3. По вопросу оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
3. По вопросу оспаривания иных решений, действий (бездействия), принимаемых (осуществляемых) регистрирующими органами при реализации функции по государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
3.1. Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконными действий регистрирующего по проведению проверки в отношении общества в части проверки достоверности сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, суды исходили из того, что оспариваемые действия не нарушают закона или иных нормативных правовых актов. При этом суды отклонили доводы заявителя о том, что непредставление Обществом соответствующих документов и сведений повлечет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности ранее внесенных сведений в отношении генерального директора Общества, поскольку соответствующие доводы не свидетельствует о незаконности самой проверки и нарушении прав и законных интересов заявителя собственно проводимой проверкой (совершением оспариваемых действий).
По делу N А41-70015/16 Общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Инспекции о признании незаконными действий по проведению проверки в отношении Общества в части проверки достоверности сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.12.2016 в удовлетворении требований Общества отказано.
Законность и обоснованность решения проверялась по апелляционной жалобе Общества, в которой заявитель просил решение суда первой инстанции отменить, заявленные требования - удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения состоявшегося по делу судебного акта.
Из материалов дела следует, что участниками Общества являются Г.А.В. с долей участия 25 процентов уставного капитала, Л.А.П. с долей участия 25 процентов уставного капитала, К.В.Н. с долей участия 25 процентов уставного капитала, С.Ю.Г. с долей участия 25 процентов уставного капитала. Л.А.П. до 01.07.2016 являлся генеральным директором общества.
Решением внеочередного общего собрания участников Общества от 16.06.2016, оформленным протоколом N 13 общего собрания участников от 16.06.2016, форма проведения: очное присутствие, приняты положительные решения по вопросам повестки дня, в том числе по вопросам прекращения полномочий генерального директора Общества Л.А.П. 20.06.2016, назначения на должность генерального директора Обществам З.В.Г.
Регистрирующий орган 01.07.2016 на основании поступившего 24.06.2016 заявления З.В.Г. по форме N Р14001 (с приложением указанного протокола) внес в Единый государственный реестр юридических лиц запись (ГРН 2165004073793) о прекращении полномочий генерального директора Л.А.П. и возложений полномочий генерального директора на З.В.Г.
В регистрирующий орган 26.07.2016 от Л.А.П. поступило заявление заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, по форме N Р34002, в котором заявитель в качестве обстоятельств, свидетельствующих о недостоверности сведений, указал, что представленный протокол является подложным, так как Л.А.П. участия в общем собрании от 16.06.2016 не принимал, протокол не подписывал. Аналогичное заявление поступило от другого участника Общества - Г.А.В.
В связи с поступлением указанных заявлений регистрирующим органом проведены мероприятия по проверке достоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, в части сведений о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени Общества, в рамках которых изучены документы и сведения, имеющиеся у регистрирующего органа, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также пояснения, представленные заявителем, проведены опросы заинтересованных лиц (Л.А.П., З.В.Г., С.Ю.Г., К.В.Н., К.В.А., Ф.О.А.).
Регистрирующий орган 21.09.2016 направил истцу уведомление о необходимости представления достоверных сведений N 06-46/16930/1, в котором сообщил об установлении недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица З.В.Г. и о необходимости сообщить достоверные сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых направлено уведомление.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для принятия судом решения о признании действий (бездействия) административного органа незаконными требуется совокупность двух условий: несоответствие оспариваемых действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Каким образом проводимая проверка достоверности сведений нарушает права и законные интересы заявителя, суду установить не представилось возможным.
При этом доводы заявителя о том, что непредставление Обществом соответствующих документов и сведений повлечет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности ранее внесенных сведений в отношении генерального директора Общества, не свидетельствует о незаконности самой проверки и нарушении прав и законных интересов заявителя собственно проводимой проверкой (совершением оспариваемых действий).
В силу пункта 4.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
В силу пункта 4.2 указанной статьи проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
В силу пункта 4.3 указанной статьи Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий утверждены приказом ФНС России от 11.02.2016 N ММВ-7-14/72@.
Согласно пункту 4 указанных Оснований основанием для проведения мероприятий по проверке достоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц, является получение регистрирующим органом заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, а также иной информации о несоответствии сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в Единый государственный реестр юридических лиц таких сведений.
Рекомендуемый образец заявления о недостоверности сведений Единого государственного реестра юридических лиц приведен в приложении к настоящим Основаниям и Порядку.
Как было указано выше, Л.А.П., являясь заинтересованным лицом, обратился в регистрирующий орган с заявлением по установленной форме, что явилось основанием для проведения регистрирующим органом соответствующей проверки.
Учитывая изложенное, отсутствуют основания для вывода о незаконности оспариваемых действий регистрирующего органа по проведению проверки в отношении Общества в части проверки достоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений о физическом лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица.
При таких обстоятельствах, с учетом предмета и основания иска, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат, поскольку оспариваемые действия не нарушают закона или иных нормативных правовых актов.
Решением суда от 12.12.16 по делу N А41-42915/16 удовлетворены требования о признании недействительным решения внеочередного общего собрания участников Общества от 16.06.2016, оформленным протоколом N 13 от 16.06.2016, и решения регистрирующего органа о государственной регистрации вносимых изменений в сведения о юридическом лице и внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи от 01.07.2016 N 2165004073793 о регистрации З.В.Г. в качестве генерального директора Общества.
Данное решение не может иметь преюдициального значения для правильного разрешения спора на дату рассмотрения настоящего дела, однако выводы, к которым пришел суд по делу N А41-42915/16, свидетельствуют о наличии реальных оснований для сомнений у регистрирующего органа в достоверности сведений о З.В.Г., имеющем право без доверенности действовать от имени Общества, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, и обоснованности совершения оспариваемых действий по проверке достоверности таких сведений.
При этом на момент обращения Лексина А.П. в регистрирующий орган с заявлением по форме N Р34002 исковое заявление по делу N А41-42915/16 уже было принято к производству арбитражного суда (15.07.2016).
При данных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
3.2. Установив, что на момент рассмотрения спора регистрирующим органом было принято решение о государственной регистрации изменений местонахождения Общества, суды пришли к выводу об отсутствии со стороны регистрирующего органа бездействия, нарушающего права и законные интересы Общества. При этом довод заявителя о том, что невнесение регистрирующим органом в установленные сроки сведений о месте нахождения Общества нарушило его права в виде вынесения решения о проведении выездной проверки прежним налоговым органом без учета внесения изменений, суды отклонили, так как решение о проведении выездной налоговой проверки само по себе не свидетельствует о нарушении законных прав и интересов заявителя.
По делу N А40-186731/15 Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы к Межрайонной инспекции, Инспекции с заявлением о признании незаконными действия (бездействия) Межрайонной инспекции, выразившегося в неосуществлении в установленный законом срок регистрационных действий по внесению в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи ГРН 615774652428, решение о внесении которой принято 02.03.2015; об обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества путем внесения в ЕГРЮЛ исправления в сведения о дате изменения адреса (местонахождения) и налогового учета Общества с отображением в государственном реестре даты регистрации соответствующих изменений в установленный законом срок, исчисляемый с 24.02.2015.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 03.06.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12.12.2016, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просил отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не нашел оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из обжалуемых актов, 02.10.2006 Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией, о чем в ЕГРЮЛ внесена запись ГРН 5067746885993.
До 11.03.2015 Общество состояло на налоговом учете в Инспекции.
Протоколом внеочередного собрания учредителей от 17.02.2015 Обществом принято решение о внесении изменений в устав, связанных с изменением адреса местонахождения.
Общество 24.02.2015 обратилось в Межрайонную инспекцию с заявлением по форме N Р13001 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В расписке о получении документов, представленных для государственной регистрации юридического лица, указана дата выдачи регистрирующим органом документов - 04.03.2015.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ дата записи, содержащей сведения об адресе местонахождения и постановке на учет в налоговом органе, указана 11.03.2015.
Обществом 17.03.2015 получено решение Инспекции от 10.03.2015 N 862 о проведении выездной налоговой проверки за 2013 - 2014 года.
Ссылаясь на нарушение сроков внесения в ЕГРЮЛ сведений, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь положениями Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", суд отказал в удовлетворении требований, так как установил, что запись о внесении изменений действительно осуществлена регистрирующим органом за пределами срока, установленного статьей 8 названного Закона, однако на момент рассмотрения спора, регистрирующим органом было принято решение о государственной регистрации изменений местонахождения Общества, отраженных в ЕГРЮЛ, что свидетельствует об отсутствии бездействия органа, нарушающего права и законные интересы Общества.
Довод заявителя о том, что невнесение Межрайонной инспекцией в установленные сроки сведений о месте нахождения Общества нарушило его права в виде вынесения решения о проведении выездной проверки прежним налоговым органом без учета внесения изменений, правомерно отклонен, так как решение о проведении выездной налоговой проверки само по себе не свидетельствует о нарушении законных прав и интересов заявителя.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей