III. Организация систематической оценки эффективности и пересмотра обязательных требований в федеральных органах исполнительной власти
III. Организация систематической оценки эффективности
и пересмотра обязательных требований в федеральных органах
исполнительной власти
20. Федеральными органами исполнительной власти проводится оценка эффективности и пересмотр обязательных требований, проверяемых в ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий, в целях обеспечения минимизации рисков и предотвращения негативных социальных или экономических последствий.
Указанная оценка проводится на систематической основе с учетом того, что интервал оценки эффективности и пересмотра обязательных требований для всех нормативных правовых актов и всех типов нормативных документов, содержащих обязательные требования, не должен превышать 3 лет. В случае поступления неоднократных обращений (5 и более) представителей предпринимательского сообщества о нецелесообразности применения как отдельных обязательных требований, так и нормативных правовых актов в целом, этот срок должен быть сокращен.
Результатом данной работы является отмена неэффективных обязательных требований.
Принятие федеральным органом исполнительной власти решения о пересмотре обязательного требования может осуществляться также на основании предложений:
представителей научно-исследовательских организаций, экспертного и предпринимательского сообществ;
иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
21. Организация систематической оценки эффективности и пересмотра обязательных требований в федеральном органе исполнительной власти осуществляется в порядке, установленном распорядительным актом федерального органа исполнительной власти (при этом возможна организация соответствующей работы как в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем контрольно-надзорные функции, так и в федеральном министерстве, в чьем ведении находится федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольно-надзорные функции), с учетом настоящих методических рекомендаций, а также методических рекомендаций по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, подготовленных Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 42 плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р.
В распорядительном акте федерального органа исполнительной власти, устанавливающем порядок организации работы по систематической оценке эффективности обязательных требований, может предусматриваться отраслевая специфика организации работы по систематической оценке эффективности обязательных требований.
22. Организация работы по систематической оценке эффективности и пересмотру обязательных требований обеспечивается подразделением центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции, федерального министерства, в чьем ведении находится федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольно-надзорные функции (далее - уполномоченное подразделение).
Уполномоченным подразделением осуществляется также мониторинг лучших практик организации работы по контролю за соблюдением обязательных требований в зарубежных странах, на основании которого подготавливаются и направляются в проектный комитет предложения о необходимости пересмотра или отмены обязательных требований, о совершенствовании организации контрольно-надзорной деятельности.
23. Для координации работы создается специальная комиссия по систематической оценке эффективности и пересмотру обязательных требований (далее - специальная комиссия) под председательством заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, состоящая из представителей подразделений, участвующих в работе по обобщению и анализу правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, а также представителей предпринимательского и экспертного сообществ, членов общественных советов соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Работа специальной комиссии осуществляется на периодической основе.
24. В распорядительном акте федерального органа исполнительной власти, устанавливающем порядок организации работы по систематической оценке эффективности обязательных требований, следует определить порядок выявления неэффективных обязательных требований.
При этом для целей выявления неэффективных обязательных требований целесообразно:
создать специальный сервис на официальном сайте федерального органа исполнительной власти с возможностью направления сообщений, отзывов, комментариев ("обратная связь") от предпринимательского и экспертного сообществ об актуализации обязательных требований;
обеспечить сбор предложений об актуализации обязательных требований посредством анкетирования представителей предпринимательского сообщества в рамках организации и проведения публичных мероприятий для подконтрольных субъектов в центральном аппарате и территориальных органах с анализом правоприменительной практики <3>.
--------------------------------
<3> Анкета для проведения соответствующего анкетирования разрабатывается федеральным органом исполнительной власти совместно с профильной экспертной рабочей группой.
25. При выявлении, в том числе, в ходе обобщения и анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности неэффективных (устаревших, дублирующих и избыточных) обязательных требований, избыточных административных процедур указанные вопросы подлежат рассмотрению специальной комиссией в целях выработки соответствующих решений.
Специальной комиссией готовится одно из следующих предложений:
оставить действие обязательного требования без изменений;
пересмотреть обязательное требование (в том числе объединить с иным обязательным требованием);
отменить обязательное требование,
а также иные предложения, направленные на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в соответствующей сфере правоотношений.
Предложения докладываются руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции, федерального министерства, в чьем ведении находится федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольно-надзорные функции, и (при необходимости) направляются им в федеральные органы государственной власти, наделенные компетенцией в соответствующей сфере, а также в проектный комитет и профильные экспертные рабочие группы.
26. При принятии руководством федерального органа исполнительной власти решений об отмене, пересмотре обязательных требований, оптимизации административных процедур уполномоченным подразделением осуществляется подготовка соответствующих проектов нормативных правовых актов, нормативных документов.
27. Ежегодно результаты систематической оценки эффективности и пересмотра обязательных требований размещаются на сайте федерального органа исполнительной власти.
28. При проведении анализа и оценки эффективности обязательных требований используются также перечни нормативных правовых актов, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю, размещенные на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, в соответствии с пунктом 30 плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р.
Оценка эффективности обязательных требований проводится с учетом, в том числе, следующей информации:
28.1. Оценка издержек (фактических расходов) субъектов предпринимательской и иной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения обязательного требования (по возможности с дифференциацией для каждой группы субъектов предпринимательской и иной деятельности).
При характеристике указанных издержек целесообразно выделять:
а) единовременные расходы (издержки) (например, расходы, связанные с капитальными вложениями, разработкой информационных систем, разработкой внутренней нормативной документации, обучением);
б) периодические, длящиеся расходы (издержки) (например, расходы на наем дополнительного персонала, на содержание и обслуживание техники).
Все данные о периодических, длящихся расходах (издержках) следует приводить с указанием времени их возникновения и заполнять в расчете за один календарный год.
При определении расходов (издержек) могут быть использованы официальные статистические данные (данные о зарплатах, численности работников, объемах производства и реализации определенных видов продукции), данные опросов представителей соответствующих групп (в том числе информация, полученная в ходе публичных консультаций), социологических опросов, независимых исследований, мониторингов, а также иная релевантная информация.
При проведении оценки издержек субъектов предпринимательской и иной деятельности целесообразно руководствоваться методикой оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669, а также при необходимости использовать "онлайн-калькулятор" для автоматического расчета издержек, связанных с исполнением требований регулирования, размещенным на официальном сайте "www.regulation.gov.ru".
28.2. Сведения об установленной ответственности за нарушение обязательного требования (в том числе с указанием дифференциации ответственности в зависимости от категории риска или класса (категории) опасности поднадзорных (подконтрольных) объектов, видов деятельности.
В случае если нормативный правовой акт не предусматривает ответственности за нарушение установленных им требований, рекомендуется выявить нормы иных нормативных правовых актов, устанавливающих составы правонарушений, объективной стороной которых является несоблюдение требований нормативного правового акта, а также практику их применения, оценку соответствующих санкций и их тяжести, влияния на дальнейшее функционирование, деловую репутацию и финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
28.3. Сведения о количестве проверок соблюдения обязательного требования, проведенных в календарном году, предшествующем текущему году (рекомендуется сопоставление данных в динамике, по годам);
28.4. Оценка коррупционных рисков (в том числе наличие/отсутствие рисков коррупции при исполнении/проверке исполнения обязательного требования);
28.5. Степень риска, на предотвращение которого направлено действие обязательного требования (угроза жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо создание непосредственной угрозы указанных последствий);
28.6. Сравнительный анализ обязательных требований и контрольно-надзорных функций с лучшими аналогичными международными практиками в соответствующей сфере (включая опыт стран ОЭСР), в том числе в части обоснованности установления обязательных требований, различий в их основных характеристиках, включая стоимость затрат подконтрольных субъектов на администрирование соблюдения обязательных требований и соответствие обязательных требований доступным современным технологиям.
Предлагается также сопоставление затрат предпринимательского сообщества, связанных с соблюдением обязательного требования (оценка издержек (фактических расходов) на соблюдение обязательного требования и (или) на оценку соответствия обязательному требованию), с затратами на выполнение обязательного требования с учетом лучших аналогичных международных практик в соответствующей сфере (включая опыт стран ОЭСР).
29. В случае если федеральным органом исполнительной власти инициируется введение нового обязательного требования, соответствующий проект нормативного правового акта или нормативного документа рассматривается на заседании специальной комиссии.
По итогам заседания специальная комиссия принимает предложение о целесообразности (нецелесообразности) введения нового обязательного требования, которое докладывается руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контрольно-надзорные функции, федерального министерства, в чьем ведении находится федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контрольно-надзорные функции.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей