Федеральная образовательная программа начального общего образования утв. Приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 372.

3.3.4. Материально-технические условия реализации основной образовательной программы

Материально-техническая база образовательной организации должна быть приведена в соответствие с задачами по обеспечению реализации основной образовательной программы образовательной организации и созданию соответствующей образовательной и социальной среды.

Для этого образовательная организация разрабатывает и закрепляет локальным актом перечни оснащения и оборудования образовательной организации.

Критериальными источниками оценки учебно-материального обеспечения образовательной деятельности являются требования ФГОС НОО, лицензионные требования и условия Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 28 октября 2013 г. N 966, а также соответствующие приказы и методические рекомендации, в том числе:

- постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 29 декабря 2010 г. N 189, СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

- перечни рекомендуемой учебной литературы и цифровых образовательных ресурсов;

- аналогичные перечни, утвержденные региональными нормативными актами и локальными актами образовательной организации, разработанные с учетом особенностей реализации основной образовательной программы в образовательной организации.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО для обеспечения всех предметных областей и внеурочной деятельности образовательная организация, реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает мебелью, презентационным оборудованием, освещением, хозяйственным инвентарем и оборудуется:

- учебными кабинетами с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников;

- помещениями для занятий естественно-научной деятельностью, моделированием, техническим творчеством, иностранными языками;

- помещениями (кабинетами, мастерскими, студиями) для занятий музыкой, хореографией и изобразительным искусством;

- помещениями библиотек с рабочими зонами, оборудованными читальными залами и книгохранилищами, обеспечивающими сохранность книжного фонда, медиатекой;

- актовым залом;

- спортивными сооружениями (комплексами, залами, бассейнами, стадионами, спортивными площадками, тирами), оснащенными игровым, спортивным оборудованием и инвентарем;

- помещениями для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи, обеспечивающими возможность организации качественного горячего питания, в том числе горячих завтраков;

- административными и иными помещениями, оснащенными необходимым оборудованием, в том числе для организации учебной деятельности процесса с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ;

- гардеробами, санузлами, местами личной гигиены;

- участком (территорией) с необходимым набором оснащенных зон.

Образовательная организация обеспечивает комплектом средств обучения, поддерживаемых инструктивно-методическими материалами и модулем программы повышения квалификации по использованию комплекта в образовательной деятельности, обеспечивающей реализацию основных образовательных программ в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

Состав комплекта средств обучения должен объединять как современные (инновационные) средства обучения на базе цифровых технологий, так и традиционные - средства наглядности (печатные материалы, натуральные объекты, модели), а также лабораторное оборудование, приборы и инструменты для проведения натурных экспериментов и исследований, расходные материалы и канцелярские принадлежности.

Состав комплекта должен формироваться с учетом:

- возрастных, психолого-педагогических особенностей обучающихся;

- его необходимости и достаточности;

- универсальности (возможности применения одних и тех же средств обучения для решения комплекса задач в учебной и внеурочной деятельности, в различных предметных областях, а также при использовании разнообразных методик обучения);

- необходимости единого интерфейса подключения и обеспечения эргономичного режима работы участников образовательных отношений;

- согласованности совместного использования (содержательной, функциональной, программной и пр.).

Инновационные средства обучения должны содержать:

- аппаратную часть, включающую: модуль масштабной визуализации, управления и тиражирования информации, организации эффективного взаимодействия всех участников образовательных отношений; документ-камеру, модульную систему экспериментов и цифровой микроскоп, систему контроля и мониторинга качества знаний;

- программную часть, включающую многопользовательскую операционную систему и прикладное программное обеспечение;

- электронные образовательные ресурсы по предметным областям.

Оценка материально-технических условий реализации основной образовательной программы в образовательной организации может быть осуществлена по следующей форме:

Компоненты оснащения

Необходимое оборудование и оснащение

Необходимо/имеется в наличии

1. Компоненты оснащения учебного кабинета начальной школы

1.1. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение, локальные акты: ...

1.2. Учебно-методические материалы:

1.2.1. УМК...

1.2.2. Дидактические и раздаточные материалы: ...

1.2.3. Аудиозаписи, слайды по содержанию учебного предмета, ЭОР: ...

1.2.4. Традиционные и инновационные средства обучения, компьютерные, информационно-коммуникационные средства: ...

1.2.5. Учебно-практическое оборудование: ...

1.2.6. Игры и игрушки: ...

1.2.7. Оборудование (мебель): ...

2. Компоненты оснащения методического кабинета начальной школы

2.1. Нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней, локальные акты:. ..

2.2. Документация ОУ.

2.3. Комплекты диагностических материалов: ...

2.4. Базы данных: ...

2.5. Материально-техническое оснащение: ...

3. Компоненты оснащения физкультурного зала: ...

...

4. ...

...

5. ...

...

Важно также на основе СанПиНов оценить наличие и размещение помещений, необходимого набора зон (для осуществления образовательной деятельности и хозяйственной деятельности, активной деятельности, сна и отдыха, питания обучающихся), площадь, инсоляция, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий, которые должны обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательных отношений.

Материально-технические условия реализации основной образовательной программы начального общего образования должны обеспечивать:

- реализации индивидуальных учебных планов обучающихся, осуществления самостоятельной познавательной деятельности обучающихся;

- включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования цифрового (электронного) и традиционного измерения, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций основных математических и естественнонаучных объектов и явлений;

- художественного творчества с использованием современных инструментов и технологий, реализации художественно-оформительских и издательских проектов;

- создания материальных объектов, в том числе произведений искусства;

- развития личного опыта применения универсальных учебных действий в экологически ориентированной социальной деятельности, экологического мышления и экологической культуры;

- создания и использования информации (в том числе запись и обработка изображений и звука, выступления с аудио-, видеосопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);

- получения информации различными способами (поиск информации в сети Интернет, работа в библиотеке и др.);

- наблюдения, наглядного представления и анализа данных; использования цифровых планов и карт, спутниковых изображений;

- физического развития, участия в спортивных соревнованиях и играх;

- исполнения, сочинения и аранжировки музыкальных произведений с применением традиционных инструментов и цифровых технологий;

- занятий по изучению правил дорожного движения с использованием игр, оборудования, а также компьютерных технологий;

- планирования учебной деятельности, фиксирования ее реализации в целом и отдельных этапов (выступлений, дискуссий, экспериментов);

- обеспечения доступа в школьной библиотеке к информационным ресурсам Интернета, учебной и художественной литературе, коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях, к множительной технике для тиражирования учебных и методических тексто-графических и аудио-, видеоматериалов, результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;

- размещения своих материалов и работ в информационной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- выпуска школьных печатных изданий, работы школьного сайта;

- организации качественного горячего питания, медицинского обслуживания и отдыха обучающихся и педагогических работников.

Все указанные виды деятельности должны быть обеспечены расходными материалами.