III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)

III. Меры по обеспечению антитеррористической защищенности

объектов (территорий)

21. Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:

а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объекты (территории), что достигается посредством:

организации и осуществления охраны объектов (территорий);

организации и обеспечения пропускного режима на объектах (территориях) и осуществления контроля за его функционированием;

организации и обеспечения внутриобъектового режима на объектах (территориях) и осуществления контроля за его функционированием;

поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объектах (территориях);

б) выявления потенциальных нарушителей режимов, установленных на объектах (территориях), и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта, что достигается посредством:

неукоснительного соблюдения установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов;

постоянного контроля за текущей обстановкой на объектах (территориях) и прилегающей территории на предмет выявления посторонних лиц и подозрительных предметов, а также лиц, осуществляющих наблюдение за объектами (территориями) или сбор сведений об объектах (территориях);

обмена информацией между подразделениями охраны объектов (территорий) и территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в) пресечения попыток совершения террористических актов на объектах (территориях), что достигается посредством:

исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и транспортных средств;

своевременного выявления, предупреждения и устранения причин несанкционированного проникновения на объекты (территории);

организации и осуществления взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по пресечению попыток совершения террористического акта на объектах (территориях);

усиленного контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей;

г) минимизации возможных последствий и ликвидации угроз террористических актов на объектах (территориях), что достигается посредством:

своевременного информирования территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации об угрозе совершения или о совершении террористического акта;

своевременного оповещения работников и посетителей объектов (территорий) об эвакуации, обеспечения технических возможностей эвакуации;

организации оперативной и беспрепятственной эвакуации работников и посетителей объектов (территорий) в случае угрозы совершения или совершения террористического акта;

информирования работников объектов (территорий) о способах защиты и действиях в случае угрозы совершения террористического акта или его совершения;

проведения с работниками объектов (территорий) учений (тренировок) по оперативной и беспрепятственной эвакуации;

организации и осуществления взаимодействия по ликвидации угрозы и минимизации последствий террористического акта на объектах (территориях) с территориальными органами безопасности, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

д) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий), что достигается посредством:

установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;

ограничения доступа должностных лиц (работников) и иных лиц к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;

обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения;

(пп. "д" введен Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 N 219)

е) выявления и предотвращения несанкционированного проноса (провоза) и применения на объектах (территориях) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении путем почтовых отправлений, что достигается посредством:

организации санкционированного допуска на объекты (территории) посетителей и автотранспортных средств;

своевременного выявления фактов нарушения пропускного режима, попыток проноса (провоза) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов на объекты (территории);

обеспечения достаточного уровня подготовки должностных лиц и персонала объектов (территорий) по вопросам выявления и предупреждения применения на объектах (территориях) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении путем почтовых отправлений;

осуществления контроля за состоянием помещений, используемых для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.

(пп. "е" введен Постановлением Правительства РФ от 13.03.2020 N 269)

22. В целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) руководителями объектов независимо от категории объектов (территорий) утверждаются организационно-распорядительные документы, в том числе:

а) инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах;

б) планы и схемы охраны объектов (территорий);

в) планы проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств охраны объектов (территорий);

г) планы действий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе порядок оповещения и эвакуации, схемы эвакуации, инструкции, регламентирующие действия работников объектов (территорий) в чрезвычайных ситуациях;

д) регламенты взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам противодействия терроризму;

е) паспорта безопасности объектов (территорий).

23. На объектах (территориях), которым присвоена вторая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктом 21 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) организация усиленного пропускного и внутриобъектового режимов с ограничением посещения объектов (территорий) и усилением проверочных мероприятий;

б) обеспечение охраны объектов (территорий) военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 737)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) определение зон ограниченного доступа и их оснащение системой контроля и управления доступом;

г) оснащение центрального поста охраны тревожной сигнализацией, предусматривающей возможность экстренного вызова сотрудников правоохранительных органов;

д) выполнение мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к сведениям, раскрывающим антитеррористическую защищенность объектов (территорий).

24. На объектах (территориях), которым присвоена первая категория, в дополнение к мероприятиям, предусмотренным пунктами 21 и 23 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) обеспечение охраны объектов (территорий) усиленными постами военизированных и сторожевых подразделений организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 22.05.2020 N 737)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) оснащение периметра объектов (территорий) системами охранной сигнализации;

в) оборудование на въездах (входах) на объекты (территории), выездах (выходах) с объектов (территорий) контрольно-пропускных пунктов, оснащенных системой контроля и управления доступом;

г) оснащение въездов на объекты (территории) средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, а также воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении;

д) оснащение пунктов пропуска людей техническими средствами выявления запрещенных веществ и предметов (пороговыми сигнализаторами ионизирующего излучения, стационарными и ручными металлодетекторами).

25. Руководителями объектов может быть принято решение об использовании мер антитеррористической защищенности объектов (территорий) по более высокой категории.

26. Инженерная защита объектов (территорий) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" на всех этапах их функционирования (проектирование (включая изыскания), строительство, монтаж, наладка, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт и утилизация (снос).

Наибольшая плотность инженерно-технических средств охраны создается на направлениях, ведущих к критическим элементам объектов (территорий), на трудно просматриваемых участках периметров и в уязвимых местах объектов (территорий).

27. При получении информации об угрозе совершения террористического акта руководители объектов обеспечивают:

а) осуществление мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объектов (территорий);

б) оповещение находящихся на объектах (территориях) лиц об угрозе совершения террористического акта;

в) эвакуацию людей;

г) усиление охраны, а также пропускного и внутриобъектового режимов;

д) организацию доступа оперативных подразделений территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на объекты (территории).

28. Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, предусмотренных настоящими требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".