1.3 Текущее состояние ГИСП

ГИСП является одной из наиболее динамично развивающихся государственных информационных систем для юридических лиц. Система постоянно совершенствуется, накоплен значительный опыт эксплуатации системы и организации разработки сервисов. ГИСП обеспечивает охват 85 субъектов Российской Федерации и 35 отраслей промышленности. Пользователями системы выступают субъекты промышленности, федеральные и региональные органы исполнительной власти, институты развития и другие категории пользователей. По состоянию на декабрь 2020 года в ГИСП зарегистрировано более 50 тысяч пользователей, из которых около 35 тысяч являются предприятиями. Ежедневно около 7 тысяч посетителей заходят в ГИСП.

Пользователям ГИСП доступно более 100 сервисов различных категорий:

государственная поддержка промышленности;

отчетность;

продвижение продукции и развитие производства;

сервисы торговой площадки;

информационные сервисы;

аналитика;

сервисы для малого и среднего бизнеса;

проектное управление;

отраслевые порталы;

финансовые сервисы;

прогнозы.

С использованием ГИСП осуществляется сбор отчетности в рамках действия постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2017 N 1604 "О предоставлении субъектами деятельности в сфере промышленности, органами государственной власти и органами местного самоуправления информации для включения в государственную информационную систему промышленности и размещении информации государственной информационной системы промышленности в открытом доступе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сбор финансово-экономической отчетности подведомственных Минпромторгу России организаций и финансово-экономической отчетности предприятий, входящих в перечень системообразующих.

В ходе реализации мероприятий по борьбе с пандемией новой коронавирусной инфекции и ее экономическими последствиями на базе ГИСП были реализованы сервисы по инвентаризации и отчетности в части средств индивидуальной защиты.

В ГИСП реализован навигатор мер поддержки, который содержит информацию более чем о 1800 федеральных и региональных мерах поддержки. В виде цифровых сервисов в системе реализовано 17 федеральных мер поддержки. Более 750 тысяч товарных позиций внесено в Каталог промышленной продукции. География ГИСП также расширяется - в 2020 году реализован сервис для резидентов ЕАЭС.

В ходе анализа текущего состояния ГИСП выявлен ряд барьеров, преодоление которых необходимо для дальнейшего развития системы.

Существует потенциал для повышения информированности пользователей о функционале ГИСП и обеспечения более точного понимания пользователями ценности применения ГИСП. Более глубокое вовлечение отраслевых департаментов Минпромторга России и РОИВ в развитие сервисов ГИСП и наличие функционального заказчика у каждого сервиса позволит повысить уровень востребованности сервисов. Повышение актуальности и полноты данных в ГИСП, а также повышение уровня реализации флагманских сервисов положительно скажется на удовлетворенности пользователей. Решение масштабных задач, поставленных перед ГИСП, потребует более интенсивного технологического развития: обновление архитектуры системы, развитие техподдержки в соответствии с современными стандартами, развитие новых компетенций (в частности, владелец продукта, DevOps, архитектура данных, облачные технологии, применение машинного обучения и искусственного интеллекта).

На дальнейшее развитие ГИСП могут оказать влияние внешние факторы; к наиболее существенным из них относятся следующие:

потеря части пользовательской аудитории ГИСП в связи с реализацией аналогичного функционала в рамках других ГИС, например, потенциальная разработка новой ГИС в рамках реформирования институтов развития во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 06.11.2020 N Пр-1824; развитие навигатора мер поддержки и отдельных мер поддержки в ГИС, для которых оператором выступает Минэкономразвития России; реализация функционала Цифровой аналитической платформы Росстата; базы знаний и IoT платформы Минцифры России; перспективные сервисы платформы Гостех; сервисы частных информационных платформ (частных информационных систем промышленности);

сохранение законодательных ограничений в части коммерциализации сервисов государственных информационных систем;

организационная сложность обеспечения информационного взаимодействия в рамках СМЭВ;

низкий уровень цифровой зрелости промышленных предприятий, сдерживающий развитие ГИСП как платформы отраслевых данных и разработку сервисов, основанных на данных.