Содержание

В рамках Плана действий по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - ФГОС ОВЗ), утвержденного 11 февраля 2015 г. министром образования и науки Российской Федерации N ДЛ-5/07вн и в соответствии с госзаданием "Разработка комплексного научно-методического обеспечения мониторинга поэтапного введения ФГОС для детей с ОВЗ в субъектах Российской Федерации и его проведение" Российским университетом дружбы народов разработаны методические рекомендации.

Данные рекомендации имеют целью представить варианты организации деятельности в образовательных организациях Российской Федерации по созданию условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ОВЗ.

При реализации ФГОС ОВЗ целесообразно учитывать наличие модели, определяющей последовательность и содержание действий по их введению в работу образовательной организации.

Приоритетным направлением деятельности системы образования Российской Федерации является обеспечение доступности и качества образования лиц с ограниченными возможностями и инвалидностью.

В соответствии с письмом Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России от 24 февраля 2016 года N 07-756 "О проведении мониторинга" в период с 15 апреля 2016 года по 15 октября 2016 года проводился всероссийский мониторинг введения ФГОС ОВЗ посредством заочного анкетирования специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, результаты которого положены в основу данных рекомендаций.

Цель мониторинга - определить готовность регионов к введению ФГОС ОВЗ.

Мониторинг включал следующие направления изучения деятельности общеобразовательных организаций:

- нормативно-правовое и финансовое обеспечение деятельности общеобразовательных организаций в условиях апробации ФГОС ОВЗ;

- финансовое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;

- организационно-методическое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;

- информационное обеспечение введения ФГОС ОВЗ;

- материально-техническое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях введения ФГОС ОВЗ;

- психолого-педагогическое обеспечение общеобразовательных организаций в условиях апробации ФГОС ОВЗ;

- кадровое обеспечение общеобразовательных организаций (готовность педагогов 1-х классов к реализации ФГОС ОВЗ).

Методические рекомендации подготовлены на основе анкет, предоставленных 84 регионами Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категории детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) должно осуществляться комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение в условиях образовательного процесса всех детей с ОВЗ, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития. Последние описаны и в целом определены в соответствующих общих характеристиках каждой из категорий детей с ОВЗ.

Сопровождение ребенка с ОВЗ в образовательной среде определяется как создание оптимальной организации образовательной среды, соотнесенной с возможностями такого ребенка и реализации программы коррекционной работы соответствующей образовательной программы. В этом случае силами всех участников образовательного процесса должно быть создано равновесие между образовательными воздействиями (организацией программ обучения, характером и организацией межличностного взаимодействия, в том числе мотивационных воздействий, организации образовательного пространства и т.п.) и индивидуальными возможностями ребенка. В соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ для каждой из категорий детей с ОВЗ организационный раздел основной образовательной программы всех образовательных организаций должен содержать:

- описание системы психолого-педагогических условий и ресурсов, которые должны обеспечивать выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими рекомендуемой образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательной организации;

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности;

- использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательной организацией совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Мониторинг показал, что по состоянию на январь 2016 года все образовательные организации Российской Федерации, в контингенте которых есть дети с ОВЗ, имеют лицензии на право образовательной деятельности. В 2016/17 учебном году зачислено 58 576 первоклассников, обучающихся по ФГОС ОВЗ. В связи с этим представляется важным вопрос готовности школ к организации образования детей с ОВЗ в соответствии с современными требованиями и введению ФГОС ОВЗ. С этой целью в регионах обеспечен комплекс мероприятий по повышению квалификации педагогов, в первую очередь учителей начальных классов, информированию педагогической и родительской общественности о переходе на ФГОС ОВЗ с 1 сентября 2016 года в штатном режиме.

Работа по созданию доступной среды в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации проводилась по нескольким направлениям: создание нормативно-правовой базы для развития инклюзивного образования; повышение архитектурной доступности; обеспечение коррекционно-реабилитационным оборудованием; развитие кадрового потенциала; методическое сопровождение; информационное сопровождение; формирование толерантных отношений.

Для организации коррекционно-реабилитационного процесса школами закуплены компьютерное и специализированное оборудование (аппаратно-программные комплексы для слабовидящих детей; аппаратно-программные комплексы для детей с нарушениями в развитии опорно-двигательного аппарата [ДЦП]; комплекты звукоусиливающего оборудования для слабослышащих детей; рабочие места для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; коррекционно-развивающие программные комплексы для проведения индивидуальных и фронтальных занятий по развитию, коррекции слуха и речи; кабинеты педагога-психолога, и [или] сенсорные комнаты, и [или] кабинеты логопеда; цифровые модульные системы для работы с текстом и универсальные цифровые устройства многоцелевого назначения с синтезом речи для записи и воспроизведения звуковой информации).

Нормативно-правовой и методологической основой адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) являются: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - ФЗ N 273); ФГОС ОВЗ, утвержденные приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1598 и N 1599.

Основой эффективного психолого-педагогического сопровождения является выполнение ряда системообразующих условий. К ним относятся:

1. Качественное определение специальных условий для получения образования на психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК).

2. Наличие в образовательной организации психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк), высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих реализацию психолого-педагогического сопровождения.

3. Материально-техническое и программно-методическое обеспечение образовательного процесса.

4. Наличие в шаговой доступности образовательных и иных организаций, обеспечивающих дополнительное комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ вне образовательной организации, в которой он обучается.

В связи с тем, что все школы и детские сады относятся к общеобразовательным организациям, приведем схему образовательных программ, реализуемых в современной школе.

Обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации может осуществляться как по адаптированной образовательной программе, разработанной для каждого ребенка с ОВЗ, так и в условиях отдельного класса для детей глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами, осуществляющего образовательную деятельность по адаптированной основной общеобразовательной программе, т.е. образовательной программе, адаптированной для обучения определенной категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (до 01.09.2013 - образовательная программа специальных [коррекционных] образовательных учреждений I - VIII видов) (п. 5 ст. 79 ФЗ N 273), разрабатываемой на уровень образования.

Адаптированная основная образовательная программа любого уровня образования разрабатывается педагогами образовательной организации самостоятельно, с учетом требований ФГОС соответствующего уровня.

Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) получают образование по варианту 1 или 2 АООП, которая при необходимости индивидуализируется (специальная индивидуальная программа развития - СИПР, индивидуальный учебный план), учитывая образовательные потребности отдельного обучающегося с умственной отсталостью.

АООП для обучающихся любых категорий ОВЗ может быть реализована в разных формах: как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ.

Адаптированная образовательная программа - это образовательная программа, адаптированная для обучения ребенка с ОВЗ (в том числе с инвалидностью), разрабатывается на базе основной образовательной программы (ООП) определенного уровня образования, с учетом индивидуальных образовательных потребностей и психофизических особенностей на период, определенный образовательной организацией самостоятельно, с возможностью ее изменения в процессе обучения.

КонсультантПлюс: примечание.

Об организации работы по специальной индивидуальной программе развития обучающихся с умственной отсталостью см. письмо Минобрнауки России от 15.03.2018 N ТС-728/07.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается для обучающегося с сочетанными нарушениями, в том числе, с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или глубокой степени, максимально на один год на основе АООП, учитывает индивидуальную специфику образования ребенка с тяжелыми и множественными нарушениями развития.

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Обучение на дому │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Общеобразовательная организация: │

│ ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ, ФГОС О у/о │

└─────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

┌────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────────────┐

│Основная общеобразовательная│ │ ФГОС НОО ОВЗ │

│программа: ДО, НОО, ООО, СОО│ │ Адаптированная основная образовательная │

└─┬─────┬────────────────────┘ │ программа начального общего образования │

│ │ │ АООП НОО │

│ │ └──────────┬──────────────────────────────┘

┌─┴─┐ │ ┌──────────────────────┴──────────────────────────────┐

│АОП│ │ │ Варианты АООП НОО: │

└───┘ │ │ 1.1, 1.2, 2.1, 3.1, 3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, │

│ │ 6.2, 7.1, 7.2, 8.1, 8.2 │

│ └─────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌────────────────────────────────────────────────┐ (────)

│ │АООП 1.3, 1.4, 2.3, 3.3, 4.3, 6.3, 6.4, 8.3, 8.4├────┤СИПР│

(──┴─) └────────────────────────────────────────────────┘ (──┬─)

│СИПР│ ┌────────────────────────────────────────────────────────┴─┐

(────) │ Адаптированная основная общеобразовательная программа │

│ Варианты АООП: 1, 2 │

└──┬─────────────────────────────────────────────────────┬─┘

│ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью│

└─────────────────────────────────────────────────────┘

Обращаем внимание на то, что в рамках реализации ФГОС НОО ОВЗ при обучении детей с ОВЗ по вариантам 1 и 2 АООП к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения должны соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.е. уровень обученности ребенка с ОВЗ должен соответствовать уровню обученности нормально развивающегося сверстника, и, соответственно, не должно быть академических задолженностей по предметам. А при обучении детей с ОВЗ по вариантам 3 и 4 АООП этого же стандарта, к окончанию уровня начального общего образования результаты обучения могут не соответствовать требованиям ФГОС НОО, т.к. эти варианты реализуются для обучающихся с различными степенями умственной отсталости. Это, при обучении детей в инклюзивных классах, позволяет переводить их в следующий класс, т.к. для этой категории детей образование является безуровневым.

Определение одного из вариантов АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) осуществляется на основе рекомендаций ПМПК, сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида (ИПР) и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для создания специальных условий для получения образования ребенком с инвалидностью и с ОВЗ необходимо межведомственное взаимодействие всех социальных структур субъекта Российской Федерации и муниципальных органов власти.

Взаимодействие в интересах ребенка с ОВЗ

───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

┌──────────────────────────────┐

/────────┐ /────\ │ Общеобразовательная │

┌──────/ │ │ПМПК│ │ организация реализующая │

│Иные организации│ \────/ │ адаптированные основные │

│ /──────────┘ /\ (────────────────┴)общеобразовательные программы│

└────/ / \ │ Ребенок с ОВЗ в │ (бывш. СКОУ) │

/ППМС\ │ инклюзивной ├─────────────────────────────┘

/-центр\│ практике (АОП) │ ┌─────────────┐

────────(─────────────────)┌┘ Система └┐

/──────────────\ (───────────┐ │здравоохранения│

│ Бюро МСЭ │ │ Система │ └┐ ┌┘

│ (для детей с │ │соц. защиты│ └─────────────┘

│инвалидностью)│ (───────────)

└──────────────┘

Администрация образовательной организации несет ответственность за создание и реализацию необходимых специальных условий образования обучающегося с ОВЗ, определенных в заключении ПМПК.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированную образовательную программу и специальные образовательные условия, рекомендуемые психолого-медико-педагогической комиссией, рассматриваются как междисциплинарная деятельность специалистов этой образовательной организации, направленная на оптимальное в соответствии с возможностями включение ребенка в образовательную среду вместе с другими, не имеющими подобных ограничений детей, и поддержание его социально-психологической и образовательной адаптации на всем протяжении его обучения и воспитания.

В целом психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс различных диагностических, коррекционно-развивающих, профилактических, организационных и просветительских технологий, реализуемых специалистами консилиума образовательной организации. Важнейшим звеном психолого-педагогического сопровождения является деятельность психолого-медико-педагогического консилиума образовательной организации, не только выявляющего детей, испытывающих трудности обучения и определяющего стратегию работы с ними, но и разрабатывает, с обязательным привлечением учителей, адаптированную образовательную программу для обучающегося с ОВЗ.