.

В связи с вышеизложенным, прошу дать разъяснения о возможности сохранения в прежних рамках сроков обучения по программам начального образования - 4 года, основного общего образования - 7 лет детям с нарушением слуха (глухим с нормой интеллектуального развития).

ОТВЕТ: Период обучения по АООП начального общего образования для глухих детей с сохранным интеллектом составляет от 4 лет (вариант 1 АООП) до 6 лет (вариант 2 АООП), согласно ФГОС НОО ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от "19" декабря 2014 г. N 1598). На уровне основного образования сроки и условия получения образования регулируются ФГОС основного общего образования (Приказы Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1897; от 31.12.2015 N 1577). Согласно ФГОС ООО сроки обучения для лиц с ОВЗ при обучении по адаптированным основным образовательным программ основного общего образования увеличиваются не более, чем на один год. Таким образом, глухие обучающиеся на уровне основного общего образования могут обучаться не более 6 лет. Обращаем Ваше внимание на то, что сегодняшние ученики, обучающиеся на уровне основного общего образования, должны учиться не более 6 лет (в связи с отменой Типового положения о СКОУ и, соответственно, приказов 2002 года). Однако первоклассники 2016 года уже будут обучаться, как и сегодняшние выпускники, 12 лет. А вот длительность обучения учащихся, поступивших в школу с 2011 по 2015 годы и обучающихся еще на уровне начального образования, определяется исключительно рекомендациями ПМПК. Необходимо изучить документы, данные ПМПК на каждого ребенка, и локальным актом школы определить срок обучения.

6. ВОПРОС: Вправе ли орган управления образованием определить в Порядке обучения детей-инвалидов на дому количество часов на реализацию индивидуального учебного плана, ограничив его до 12 ч. для находящихся дома и до 6 ч., находящихся в стационаре (больнице)?

ОТВЕТ: Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. (Статья 41 ФЗ N 273 "Об образовании в Российской Федерации).

Обратите внимание на то, что рекомендации "обучение на дому" дает врачебная комиссия не только обучающимся с инвалидностью. При этом объем часов, который отражается в индивидуальном плане, должен соответствовать требованиям ФГОС того уровня образования, который осваивает обучающийся и максимально допустимой учебной нагрузке, установленной СаНПиН (например, 21 час в 1 классе). Это возможно, если школа организует обучение ребенка в очной (с присутствием на уроках), очно-заочной (приход учителя в дом, использование дистанционных технологий), заочной (использование дистанционных технологий) формах. Обучающиеся с ОВЗ должны обучаться по адаптированной основной общеобразовательной программе (определенного уровня образования) в соответствии с рекомендациями ПМПК, при этом с ребенком должны работать не только учителя, но и специалисты сопровождения, рекомендованные ПМПК.

Таким образом, Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, определенный нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не может ограничивать образовательный процесс определенным количеством часов для всех обучающихся на дому или в медицинской организации. Количество часов учебного плана должно соответствовать ФГОС и быть индивидуализированным с учетом трудностей в развитии ребенка и его индивидуальных возможностей, состояния здоровья.

7. ВОПРОС: Распространяется ли Порядок обучения детей-инвалидов на дому на детей-инвалидов, обучающихся дистанционно. Проблема: нам (педагогам и родителям) чиновники от образования объясняют, что дети-инвалиды, обучающиеся на дому и дети-инвалиды обучающиеся дистанционно - это разные категории, и самое главное документ органа управлением образованием (Порядок), ограничивающий количество часов, является аргументом для финансистов.

ОТВЕТ: Распространяется, если у них есть рекомендации врачебной комиссии на обучение на дому.

8. ВОПРОС: Согласно Заключению ПМПК моей дочери необходимо создать особые условия в детском саду. В этом Заключении нам написали, что нам положен ассистент (помощник). В ст. 79 ФЗ Об образовании также значится ассистент (помощник), осуществляющий техническую помощь. Очень часто люди называют этого помощника тьютором. Я всегда считала, что тьютор - это участник обучающего процесса, имеет высшее педагогическое образование, тогда как помощник помогает одеться, поесть и т.д. Но в законе этого тьютора вообще нет. Ищу в сад ребенку помощника, на объявление откликаются тьюторы, у которых соответственно другие совершенно ожидания по поводу оплаты труда. Подскажите, откуда это понятие тьютор появилось и какие документы регламентируют его функционал. Документы, регламентирующие функционал помощника, также интересуют. Если согласно закону тьютор и ассистент - это одно лицо, можно ли требовать с сада нанять нам именно тьютора? Заранее спасибо!

ОТВЕТ: Вы абсолютно правы в том, что "тьютор" - это участник образовательного процесса, имеет высшее педагогическое образование, тогда как ассистент (помощник) оказывает техническую помощь: помогает одеться, поесть и т.д., к нему не предъявляется требование о наличии высшего педагогического образования.

Должность "тьютор" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. N 678 "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций".

Приказом Минтруда России от 10 января 2017 г. N 10н утвержден профессиональный стандарт "Специалист в области воспитания", в котором одной из 6 обобщенных трудовых функций определена ОТФ "тьюторское сопровождение обучающихся".

Профессиональный стандарт "Ассистент (помощник) по техническому сопровождению образования инвалидов и лиц с ОВЗ" разработан, одобрен Национальным Советом по профессиональным стандартам и готовится к утверждению приказом Минтруда России. В настоящее время функции ассистента (помощника) в детском саду может исполнять помощник воспитателя.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

10. ВОПРОС: Обучаясь по индивидуальному образовательному маршруту, ребенок с ОВЗ тем не менее с трудом осваивает учебный материал. Родители ребенка-инвалида настаивают на упрощении заданий. Однако, педагогический коллектив настаивает на продолжении обучения по разработанному маршруту. Как должен поступить классный руководитель, родители, руководитель ОУ в сложившейся ситуации?

ОТВЕТ: Прежде всего, необходимо уточнить формулировки, поскольку формулировка "ребенок обучается по индивидуальному образовательному маршруту" - не дает никакой информации о ребенке. Если это ребенок с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), значит, у него есть заключение ПМПК и там должна быть прописана в качестве рекомендаций адаптированная основная образовательная программа для обучения определенной категории детей (с нарушениями слуха, зрения, задержкой психического развития и т.п.) на определенном уровне образования (начальное, основное, среднее) и рекомендации по направлениям работы специалистов. Адаптированная программа, которую разрабатывают специалисты совместно с учителями, и является документом, на основании которого ребенок с ОВЗ получает образование. Если ребенок пошел в первый класс в 2016 году, то он обучается по новым ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, тогда в Заключении ПМПК должен быть указан вариант программы с 1 по 4. Уровни заданий определяют варианты программы (1 и 2 варианты соответствуют цензовому образованию, 3 и 4 - не соответствуют цензовому образованию). Если ребенок не может освоить рекомендованный вариант программы, то ПМПК может пересмотреть свои рекомендации и по результатам года изменить вариант программы.

Текущие проблемы с освоением или не освоением ребенком программы решает психолого-педагогический консилиум школы, куда рекомендуется пригласить родителей и обсудить совместно сложившуюся ситуацию. Возможно, необходимо получить консультацию у внешних специалистов, например, дефектолога, который подскажет, какими конкретно методиками можно помочь этому ребенку в овладении программой.

11. ВОПРОС: Добрый день! Я работаю учителем-логопедом в комбинированных группах ДОУ. Дети прошли ПМПК и им рекомендовано обучение по АОП. У всех детей ОНР, 4 уровень. Могу ли я вместе с другими специалистами на ВСЕХ детей с этим заключением, взяв за основу программу Нищевой Н.В., написать ОДНУ программу? Или мне надо на КАЖДОГО ребенка с ОНР писать АОП? Получается 15 программ. Отдельно на каждого ребенка план работы написан.

ОТВЕТ: Если в группе, в которой Вы работаете, все дети с ОНР, то не важно, как она называется, и Вы можете написать одну адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для воспитанников с ОНР. Если же в группе, больше детей нормально развивающихся и меньше с ОНР, то должна реализовываться основная образовательная программа ДОУ, а для детей с ОНР разрабатывается АОП, она будет представлять из себя индивидуальный учебный план, обязательно включающий работу воспитателя по заданию логопеда во второй половине дня и программу логопеда.

12. ВОПРОС: Может ли ребенок, которому рекомендована адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью, обучаться инклюзивно в общеобразовательном классе. На основании чего?

ОТВЕТ: Может. На основании Федерального Закона N 273 от 29.12.2012 "Закон об образовании в Российской Федерации", определившего, что для любого ребенка, имеющего особые образовательные потребности (с ОВЗ) в соответствии с заключением ПМПК должны быть созданы специальные образовательные условия, в т.ч. реализация адаптированной образовательной программы, учитывающей его особенности, проведение коррекционных (развивающих) занятий со специалистами, рекомендованными ПМПК. Кроме того, Закон определил, что место получения образования определяет только родитель ребенка. К тому же, федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), принятый в 2014 году, определил, что адаптированная образовательная программа может реализовываться при обучении ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как в отдельных классах (коррекционных, созданных для этой категории детей), так и при совместном обучении (инклюзивно). К тому же, т.к. этот ФГОС безуровневый, т.е. не предполагает проведение аттестации на уровне начального, основного и среднего образования (для выдачи аттестата об образовании), Ваш ребенок, поступив в первый класс, будет переходить из класса в класс со своими одноклассниками, обучаясь вместе с ними, но по своей адаптированной образовательной программе и выпустится вместе с ними, получив вместо аттестата свидетельство об образовании установленного образца, позволяющего ему пойти продолжить обучение по профессиональной программе и получить рабочую специальность.

13. ВОПРОС: До скольких лет обучать ребенка в ОУ по программе СИПР (по заключению ПМПК), если в этом году он зачислен в 1 класс обычной МБОУ СОШ? Ребенок-инвалид. Лежачий. Не говорит. Не видит.

ОТВЕТ: Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от "19" декабря 2014 г. N 1599 ребенок может обучаться в течение 13 лет.

14. ВОПРОС: Нужно ли МБОУ СОШ проходить аккредитацию для того, чтобы выдавать учащимся с умственной отсталостью документ об образовании?

ОТВЕТ: В настоящий момент документами Минобрнауки России и Рособрнадзора не предусматривается проведение аккредитации общеобразовательных организаций, обучающих детей с умственной отсталостью в общеобразовательных классах (совместное, инклюзивное обучение).

15. ВОПРОС: 1 вариант обучения по ФГОС НОО ОВЗ. ПМПК пишет: 1 вариант АООП для (указывается нозологическая группа) или вариант АООП (например) 7.1. В этом случае ребенок учится в общеобразовательном классе. Но АООП для него отдельно не пишется и, соответственно, не аккредитуется. Ведь 1 вариант практически полностью соответствует ООП, только усиливается программа коррекционной работы. Так будет правильно?

ОТВЕТ: ПМПК может написать как "1 вариант АООП НОО для (указывается нозологическая группа)", так и "вариант АООП (например) 7.1. Лучше и более понятно - "АООП НОО (нозологическая группа), вариант 1". Т.к. принят ФГОС НОО ОВЗ, школа обязана разработать, например, АООП НОО ТНР (вариант 1), - взяв за основу Основную образовательную программу начального общего образования и добавив в нее программу коррекционной работы именно для детей с ФФНР, ОНР III - IV уровня речевого развития и т.д., утвердить ее и разместить на сайте образовательной организации. Она не аккредитуется, т.к. относится к основным образовательным программам, а в Федеральном Законе N 273 "Об образовании в Российской Федерации", статья 11. "Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты" в пункте 1. сказано, что федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают: вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся.

Если же класс не набрался, для каждого ребенка разрабатывается АОП, причем во ФГОС НОО ОВЗ указано, что "Коррекционная работа осуществляется в ходе всего учебно-воспитательного процесса, при изучении предметов учебного плана и на логопедических занятиях", что предполагает некоторые изменения и программ предметов, с учетом индивидуальных особенностей этого ребенка.

16. ВОПРОС: Ребенку нужен какой-нибудь вариант кроме первого. Но нет такого класса, или родители не согласны в этот класс или школу его отдавать. ПМПК пишет в данном случае тот вариант, который реально соответствует ребенку. Например, АООП, 5.2. В школе класса такого нет. Школа пишет АООП, аккредитует ее, но разрабатывает еще и АОП (механизм реализации АООП). Ребенок учится в общеобразовательном классе. Это правильно?

ОТВЕТ: Частично. Школа пишет АООП, не аккредитует ее (см. выше), и разрабатывает еще и АОП (добавляя к учебным предметам, которые ребенок изучает вместе с классом, коррекционные курсы (из часов внеурочной деятельности, и программу коррекционной работы логопеда), т.е. учебная нагрузка ребенка будет состоять из 3 частей, что будет отражено в его индивидуальном учебном плане: 21 час (для 1 класса) + 3 часа ("Произношение", "логопедическая ритмика", "Развитие речи") + не менее 5 часов работы логопеда + оставшиеся 2 часа на направления внеурочной деятельности. Итого: 31 час для ребенка, обучающегося в общеобразовательном классе. Причем, т.к. речь идет об уровневом образовании, к концу начальной школы (4, 5 или 6 год обучения) ребенок должен освоить ФГОС НОО, т.к. получение цензового образования предполагает завершенность и оцененность каждого уровня образования. Что не позволит переводить ребенка на уровень основного при наличии даже одного неусвоенного предмета, что может оторвать ребенка от класса, в котором он обучался на уровне начального образования.

17. ВОПРОС: Если ребенок умственно отсталый. ПМПК пишет опять реальный вариант: например АООП 6.3. Опять ситуация, когда родители не отдают ребенка в специальный класс. Ребенок в общеобразовательном классе. Школа пишет АООП и лицензирует ее (но не аккредитует - т.к. у/о, письмо такое было). И опять разрабатывает еще и АОП (как реальный механизм включения). Или ПМПК должна прописывать АОП во всех проблемных случаях.

ОТВЕТ: См. предыдущий ответ. Все так же. Но школа не лицензирует АООП обучающихся с интеллектуальными нарушениями и не аккредитует ее. И снова разрабатывает еще и АОП (как реальный механизм включения), но в этом случае ребенок осваивает нецензовое образование, т.к. этот вариант ФГОС УО, безуровневый, что позволит ребенку закончить школу вместе со своими одноклассниками и получить свидетельство об обучении установленного образца.