ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Редакция 2024 года

Функции

Квалификационные требования к функциональным знаниям

Квалификационные требования к функциональным умениям

Нормативное правовое регулирование и выработка государственной политики

- понятие нормы права, нормативного правового акта, правоотношений и их признаки;

- понятие проекта нормативного правового акта, инструменты и этапы его разработки;

- понятие официального отзыва на проекты нормативных правовых актов: этапы, ключевые принципы и технологии разработки;

- классификация моделей государственной политики;

- задачи, сроки, ресурсы и инструменты государственной политики;

- понятие, процедура рассмотрения обращений граждан.

- разработка, рассмотрение и согласование проектов нормативных правовых актов и других документов;

- подготовка официальных заключений, отзывов на проекты нормативных правовых актов;

- подготовка методических рекомендаций, разъяснений;

- подготовка аналитических, информационных и других материалов;

- организация и проведение мониторинга применения законодательства;

- рассмотрение запросов, ходатайств, уведомлений, жалоб;

- взаимодействие со структурными подразделениями центрального аппарата, а также с территориальными органами и находящимися в ведении организациями по вопросам компетенции.

Осуществление контрольно-надзорной деятельности

- принципы, методы, технологии и механизмы осуществления контроля (надзора);

- принципы защиты прав подконтрольных лиц;

- виды, порядок организации и осуществления мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований;

- обязанности и ограничения при проведении мероприятий по контролю;

- виды и основные характеристики мероприятий по контролю;

- порядок организации и осуществления мероприятий по контролю без взаимодействия;

- порядок организации и осуществления плановых проверок, формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;

- институт предварительной проверки жалобы и иной информации, поступившей в контрольно-надзорный орган;

- основания проведения и особенности внеплановых проверок, контрольных закупок, согласование их проведения с органами прокуратуры;

- порядок, этапы, инструменты организации и проведения проверки, контрольной закупки;

- понятие единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, процедура его формирования;

- меры, принимаемые по результатам проверки.

- организация мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований и мероприятий по контролю;

- формирование и ведение реестров и иных информационных ресурсов для обеспечения контрольно-надзорных полномочий;

- проведение мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований;

- проведение мероприятий по контролю без взаимодействия;

- проведение плановых и внеплановых документарных (камеральных) проверок;

- проведение плановых и внеплановых выездных проверок, контрольных закупок;

- осуществление контроля исполнения предписаний и решений контрольно-надзорных органов;

- подготовка проектов программ ревизий (проверок), докладов, информации, справок по результатам контрольных мероприятий.

Предоставление государственных услуг

- принципы предоставления государственных услуг;

- требования к предоставлению государственных услуг;

- порядок, требования, этапы и принципы разработки и применения административного регламента (в том числе административного регламента);

- порядок предоставления государственных услуг в электронной форме;

- понятие и принципы функционирования, назначение портала государственных услуг;

- права заявителей при получении государственных услуг;

- обязанности государственных органов, предоставляющих государственные услуги;

- стандарт предоставления государственной услуги: требования и порядок разработки.

- прием и согласование документации, заявок, заявлений;

- предоставление информации из реестров, баз данных, выдача справок, выписок, документов, разъяснений и сведений;

- аккредитация, аттестация, допуск, прием квалификационных экзаменов;

- получение и предоставление выплат, возмещение расходов;

- регистрация прав, предметов;

- проставление апостиля, удостоверение подлинности;

- утверждение нормативов, тарифов, квот;

- рассмотрение запросов, ходатайств, уведомлений, жалоб;

- проведение экспертизы;

- проведение консультаций;

- выдача разрешений, заключений, лицензий, свидетельств, сертификатов, удостоверений, патентов, направлений и других документов по результатам предоставления государственной услуги.

Осуществление исполнительно-распорядительных и обеспечивающих функций

Административно-хозяйственное и материально-техническое обеспечение деятельности

- правила эксплуатации зданий и сооружений;

- система технической и противопожарной безопасности;

- разработка технических заданий при размещении государственного заказа на приобретение товаров, работ и услуг;

- правила приема, хранения, отпуска и учета товарно-материальных ценностей.

- техническое обслуживание оборудования, офисной, копировально-множительной и оргтехники, компьютеров, технических средств связи;

- проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей;

- ведение учета и отчетности расходования канцелярских товаров и другой бумажной продукции, необходимых хозяйственных материалов.

Ведение делопроизводства, электронного документооборота и архивного дела

- централизованная и смешанная формы ведения делопроизводства;

- система взаимодействия в рамках внутриведомственного и межведомственного электронного документооборота;

- состав управленческих документов; общие требования к оформлению документов; формирование документального фонда организации.

- прием, учет, обработка и регистрация корреспонденции, комплектование, хранение, учет и использование архивных документов, выдача архивных справок, составление номенклатуры дел;

- учет и регистрация нормативных правовых актов; оформление реквизитов документов.

Взаимодействие со СМИ и референтными группами

- основные модели связей с общественностью;

- особенности связей с общественностью в государственных органах;

- понятие референтной группы.

- организация брифингов, пресс-конференций, интервью и иных мероприятий с участием средств массовой информации, развитие и наполнение официальных интернет-сайтов государственных органов и представительств в социальных сетях и блогах.

Обеспечение защиты государственной тайны и конфиденциальной информации

- основы секретного делопроизводства и порядок работы со служебной информацией и сведениями, составляющими государственную тайну;

- порядок отнесения сведений к государственной тайне, их засекречивание и рассекречивание;

- методы выявления возможных каналов несанкционированного доступа к сведениям;

- порядок выезда за границу граждан, допущенных к государственной тайне;

- ответственность за правонарушения в области защиты государственной тайны.

- работа со сведениями, составляющими государственную тайну, ведение секретного делопроизводства;

- подготовка документов, связанных с выездом за границу граждан, допущенных к государственной тайне, и приемом иностранных граждан в организациях, допущенных к проведению секретных работ;

- проведение служебных расследований по фактам нарушения режима секретности.

Информационное обеспечение, ведение баз данных, классификаторов, информационно-справочной работы и обеспечение связи

- технологии и средства обеспечения информационной безопасности;

- средства ведения классификаторов и каталогов;

- сетевое оборудование (роутеры, сетевые концентраторы, сетевые коммутаторы, маршрутизаторы, VPN-узлы), системы печати (принтеры, факсы, копиры), источники питания (блоки питания, UPS, батареи), носители информации (жесткие диски, USB-накопители, CD/DVD приводы, floppy);

- основы электроники (понятие, количественные характеристики, источники электрического тока, основные законы электрических цепей);

- принципы работы сетевых протоколов, построения компьютерных сетей;

- локальные сети (протоколы, сетевое оборудование, принципы построения сетей).

- осуществление антивирусной защиты локальной сети и отдельных компьютеров;

- осуществление верстки макетов, разработка и тестирование сайтов;

- установка, настройка и работа пользовательского программного обеспечения, ввод в домен, разграничение доступа;

- определение неисправности принтера, ксерокса, монитора.

Обеспечение мобилизационной подготовки в государственном органе, а также организация пропускного и внутриобъектового режима

-

- основные мероприятия мобилизационной подготовки;

- методики осуществления проверки и оценки состояния мобилизационной подготовки структурных подразделений;

- организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации;

- порядок взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению мероприятий, обеспечивающих выполнение мобилизационных планов;

- методика определения необходимых объемов финансирования работ по мобилизационной подготовке;

- методика разработки мобилизационных планов;

- полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

- порядок подготовки нормативных правовых актов по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации;

- порядок взаимодействия органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, органов военного управления при выполнении мероприятий в области мобилизационной подготовки и мобилизации;

- порядок финансового обеспечения мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации;

- порядок организации воинского учета и бронирования граждан Российской Федерации, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас и работающих в органах государственной власти;

- порядок организации контроля и оценки состояния мобилизационной подготовки.

- подготовка и проведение учебных и учебно-методических занятий по мобилизационной подготовке;

-

- заключение договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий (заказов) с организациями, деятельность которых связана с деятельностью мобилизационных органов или которые находятся в сфере их ведения;

- разработка и уточнение документов мобилизационного планирования;

- планирование и выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке экономики (сферы деятельности);

- планирование, подготовка и проведение учебных и учебно-практических мероприятий по мобилизационной подготовке.

Кадровое обеспечение и организационно-штатная работа

- функция кадровой службы организации;

- принципы формирования и оценки эффективности деятельности кадровых служб в организациях;

- перечень государственных наград Российской Федерации;

- процедура ходатайствования о награждении;

- процедура поощрения и награждения за гражданскую службу;

- порядок проведения конкурсов и оформления конкурсной документации;

- порядок и технология проведения аттестации;

- порядок расчета стажа государственной гражданской службы или стажа работы по специальности, направлению подготовки, компенсаций, оформления пенсий государственным гражданским служащим;

- нормы этики и делового общения;

- порядок осуществления профессионального развития

- базовые основы информатики, структурное построение информационных систем и особенности работы с ними.

- ведение личных дел, трудовых книжек государственных гражданских служащих, работа со служебными удостоверениями;

- организация и нормирование труда;

- разработка проектов организационных и распорядительных документов по кадрам;

- хранение документов в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и локальными нормативными актами организации;

- организация мероприятий по профессиональному развитию государственных гражданских служащих;

- разработка проектов организационных и распорядительных документов по профессиональному развитию;

- работа с информационными системами и базами данных по ведению, учету кадров.

Осуществление закупок товаров и заключение государственных контрактов на поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ для нужд государственного органа

- понятие контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и основные принципы осуществления закупок;

- порядок ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками; - порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- порядок планирования и обоснования закупок;

- процедура обязательного общественного обсуждения закупок;

- порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги;

- порядок и особенности определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) конкурентными способами;

- порядок и особенности осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

- этапы и порядок исполнения, изменения и расторжения контракта;

- процедура обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки;

- ответственность за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

- планирование закупок;

- осуществление закупок конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

- осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя);

- исполнение государственных контрактов;

- составление, заключение, изменение и расторжение контрактов;

- разработка технических заданий извещений и документаций об осуществлении закупок;

- осуществление ведомственного контроля в сфере закупок и контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиками;

- обоснование закупок;

- проведение обязательного общественного обсуждения закупок;

- определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.

Управление и распоряжение государственным имуществом

- ведение учета федерального имущества, находящегося в ведении государственного органа и его подведомственных организаций;

- проведение инвентаризации товарно-материальных ценностей и подготовка пакета документов на списание движимого имущества.

Правовое, лингвистическое и переводческое сопровождение (обеспечение) деятельности, а также организация и обеспечение международного взаимодействия

- основы дипломатического этикета.

- организация и ведение конференций, симпозиумов, семинаров, деловых встреч;

- организационно-протокольное обеспечение переговоров с представителями иностранных государств, компаний и международных организаций;

- владение иностранными языками;

- ведение переговоров и переписки с зарубежными партнерами, в том числе на иностранном языке.

Представление интересов Российской Федерации в судах

- порядок ведения дел в судах различной инстанции.

- ведение исковой и претензионной работы.

Ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и отчетности

- методы бюджетного планирования;

- принципы бюджетного учета и отчетности.

- подготовка обоснований бюджетных ассигнований на планируемый период для государственного органа;

- анализ эффективности и результативности расходования бюджетных средств;

- разработка и формирование проектов прогнозов по организации бюджетного процесса в государственном органе;

- проведение инвентаризации денежных средств, товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Обеспечение координации деятельности территориальных органов федерального государственного органа и его представительств за рубежом

- функции и полномочия учредителя подведомственных организаций.

- ведение телефонных разговоров;

- организация подготовки разъяснений гражданам и организациям.

Проектная деятельность

- система управления проектной деятельностью в сфере государственного управления;

- процедура проектной деятельности, включая управление федеральными, региональными, ведомственными проектами, управление портфелями проектов и программ, администрирования проектной деятельности исполнительных органов государственной власти;

- формы проектных документов.

- развитие и стандартизация проектного управления в государственном секторе;

- формирование и развитие системы проектной деятельности в органах власти и организациях;

- применение инструментов и методов в следующих предметных областях управления проектами:

организация и заинтересованные стороны;

выгоды;

содержание;

сроки;

финансы;

планирование и контроль;

изменения;

риски и возможности;

ресурсы;

коммуникации и знания;

качество;

закупки и поставки.

- использование методических рекомендаций и выполнение правил оформления и ведения следующей проектной документации:

предложение по проекту (программе);

паспорт проекта (программы);

обоснование паспорта проекта (программы);

сводный план проекта (программы);

рабочий план проекта (программы);

форма запроса на изменение проекта (программы);

итоговый отчет о реализации проекта (программы).

- формирование организационной структуры проекта, закрепления функционала и ответственности в проектной команде, организации обучения и развития команды проекта;

- планирование достижения результатов, выгод, определения длительности и сроков реализации мероприятий проекта, а также допущений, которые влияют на сроки планирования;

- проведения оценки экономической эффективности проекта, определение затрат и формирования бюджета проекта, источников его финансирования;

- формирование плана проекта, организации и проведения мониторинга и контроля реализации проекта, управления отклонениями в проекте;

- применение инструментов инициирования, формирования, согласования и контроля изменений в проекте;

- применение инструментов и методов идентификации, оценки, реагирования, мониторинга и контроля рисков и возможностей проекта;

- создание коммуникационных схем для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников проекта, управления информацией,

- оформление и ведение проектной документации, включая проектное предложение, паспорт проекта, план мероприятий, запрос на изменение, итоговый отчет и иных проектных документов.