III. Цели, принципы, основные направления и задачи демографической политики Дальнего Востока на период до 2025 года
III. Цели, принципы, основные направления
и задачи демографической политики Дальнего Востока
на период до 2025 года
Стратегической целью демографической политики Дальнего Востока до 2025 года является стабилизация численности населения Дальнего Востока на уровне 8,3 млн. человек к 2020 году и ее увеличение до 8,6 млн. человек к 2025 году.
(в ред. распоряжения Правительства РФ от 23.12.2019 N 3146-р)
(см. текст в предыдущей редакции)
В основу демографической политики Дальнего Востока положены следующие принципы:
единство демографической политики на федеральном и региональном уровнях;
согласованность демографической политики с экономическим развитием регионов и реализацией инвестиционных проектов;
приоритетность мер демографической политики, ведущей к опережающему положительному изменению показателей демографического развития Дальнего Востока;
направленность демографической политики на все социальные категории населения;
ориентированность на семью как главный объект демографической политики;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях, программах и проектах демографического развития;
комплексность, межведомственность и социальное партнерство в реализации программ общественного здоровья и благополучия семьи для повышения рождаемости и ожидаемой продолжительности жизни населения;
приоритетность в миграционной политике мер по привлечению на Дальний Восток российских граждан, привлечение мигрантов на постоянное место жительства с учетом потребностей демографического и социально-экономического развития Дальнего Востока;
дифференцированность мер, реализуемых в рамках региональных демографических программ, в зависимости от особенностей демографического развития субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ;
согласованность действий законодательных и исполнительных органов государственной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления по демографическому развитию Дальнего Востока.
Основными направлениями демографической политики на Дальнем Востоке являются:
повышение рождаемости, обеспечивающее воспроизводство населения;
снижение смертности и повышение ожидаемой продолжительности жизни;
сокращение миграционного оттока постоянного населения;
привлечение на территорию Дальнего Востока мигрантов на постоянное место жительства и их адаптация и интеграция в общество;
содействие переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в субъекты Российской Федерации, входящие в Дальневосточный федеральный округ;
создание условий и стимулов для закрепления молодежи на территории Дальнего Востока и привлечения молодых специалистов из других регионов.
В соответствии с целью демографической политики на Дальнем Востоке в рамках ее основных направлений планируется решить ряд задач.
Для повышения рождаемости, обеспечивающего воспроизводство населения на Дальнем Востоке, необходимо:
реализовать комплекс мер государственной поддержки семей, имеющих детей, предусмотренных нормативными правовыми актами и государственными программами, включая поддержку семей в воспитании детей;
развивать региональные системы предоставления пособий в связи с рождением и воспитанием детей, включая регулярные пересмотр и индексацию их размеров с учетом инфляции, в том числе для устранения ситуаций попадания семьи в категорию бедных в связи с рождением ребенка;
усиливать стимулирующую роль дополнительных мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в форме предоставления регионального материнского (семейного) капитала, расширяя направления его использования;
реализовать меры дополнительной поддержки семей с особыми потребностями, в том числе молодых, многодетных, неполных, приемных семей, а также семей с инвалидностью родителя или ребенка;
рекомендовать регионам Дальнего Востока проработать возможность сохранения статуса многодетной семьи до достижения младшим ребенком возраста 16 лет;
создать условия для повышения доступности жилья и улучшения жилищных условий для семей с детьми по мере рождения детей, в том числе за счет разработки программ по обеспечению первоочередного улучшения жилищных условий многодетных семей, создания стартовых жилищных условий для молодых семей, развития найма специализированных жилых помещений, социальной ипотеки и жилищных накопительных кооперативов;
установить дополнительные налоговые льготы и вычеты на ребенка для многодетных семей, льготный проезд к месту отдыха семей и каникулярного отдыха детей;
сформировать программу поддержки многодетных семей для эффективного освоения предоставляемого бесплатно земельного участка на Дальнем Востоке для граждан Российской Федерации, включающую доступное строительство частного домостроения для последующего закрепления семьи на соответствующей местности, создание эффективных механизмов трудовой занятости, оказание социальных услуг и ведение быта в сельской местности;
разработать и реализовать дополнительные меры государственной поддержки семей, прежде всего молодых семей, при рождении 1-го и 2-го ребенка;
обеспечить государственную поддержку развития в регионах системы услуг по присмотру и уходу за детьми до 3 лет (ясли, няни);
реализовать меры социальной поддержки семей, включая совершенствование системы налогообложения для лиц, воспитывающих несовершеннолетних детей, с учетом идеи посемейного налогообложения, а также увеличение размеров налоговых вычетов для работающих родителей;
создать в городах и сельской местности жизненную среду, благоприятную для семей с детьми, включая установление соответствующих требований к градостроительным решениям, а также к социальной и транспортной инфраструктуре;
обеспечить развитие системы адресной помощи при оплате жилищно-коммунальных услуг в зависимости от состава и материального положения семьи, а также адресной помощи семьям с доходами ниже величины прожиточного минимума;
обеспечить реализацию комплекса мер по содействию занятости женщин, имеющих малолетних детей, в целях обеспечения совмещения родительских и семейных обязанностей с профессиональной деятельностью, в том числе по созданию для женщин, выходящих из отпуска по уходу за ребенком, условий, способствующих их возвращению к трудовой деятельности, а также по организации их дополнительного профессионального образования и профессионального обучения профессиям, востребованным на рынке труда;
обеспечить расширение использования гибких форм занятости (включая надомный труд, частичную и дистанционную занятость), позволяющих совмещать работу с выполнением семейных обязанностей;
содействовать повышению занятости многодетных и малообеспеченных родителей, в том числе за счет их вовлечения в предпринимательскую деятельность, фермерскую деятельность на сельских территориях, а также в традиционные для коренных малочисленных народов виды деятельности с участием некоммерческих организаций;
обеспечить в партнерстве с представителями традиционных религий, бизнеса и некоммерческих организаций реализацию комплекса мер по укреплению института семьи, возрождению и сохранению духовно-нравственных традиций семейных отношений;
обеспечить реализацию комплекса мер по дальнейшему снижению искусственного прерывания беременности (абортов) и развитию системы доабортного консультирования;
обеспечить пропаганду ценностей семьи, имеющей нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях формирования в обществе позитивного образа семьи со стабильным зарегистрированным браком супругов, имеющих нескольких детей или принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей;
обеспечить реализацию комплекса мер по организации планирования семьи женщинами-инвалидами и оказание им необходимой помощи с учетом имеющихся у них нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности;
обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на раннее выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психологического здоровья, включение таких детей в среду сверстников и интеграцию в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей по вопросам ответственного родительства.
Для снижения смертности и повышения ожидаемой продолжительности жизни необходимо:
разработать программы по охране здоровья, снижению заболеваемости и преждевременной смертности с учетом особенностей проблем охраны здоровья населения, проживающего на Дальнем Востоке;
осуществить комплекс мер по приближению оказания первичной медико-санитарной помощи к местам работы и проживания населения, по проведению профилактических мер и своевременному выявлению профессиональных и иных заболеваний, по привлечению работодателей к реализации программ по защите работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, снижению уровня производственного травматизма, в том числе по уменьшению числа несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
осуществить комплекс мер по формированию и созданию условий для ведения здорового образа жизни, в том числе по доступности объектов физической культуры и спорта;
повысить в регионах уровень доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в соответствии с территориальными программами государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи;
развивать центры здоровья в амбулаторно-поликлинических медицинских организациях, создать информационно-просветительские центры по формированию здорового образа жизни с использованием современных технологий в рамках программ государственно-частного партнерства;
разработать межведомственные программы в области профилактики и борьбы с неинфекционными заболеваниями (болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни органов дыхания, сахарный диабет), а также в области снижения уровней преждевременной смертности населения и распространенности основных факторов, ее обусловливающих (злоупотребление алкоголем, недостаточная физическая активность, употребление табака, нездоровое питание, неравенство в доступе к медицинской помощи), с установлением конкретных целевых показателей по их снижению в рамках организации целевого мониторинга реализуемых программ;
повысить эффективность реализации утвержденных стратегий и программ по снижению смертности населения от внешних причин, в том числе от злоупотребления алкоголем, на основе внедрения системы мониторинга с целью своевременной корректировки указанных стратегий и программ;
в целях содействия профилактике факторов риска неинфекционных заболеваний и снижения неблагоприятного воздействия факторов внешней среды на здоровье населения разработать систему мотивации для руководителей общеобразовательных организаций к охране здоровья и формированию здорового образа жизни учащихся, а также для граждан и работодателей к участию в охране здоровья работников, поощрению их участия в программах формирования здорового образа жизни;
разработать систему мер по дальнейшему сокращению высоких уровней распространенности заболеваемости ВИЧ-инфекцией и синдромом приобретенного иммунодефицита человека, а также по реализации целевых мероприятий по профилактике распространенности туберкулеза среди социально незащищенных групп населения;
разработать региональные планы действий в интересах граждан старшего поколения по улучшению их здоровья, жизнеобеспечения, по повышению благосостояния и социального благополучия на региональном и муниципальном уровнях с учетом местных социально-экономических и социально-гигиенических условий жизни;
разработать систему взаимосвязанных мер по охране материнства, отцовства и детства в целях поощрения здорового образа жизни различных категорий семей, воспитывающих детей;
обеспечить материально-техническое оснащение организаций охраны материнства и детства, развитие и взаимодействие перинатальных центров, детских поликлиник и организаций родовспоможения;
обеспечить дальнейшее сокращение материнской и младенческой смертности, укрепление репродуктивного здоровья детей и молодежи в рамках региональных проектов и программ ответственного родительства;
разработать и реализовать комплекс мер по профилактике жестокого обращения и насилия в отношении детей, совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, а также по предупреждению суицидов, в том числе путем развития психологических служб;
обеспечить совершенствование организации питания в бюджетных учреждениях социальной сферы;
разработать меры в области здорового питания населения и адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание;
обеспечить своевременное оказание медицинской помощи в труднодоступных районах Дальнего Востока со сложными климатогеографическими условиями, обеспечить участие санитарной авиации в оказании медицинской помощи и создать межрегиональные системы маршрутизации пациентов для оказания скорой медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи;
обеспечить реализацию комплекса мер, направленных на снижение младенческой смертности.
Для сокращения миграционного оттока постоянного населения с территории Дальнего Востока необходимо:
обеспечить выявление и исследование факторов, стимулирующих миграционные настроения населения, а также разработать меры по снижению их влияния и закреплению населения на территории Дальнего Востока;
повысить доступность транспортной инфраструктуры для жителей регионов Дальнего Востока;
повысить доступность информационной среды (федеральных средств массовой информации, телерадиовещания, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") для жителей Дальнего Востока;
обеспечить развитие в регионах Дальнего Востока сети структурных подразделений профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования с возможностью применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе в ведущих государственных университетах.
Для привлечения на территорию Дальнего Востока мигрантов на постоянное место жительства с учетом возможностей их адаптации и интеграции в соответствии с потребностями демографического и социально-экономического развития Дальнего Востока необходимо:
создать эффективную систему мер по привлечению и закреплению востребованных специалистов в регионах Дальнего Востока;
создать условия для получения профессионального образования, дополнительного профессионального образования и прохождения профессионального обучения граждан, для привлечения в регионы Дальнего Востока населения из других субъектов Российской Федерации, формирования базы данных граждан, желающих переехать в другую местность для трудоустройства, а также для развития системы регулирования спроса и предложения рабочей силы, обеспечивающей взаимодействие с работодателями в части подбора персонала;
обеспечить привлечение квалифицированных отечественных и иностранных специалистов, в том числе выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, на постоянное место жительства на Дальний Восток;
содействовать в обеспечении благоприятных условий для внутренней миграции в Дальневосточном федеральном округе;
разработать и реализовать региональные программы повышения мобильности трудовых ресурсов;
обеспечить разработку и внедрение региональных целевых программ, направленных на создание благоприятных условий для адаптации иммигрантов к новым условиям и интеграции их в российское общество на основе уважения к российской культуре, религии, обычаям, традициям и жизненному укладу россиян;
обеспечить создание условий для адаптации и интеграции иммигрантов в российское общество в целях предотвращения этноконфессиональных конфликтов.
Для содействия переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства на Дальний Восток необходимо:
обеспечить создание дополнительных условий и стимулов для переселения соотечественников, проживающих за рубежом, в том числе соотечественников-старообрядцев, в регионы Дальнего Востока на постоянное место жительства;
оказывать содействие образовательной миграции и осуществлять поддержку мобильности соотечественникам, проживающим за рубежом, при переезде на Дальний Восток;
оказать содействие адаптации и интеграции репатриантов и формированию конструктивного взаимодействия с принимающим сообществом.
Для создания условий и стимулов закрепления молодежи на территории Дальнего Востока и привлечения молодых специалистов из других регионов необходимо:
сформировать систему обеспечения жильем молодых семей, молодых специалистов и ученых;
обеспечить принятие дополнительных мер поддержки молодежи в регионах Дальнего Востока, направленных на повышение доступности услуг в сфере занятости, здравоохранения, образования, культуры, туризма, физической культуры и спорта;
обеспечить систематическое проведение социологических исследований по вопросам миграционного потенциала молодежи и механизмов закрепления молодых специалистов на Дальнем Востоке.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей